Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2025 г.:
«Феномен лингвокреативности в дискурсивных практиках»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Индексирование

Содержание номера

УДК 81’22+81’42
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2024-2-139-153

Англоязычный авторский трэвел-блог: жанровые, структурные и прагмастилистические особенност

Авторы: Гацура Н.И. 


Получена: 27.03.2024 Принята: 17.04.2024 Опубликована онлайн: 25.06.2024

Резюме: Цель статьи – установить жанровые, структурные и прагмастилистические особенности англоязычного трэвел-блога. Трэвел-блог как жанр представляет собой форму интернет-коммуникации, сочетающую элементы разных стилей; отличается диалогичностью, интерактивностью и поликодовостью – сочетанием вербальных и невербальных компонентов, служащих информационным, аппелятивным и персуазивным целям. В статье используются методы дискурсивного, прагмастилистического и контекстуального анализа. Выявлено, что жанровыми особенностями проанализированных сообщений трэвел-блога являются гибридные речевые формы нейтрального и разговорного регистров, построение блогов имеет горизонтальную структуру – несколько линейно расположенных рубрик с постами по ссылкам, однако сами сообщения не отличаются жесткой структурой: обязательными частями являются заголовки и подзаголовки-рубрики и заключительная часть, содержащая либо впечатления от поездки, либо рекламу компании-спонсора, либо побуждение читателей обсудить написанное и убедить их отправиться в описанные места назначения. Основная часть блога может иметь рубрики (советы или описание достопримечательностей и их оценку), а может представлять собой чередование событий во время путешествия с их оценкой и фото к каждому из них. Прагмастилистические особенности повествований заключаются в использовании синтаксических средств, служащих экспрессивности и стимулирующих интерес к содержанию блога, а также к будущим поездкам: инверсия, параллельные конструкции, парцелляция; лексических средств, создающих атмосферу реального общения и доверительности: использование сокращенных морфологических и грамматических форм, слов, образованных путем конверсии, идиом, междометий; фонетико-графических средств: графон, эмотиконы, мультипликация, капитализация для акцентуации определенных частей высказывания и выражения эмоций. Делаются выводы о том, что использованный арсенал как лингвистических, так и экстралингвистических средств отражает специфику жанра и служит цели автора – удержания читателей, убеждения и побуждения их к действиям. Материалом исследования послужили 113 прагмастилистических языковых единиц из 15 сообщений англоязычного трэвел-блога, посвященных впечатлениям о поездках по Европе, Азии и Латинской Америке. Выбор платформы блогера-независимого журналиста Киры Джонсон обусловлен тем, что, согласно рейтингам туристических изданий, ее блог входит в их число лучших и представлен в разных мультимедийных проектах.

Ключевые слова: трэвел-блог, жанровые особенности, структурные особенности, анализ дискурса, прагмастилистические особенности, интернет-коммуникация, разговорная речь, экспрессивно-оценочные средства.

Для цитирования: Гацура Н.И. Англоязычный авторский трэвел-блог: жанровые, структурные и прагмастилистические особенности. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2024. №2. С. 139–153. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2024-2-139-153.

For citation: Gatsura N.I. English travel blog: genre, structural, pragmatic and stylistic peculiarities. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2024, no 2, pp. 139–153 https://doi.org/10.29025/2079-6021-2024-2-139-153 (In Russ.).

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

Гацура Н.И.
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского;
644077, Российская Федерация, Омск, проспект Мира, 55а;
ORCID ID: 0000-0003-3421-1837;
Web of Science Researcher ID: AGM 6880-2022;
e-mail: n.gatsura@gmail.com


