Содержание номера
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2018-1(29)-103-112
ДАНЬ, ДАР, ПОДАРКИ И ДУХОВНЫЕ ДАРЫ В ДИНАМИКЕ РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИ
Пятаева Н.В. / Булина Е.В. / Ибатуллина Е.А. /
Резюме:
На основании сложившихся в современной лингвистике представлений об основных свойствах лексикосеман тической системы языка как сверхсложной, саморазвивающейся, динамической системы авторы статьи счита ют, что её изучение и описание на оси сменяющих друг друга лингвохронологических уровней возможно только на основе реконструкции и разноаспектного исследования крупных лексических объединений, каковыми являются этимологические гнёзда. Семантикословообразовательный центр «Дар» – многокомпонентный фрагмент реконструированного эти мологического гнезда *Dati – занимает исключительно важное место не только в словообразовательной и се мантической системе русского языка, но и в русской языковой картине мира в целом. В статье представлены ре зультаты динамического системноструктурного и антропоцентрического описания концепта «Дар» в истории русского языка от праславянского до современного состояния. Лексика, репрезентирующая культурные феномены «Дар» и «Обмен дарами», образует чрезвычайно широкую главу праиндоевропейского словаря, эта особенность индоевропейского корня *dō продолжается и в праславянском языке, где в составе ЭГ *Dati выделяются семан тикословообразовательные центры *dati ‘дать, давать, дарить’, *danь ‘дань, подать – объект обязательной передачи в качестве платы’, *darъ ‘дар, подарок – объект добровольной передачи в знак признательности, друж бы и установления мирных отношений’. Сохранение в праславянском и современных славянских языках древних именных производных от одного корня, обозначающих ‘дар’ и ‘обмен дарами’ (*danь, *darъ), Вяч. Вс. Иванов объ ясняет тем, что на определённом этапе раннего Средневековья обмен и договоры как универсальные социологи ческие явления принимали характер обмена подарками. По форме эти дары были добровольными, по существу же – строго обязательными. В результате устанавливалась тесная связь: на дарующего налагались обязатель ства по отношению к одариваемому. Таким образом, обмен дарами имел в глазах этих людей магическую силу, об условившую значимость концепта «Дар» и в современной русской картине мира, что подтверждается в статье лексическими, фразеологическими и контекстными данными.
Ключевые слова: история русского языка, лексико-семантическая система языка, лингвохронологический уровень, этимологическое гнездо, семантико-словообразовательный центр, лингвокультурный концепт
Для цитирования: Пятаева Н.В., Булина Е.В., Ибатуллина Е.А. Дань, дар, подарки и духовные дары в динамике русской языковой картины мира // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2018. №1(29). С. 103-112. DOI: 10.29025/2079–6021-2018-1(29)-103-112.
Язык: русский
Количество показов: 433
ISBN 2619-029X (Online)