Содержание номера
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2018-1(29)-166-173
НАБЛЮДЕНИЕ НАД РЕЧЕВЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ ПРОШЛОГО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Пушкарева Н.В. /
Резюме:
Компетентностный подход к обучению в системе высшего образования, акцентирующий внимание на результате как способности действовать в различных ситуациях, предполагает достижение в процессе формирования языковой личности высокого уровня коммуникативной компетентности, освоение обучающимися ряда общекультурных компетенций, а также овладение познавательным опытом, без которого невозможна эффективная коммуникация. Указанные цели достигаются путем преподавания гуманитарных дисциплин, содержательно соотносимых с дисциплиной «культура речи», основой которого является историко-культурный подход как в вопросах теории, так и в практическом обучении коммуникативным стратегиям и тактикам. Материал, соответствующий поставленной цели, содержится в произведениях русской классической литературы, фиксирующих значимые факты истории России и являющихся источником исторического и социально-культурного опыта. На примере анализа речевого поведения героев повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» демонстрируется актуализация русского речевого идеала, сложившегося с учетом кодекса поведения XVIII в. Отмечается преемственность этических и поведенческих принципов, которые определяют отношения индивидуума и общества, маркируют границы личной свободы индивидуума, определяют критерии самооценки. Анализ особенностей речевого поведения, свойственных коммуникантам предшествующих эпох, расширяет коммуникативный опыт обучающихся и позволяет более адекватно оценивать современные языковые средства общения
Ключевые слова: проблемы современного гуманитарного образования; преподавание русского языка как родного; компетентностный подход, коммуникативная компетентность, языковая личность, историко-культурный компонент.
Для цитирования: Пушкарева Н.В., Cтаровойтова О.А. Наблюдение над речевым поведением литературных персонажей прошлого как средство формирования языковой личности обучающихся в рамках компетентностного подхода // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2018. №1(29). С. 166-173. DOI: 10.29025/2079–6021-2018-1(29)-166-173.
Язык: русский
Количество показов: 536
ISBN 2619-029X (Online)