Содержание номера
DOI: https://doi.org/10.29025/2079–6021-2019-1-155-163
Внутренний бунт как семантическая единица мотива одиночества в прозе Т. Москвиной
Сафарова К.Р. /
Резюме:
Данная статья посвящена мотивному анализу прозы современной писательницы Т. Москвиной (романы: «Смерть это все мужчины», «Она что-то знала», «Позор и чистота», «Жизнь советской девушки»). В работе исследуется конкретная единица мотива одиночества, вычленяемая как самостоятельная сема – «внутренний бунт». Данная единица, на наш взгляд, является парадигмообразующей и доминирующей в модели мира и поэтике писателя, отражает присутствующую в романном повествовании Москвиной оппозицию «мужского» / «женского» мира, реализуется на уровне содержательном, сюжетном. Цель статьи − рассмотреть, как в соответствии с мотивной семой строится прорисовка характеров героинь, доказать структурообразующую и смыслообразующую функцию мотива как элемента повествования. В основу исследования были положены структурно-семантический, типологический и сравнительно-исторический методы, позволившие рассмотреть конкретный мотивно-образный элемент (внутренний бунт) как часть целого, более универсального и оттого общего мотива (одиночества), обозначить его смыслы и функции, а также выявить типологию заданной мотивной единицы, реализующейся на уровне сюжета, композиции и образов персонажей. Сравнительно-исторический метод дал возможность проследить эволюцию и трансформацию избранного мотива как важнейшего бытийного архетипа и поливариантного членимого на семы конструкта.
Результатом исследования стала условная классификация героинь Т. Москвиной. Так, в контексте семантической единицы внутреннего бунта нами было выделено два типа: героини «смиренные» и героини «бунтующие». Причем их бунт – это реакция на череду неудач и предательств. Постоянное состояние противоборства рождает недоверие к миру, которое становится имманентным для всякой женщины, осознающей неравенство и оттого не соглашающейся на него. Финалом такого несогласия главным образом является смерть – уход вынужденный и добровольный одновременно. «Смиренные» героини также ощущают несправедливость мира, но все-таки пытаются «уложиться» в существующую систему, однако, чаще всего, в этой системе они карикатурны или несчастны.
Ключевые слова: мотив одиночества, внутренний бунт, семантическая единица, Татьяна Москвина, женская проза
Для цитирования: Сафарова К.Р. Внутренний бунт как семантическая единица мотива одиночества в прозе Т. Москвиной. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019; 1: 155-163. DOI: 10.29025/2079–6021-2019-1-155-163
Язык: русский
Количество показов: 378
ISBN 2619-029X (Online)