Список литературы:
1. Асмус Н.Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства. Челябинск: ЧелГУ, 2005: 23. Доступно по: https://studylib.ru/doc/2691102/lingvisticheskie-osobennosti-virtual._nogo-kommunikativnogo. Ссылка активна на: 05.05.2024. 
2. Гермашева Т.М. Исследование лингвистических и паралингвистических характеристик блог-дискурса. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2010; 126: 150-155. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-lingvisticheskih-i-paralingvisticheskih-harakteristik.... Ссылка активна на: 05.05.2024. 
3. Иванов Л.Ю. Язык в электронных средствах коммуникации. М.: Флинта, Наука, 2003: 793. Доступно по: https://www.textology.ru/article.aspx?aId=76. Ссылка активна на: 05.05.2024.
 4. Лутовинова О.В. Языковая личность в виртуальном дискурсе. Волгоград, 2013: 42. Доступно по: https://vspu.ru/sites/default/files/disfiles/avtoreferat_lutovinovoy_o.v.pdf. Ссылка активна на: 05.05.2024. 
5. Баженова Е.А., Иванова И.А. Блог как Интернет-жанр. Вестник Пермского университета. 2012; 4(2): 125–131. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/blog-kak-internet-zhanr. Ссылка активна на: 05.05.2024. 
6. Волохонский В.Л. Психологические механизмы и основания классификации блогов. СПб.: Издательство СПбГУ, 2006: 117–131. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/blog-kak-sredstvo-zhurnalistskoy-kommunikatsii. Ссылка активна на: 05.05.2024.
7. Селютин А.А. Блендинг жанров электронной коммуникации как фактор формирования. Вестник Челябинского государственного университета: Филология. Искусствоведение. 2015, 5(360): 273–279. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/blending-zhanrov-elektronnoy-kommunikatsii-kak-faktor-formirovaniy.... Ссылка активна на: 05.05.2024. 
8. Селютин А.А. Языковая свобода в интернет-среде. Знак: проблемное поле медиаобразования: Научный журнал. 2010; 5: 76–78. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovaya-svoboda-v-internet-srede. Ссылка активна на: 05.05.2024. 
9. Шляховой Д.А. Жанровые характеристики блогов как электронных средств массовой коммуникации. Вестник Российского университета дружбы народов. 2017; 4: 939-948. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovye-harakteristiki-blogov-kak-elektronnyh-sredstv-massovoy-k.... Ссылка активна на: 05.05.2024. 
10. Щипицина Л.Ю. Коммуникативные и медиалингвистические подходы к изучению компьютерно-опосредованной коммуникации. Вестник Челябинского государственного университета: Филология. Искусствоведение. 2009; 35 (173): 155–159. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnye-i-edialingvisticheskie-podhody-k-izucheniyu-kompyu.... Ссылка активна на: 05.05.2024. 
11. Вязигина С.Ю. Воздействующий потенциал паралогических риторических приемов (на материале текстов интернет-блогов). Вестник Челябинского государственного университета. 2014; 3: 23–28. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/vozdeystvuyuschiy-potentsial-paralogicheskih-ritoricheskih-priemov.... Ссылка активна на: 05.05.2024. 
12. Галичкина Е.Н. Самопрезентация языковой личности в сетевой коммуникации (на материале участников «чата»). Lingua mobils. 2009; 19(5): 80–87. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/samoprezentatsiya-yazykovoy-lichnosti-v-setevoy-kommunikatsii-na-m.... Ссылка активна на: 05.05.2024. 
13. Иссерс О.С. Отзыв о путешествии как жанр блогосферы: между правдой и фейком. Речевые жанры современного общения. 2015б: 68–71. Доступно по: http://www.studentlibrary.ru/doc/ISBN9785976524255-SCN0010.html. Ссылка активна на: 05.05.2024. 
14. Сонин А.Г. Общепсихологические и когнитивные механизмы понимания мультимедийных текстов. Вопросы психолингвистики. 2003; 1: 89. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/obschepsihologicheskie-i-kognitivnye-mehanizmy-ponimaniya-multimed.... Ссылка активна на: 05.05.2024. 
