Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 81-119
DOI: https://doi.org/10.29025/2079–6021-2019-1-12-22

Дискурсивная ситуация и проблема понимания в аспекте референтности и коммуникативности


Левицкий А.Э. /

Получена: 3.12.2018 Принята: 25.01.2019 Опубликована онлайн: 25.03.2019

Резюме: В статье рассматриваются референтные и коммуникативные аспекты кодирования / декодирования информации, передаваемой в художественном дискурсе. Они анализируются с позиций передачи информации и обеспечения понимания. В статье обосновывается значимость фреймов как структур знания для декодирования получателем содержащейся в дискурсивной ситуации информации. Дискурсивная ситуация включает в себя цивилизационную, этнокультурную, социальную и индивидуально-личностную составляющие, органично взаимодействующие между собой в поле каждой отдельно взятой языковой личности. Кроме того, подчеркивается и неразрывность связей вербализованных и невербальных составляющих высказывания для передачи информации. При этом ситуация понимается как когнитивно-коммуникативная форма представления знаний в языке и речи. Фрейм является средством описания, способом упаковки и подачи информации о ней. Референтный аспект вербализованной ситуации выступает фрагментом действительности, представленным словом, высказыванием и текстом. Коммуникативный аспект отражает речевое взаимодействие ее участников – персонажей художественных произведений или писателя с читателем; ее фреймовое представление вскрывает семантические особенности высказываний и текста. Его динамическая структура представлена текстовыми фрагментами.
Сущность соотношения разных аспектов дискурсивных ситуаций в том, что коммуникативный является вторичным относительно референтного, так как на его основе отражает описываемый мир. Структуру вербализованной ситуации в художественном дискурсе следует рассматривать как номинативное, коммуникативное и текстово-композиционное единство. Таким образом, речь идет о взаимодействии референтной и коммуникативной составляющих дискурсивной ситуации.

Ключевые слова: понимание, дискурсивная ситуация, референтность, коммуникативность, фрейм, пресуппозиция.

Для цитирования: Левицкий А.Э. Дискурсивная ситуация и проблема понимания в аспекте референтности и коммуникативности. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019; 1:12-22. DOI: 10.29025/2079–6021-2019-1-12-22.

PDF (RUS)

Язык: русский




Количество показов: 459

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх