Содержание номера
DOI: https://doi.org/10.29025/2079–6021-2019-1-12-22
Дискурсивная ситуация и проблема понимания в аспекте референтности и коммуникативности
Левицкий А.Э. /
Резюме:
В статье рассматриваются референтные и коммуникативные аспекты кодирования / декодирования информации, передаваемой в художественном дискурсе. Они анализируются с позиций передачи информации и обеспечения понимания. В статье обосновывается значимость фреймов как структур знания для декодирования получателем содержащейся в дискурсивной ситуации информации. Дискурсивная ситуация включает в себя цивилизационную, этнокультурную, социальную и индивидуально-личностную составляющие, органично взаимодействующие между собой в поле каждой отдельно взятой языковой личности. Кроме того, подчеркивается и неразрывность связей вербализованных и невербальных составляющих высказывания для передачи информации. При этом ситуация понимается как когнитивно-коммуникативная форма представления знаний в языке и речи. Фрейм является средством описания, способом упаковки и подачи информации о ней. Референтный аспект вербализованной ситуации выступает фрагментом действительности, представленным словом, высказыванием и текстом. Коммуникативный аспект отражает речевое взаимодействие ее участников – персонажей художественных произведений или писателя с читателем; ее фреймовое представление вскрывает семантические особенности высказываний и текста. Его динамическая структура представлена текстовыми фрагментами.
Сущность соотношения разных аспектов дискурсивных ситуаций в том, что коммуникативный является вторичным относительно референтного, так как на его основе отражает описываемый мир. Структуру вербализованной ситуации в художественном дискурсе следует рассматривать как номинативное, коммуникативное и текстово-композиционное единство. Таким образом, речь идет о взаимодействии референтной и коммуникативной составляющих дискурсивной ситуации.
Ключевые слова: понимание, дискурсивная ситуация, референтность, коммуникативность, фрейм, пресуппозиция.
Для цитирования: Левицкий А.Э. Дискурсивная ситуация и проблема понимания в аспекте референтности и коммуникативности. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019; 1:12-22. DOI: 10.29025/2079–6021-2019-1-12-22.
Язык: русский
Количество показов: 459
ISBN 2619-029X (Online)