15. Чистяков А.В. Самопрезентация личности в культурном пространстве Интернета. ИЗВУЗ. Северокавказский регион: Общественные науки. 2006; 4: 25–31. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/samoprezentatsiya-lichnosti-v-kulturnom-prostranstve-interneta. Ссылка активна на: 05.05.2024. 
16. Калмыков А.А. Интерактивная гипертекстовая журналистика в системе отечественных СМИ. Москва, 2009: 84. Доступно по: https://evartist.narod.ru/text19/159.htm. Ссылка активна на: 05.05.2024. 
17. Демьяненко К.В., Бегларян М.Е. Журналистика и блогосфера в социокультурном информационном пространстве. Молодой ученый. 2018; 49 (235): 201-203. Доступно по: https://moluch.ru/archive/235/54594/. Ссылка активна на: 05.05.2024. 
18. Мультимедийная журналистика: учебник для вузов под общ. ред. А.Г. Качкаевой, С.А. Шомовой. Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2017: 413. Доступно по: https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/208926895.pdf. Ссылка активна на: 05.05.2024.
19. Трофимова Г.Н. Языковой вкус интернет эпохи в России: Функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты. Москва: Изд-во РУДН, 2004: 380. Доступно по: https://rusexpert.ru/public/knigi/07TrofYazyrVkus2009.pdf. Ссылка активна на: 05.05.2024. 
20. Вязигина С.Ю. Особенности самопрезентации в интернет-блогах. Вестник Пятигорского государственного университета. 2015; 1: 107–111. Доступно по: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23639721 https://upload.pgu.ru/iblock/fdc/15.pdf. Ссылка активна на: 05.05.2024. 
21. Какорина Е.В. Язык Интернет-коммуникации. Язык массовой и межличностной коммуникации. Москва: Медиатека, 2007: 478. Доступно по: https://mic.org.ru/phocadownload/zasursky.pdf. Ссылка активна на: 05.05.2024.
22. Агафонова О.В. Выражение категории разговорности в электронных сообщениях из микроблога твиттер. Русский язык в интернете: личность, общество, коммуникация, культура сб. статей под общ. ред. А.В. Должиковой, В.В. Барабаша. Москва: РУДН, 2017: 60-65. Доступно по: https://repository.rudn.ru/ru/recordsources/recordsource/8762/. Ссылка активна на: 05.05.2024. 
23. Бергельсон М.Б. Языковые аспекты виртуальной коммуникации. Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2002; 1: 55–67. Доступно по: https://studylib.ru/doc/533061/yazykovye-aspekty-virtual._noj-kommunikacii. Ссылка активна на: 05.05.2024. 
24. Томилина Н.Ю. Языковая специфика текстово-электронной коммуникации в эпоху культурной виртуализации. Гуманитарные технологии в современном мире: сб. науч. статей. 2020; 8: 166-173. Доступно по: https://pureportal.spbu.ru/files/85251509/_2020.pdf.Ссылка активна на: 05.05.2024. 
25. Quero Gervilla E.F., Kopylova T.R. Discursive strategies in the personal discourse of Ksenia Sobchak, candidate for the Presidency of the Russian Federation. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2023; 16(7): 1177–1196. Available at: https://elib.sfu-kras.ru/bitstream/handle/2311/150828/14_Quero%20Gervilla.pdf?sequence=1. Accessed May 5, 2024. 
26. Хрипля Т.С., Иссерс О.С. Общенациональная идея «китайской мечты» в поликодовых текстах социальной рекламы КНР. Журнал Сибирского федерального. университета. Гуманитарные науки. 2023; 16(6): 973–990. Доступно по: https://elib.sfu-kras.ru/bitstream/handle/2311/150138/12_Khriplya.pdf?sequence=1. Ссылка активна на: 05.05.2024.
27. Бондаренко Л.В., Островская Т.А. Концепт фронтира в дискурс-анализе. Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. 2023; 16(6): 1015–1023. Доступно по: https://elib.sfu-kras.ru/bitstream/handle/2311/150141/15_Bondarenko.pdf?sequence=1. Ссылка активна на: 05.05.2024.


Количество показов: 112

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх