Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 81–119
DOI: https://doi.org/10.29025/2079–6021-2019-1-23-30

О статусе языковой личности преподавателя в литературном дискурсе


Бузинова Л.М. /

Получена: 4.12.2018 Принята: 28.01.2019 Опубликована онлайн: 25.03.2019

Резюме: В данной статье рассматривается языковая личность преподавателя в ее профессиональном статусе сквозь призму художественной литературы. Статусные характеристики личности, в частности языковой личности, продолжают привлекать внимание лингвистов как в нашей стране, так и за рубежом. Основополагающим является понимание языковой личности, с одной стороны, в качестве конкретного носителя языка, способного понимать, воспроизводить и создавать тексты, а с другой стороны, это личность, охарактеризованная на основе анализа созданных ею текстов с точки зрения репрезентации в этих текстах разнообразных средств языка для выражения окружающей действительности в различных аспектах ее проявления. Поэтому неудивительно, что рассмотрение языковой личности является многоаспектным.
Статус индивида в его языковой ипостаси может рассматриваться в различных аспектах: лингвокультурологическом, социолингвистическом, психолингвистическом, семиологическом и др. В рамках когнитивно-коммуникативного и культурно-антропологического анализа выявляются сущностные черты профессиональной идентичности преподавателя (учителя).
В статье рассматривается статус преподавателя с точки зрения его персонологической модальности, иными словами в русле позиционирования профессиональной языковой личности в национальной лингвокультуре. Речь, прежде всего, идёт о коллективных представлениях носителей национального языка, в частности литературного, о преподавательском призвании и личности педагога. Выделяются качественные и количественные параметры социального и дискурсного статуса преподавателя в сознании носителей русского языка. Определяется ряд доминантных черт преподавателя в российской лингвокультуре.

1Статья публикуется в рамках V Международной научно-практической конференции «Коммуникативные технологии в образовании, бизнесе, политике и праве: проблемы и перспективы реализации в современной цифровой среде» (Волгоград, ВГСПУ, 6–8.12.2018). COMMUNICATION AND DISCOURSE STUDIES 24 актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики, 2019, № 1

Ключевые слова: языковая личность, преподаватель, статус, национальная культура, литература.

Для цитирования: Бузинова Л.М. О статусе языковой личности преподавателя в литературном дискурсе. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019; 1: 23-30. DOI: 10.29025/2079–6021-2019-1-23-30.

PDF (RUS)

Язык: русский




Количество показов: 865

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх