Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 821.161.1:801.73
DOI: https://doi.org/ 10.29025/2079–6021-2019-1-178-188

Особенности воображения на этапе наглядно-образного мышления в процессе когнитивной активности субъекта. Метафорическая природа воображения


Калашникова Л.В. /

Получена: 6.12.2018 Принята: 31.01.2019 Опубликована онлайн: 25.03.2019

Резюме:

Статья посвящена исследованию особенностей воображения на этапе наглядно-образного мышления в процессе когнитивной активности субъекта. Человеческое сознание обладает способностью к когнитивному творчеству – свободному комбинированию разнообразных образов. В основе воображения – созидательные процессы. Познавая действительность, ребенок, в меру развития своего когнитивного опыта, пытается осмыслить окружающую «метафорическую действительность», прибегая к собственной интерпретации, выстраиванию новых смыслов. Индивидуальный опыт субъекта порождает метафору как результат реакции на окружающую действительность, как способ разрешения противоречий, возникающих в процессе познания и репрезентации действительности. На этапе наглядно-образного мышления для поиска решений, недостающих языку значений ребенок, оперируя имеющимся набором образов, синтезирует новые концепты, не задумываясь о законах логики или особых правилах совместимости, легко переходя из фрейма в фрейм, включая фантазию и воображение. Исследование механизма формирования художественного образа в дискурсе стихотворения подтвердило, что репродуктивное воспроизведение основано на метафорических переносах, позволяющих абстрагировать какой-либо признак одного предмета и увидеть его в другом. Акцентирование признака индивидуализирует образ, делает его незабываемым за счет разнообразных стилистических средств. Воображение, как средство создания художественного образа, связано с эмоциональной сферой субъекта, открывает простор творческой самостоятельности, выполняет моделирующую функцию – создает необычные метафоры, несет новую содержательную интерпретацию признаков, явлений; будучи связанным с мышлением, реализует компенсаторную функцию в процессе когнитивной деятельности субъекта, устанавливая соответствие между имеющимися когнитивными структурами и новыми знаниями

Ключевые слова: когнитивная деятельность, метафорический перенос, акцентирование, когнитивные структуры, воображение, фантазия, образ, наглядно-образное мышление, репрезентация, метафора

Для цитирования: Калашникова Л.В. Особенности воображения на этапе наглядно-образного мышления в процессе когнитивной активности субъекта. Метафорическая природа воображения. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019; 1: 178-188. DOI: 10.29025/2079–6021-2019-1-178-188

PDF (RUS)

Язык: русский




Количество показов: 6058

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх