Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2025 г.:
«Феномен лингвокреативности в дискурсивных практиках»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Индексирование

Содержание номера



Предисловие приглашенного редактора





С появлением Интернета в нашей жизни произошли настолько значительные изменения во всех сферах жизнедеятельности, скорости обмена информацией, в способах и возможностях генерирования и распространения новых знаний, что данные трансформации не могли не затронуть каждого человека в той или иной степени. Интернет сегодня – это неотъемлемая часть современного информационного общества, предоставляющая не просто уникальные возможности для общения, обучения, работы и развлечений, но и бесценное исследовательское поле для науки. Этот виртуальный мир, объединяющий миллионы пользователей со всего мира, стал объектом интереса для исследователей различных областей знания, включая лингвистику.
Без сомнений, структура и функционирование языка в онлайн-среде отличаются от традиционных конвенционально-обусловленных языковых практик, вызывая постоянно растущий интерес исследователей к анализу языковых процессов в интернет-пространстве. Появление новых форматов коммуникации, таких как электронная почта, чаты, блоги, социальные сети, обмен мгновенными сообщениями и другие, создает новые языковые реалии, которые, безусловно, требуют скрупулезного изучения и комплексного анализа различных специалистов по языку. Еще одним очевидным исследовательским вызовом является выявление и всесторонний анализ системообразующих характеристик интернет-коммуникации, представляющих собой сложный и многогранный объект изучения, который требует специального внимания и анализа. Все эти и еще многие другие вопросы, вызывающие постоянно растущий исследовательский интерес, обусловили появление в лингвистике новой научной области интернет-лингвистики. 
Представляемый Вашему вниманию выпуск журнала является своеобразным многомерным взглядом целого ряда как российских, так и зарубежных исследователей на ряд ключевых задач, над решением которых сегодня активно работает интернет-лингвистика. Размещенные в данном выпуске журнала научные статьи сгруппированы тематически в 5 основных разделов, названия которых, конечно, не могут отобразить всего того разнообразия изучаемых сегодня междициплинарных концептуальных проблем, обусловленных экспансией интернет-коммуникации во все области жизни.
Все работы, вошедшие в раздел «ЦИФРОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ЯЗЫКОВЕДЕНИЯ», представляют собой попытку изучения влияния цифровых технологий на современное языкознание. Сегодня ни у кого из ученых не вызывает сомнений тот факт, что именно понимание цифровых перспектив в языкознании выступает важнейшим фактором развития современной лингвистической науки, что оригинальный анализ влияния социальных сетей на современную языковую практику с установлением новых языковых тенденций, возникающих в результате цифровых трансформаций, является необходимым шагом для адаптации общества к новым языковым реалиям.
Статья «Алгоритмы поиска вербальных маркеров идентичности в современном научном дискурсе» (Гончарова О.В., Заврумов З.А., Халеева С.А.) посвящена изучению специфики вербализации компонентов идентичности с использованием инструментов интеллектуального анализа данных. Изучение англоязычных текстов из открытых интернет-репозиториев научных статей и научных электронных библиотек, касающихся многообразных представлений идентичности молодежи, приводит исследователей к созданию авторской методики комплексного анализа текстовых данных, основанной на современных инструментах обработки естественного языка и машинного обучения.
В статье «Мессенджер Telegram как эффективный инструмент самопрезентации переводчика» (Ключак М.Ю., Новикова Э.Ю.) анализируется сетевой дискурс в качестве инструмента самопрезентации коммуникативной личности. Авторы, анализируя полижанровую палитру презентационного дискурса профессиональных переводчиков, выделяют активные языковые средства самовыражения и обосновывают, с одной стороны, маркетинговый потенциал переводческих блогов в Telegram, с другой – подчеркивают роль данных блогов в социализации и интеграции переводчиков в сетевом пространстве.
Результаты корпусного анализа профессионального юридического интернет-дискурса, способствующие выявлению и анализу профессионально маркированных компонентов языкового сознания, представлены в статье «Корпусный анализ профессионально маркированных компонентов языкового сознания в популярно-юридическом интернет-дискурсе» (Литвишко О.М.). Автор убедительно демонстрирует, что определенные лексические и синтаксические средства используются в популярно-юридическом интернет-дискурсе для передачи значимой профессиональной информации, что доказывает детерминированность деятельности юриста профессиональным языковым сознанием.
В современном мире, пронизанном цифровыми технологиями, изучение эволюции языкового сознания представляет собой актуальную и важную проблему, требующую внимания лингвистов. Как глобальное влияние цифровой эпохи на языковое сознание формирует новые языковые практики и представления о языке? Как адаптация языка к новым коммуникативным условиям влияет на языковое поведение в онлайн-среде? Какие ценностные аспекты неологизмов используются в политических интернет-кампаниях? Какие особенности использования новообразований в политическом интернет-дискурсе наиболее востребованы? В разделе «ЭВОЛЮЦИЯ ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ В ЦИФРОВОЙ ЭПОХЕ» авторы статей постараются дать ответы на эти и другие вопросы об изменениях в языковом сознании в условиях цифровой эпохи. Все вошедшие в данный раздел статьи позволяют понять специфические особенности языкового поведения, такие как использование эгоцентричных маркеров, эмодзи, сокращений и новых слов, и понять их влияние на формирование языковых норм и стандартов.
В статье «Эгоцентричные маркеры в современных социальных сетях: воспитательная медиасреда» (Cергеева О.В.) выявляются и описываются эгоцентричные маркеры в речи коммуникантов в социальных сетях, особый акцент в работе на основе анализа комментариев англоязычных пользователей интернет-порталов делается на определении воспитательной составляющей эгоцентричной коммуникации в Интернете. 
Работа «Специфика перевода тематически ориентированных слоганов в многоязычном веб-пространстве» (Варламова Ю.С., Митягина В.А.) сфокусирована на выявлении особенностей перевода рекламных слоганов в многоязычном веб-пространстве. Авторы, анализируя тексты рекламных англоязычных слоганов и их перевод на русский язык, выявляют особенности функционирования слоганов в интернет-среде и детально анализируют случаи успешного и неудачного перевода тематически ориентированных слоганов, наглядно иллюстрируя сложности и важности правильного перевода в контексте многоязычного веб-пространства.
Статья «Интернет-проповедь как новый формат религиозной коммуникации» (Милетова Е.В.) посвящена анализу англоязычных интернет-проповедей, представленных в видеоформате в виртуальном пространстве. Автор рассматривает проповедь в формате видео как инновационную форму религиозной коммуникации, обусловленную развитием информационных технологий и возможностью масштабной трансляции и популяризации религиозных идей. В статье выделяются положительные и отрицательные аспекты интернет-проповеди, такие как широкий диапазон целевой аудитории, направленность на просвещение молодежи и взаимодействие с лицами с ограниченными возможностями, а также отсутствие мотивации у адресата и возможные конфликтные ситуации.
В статье «Аксиология неологизмов в русских политических блогах» (Соловьева Н.С., Катермина В.В.) представлены результаты анализа неологических единиц из текстов русских политических блогов, авторы которых поддерживают текущий политический курс Российской Федерации. Авторы сосредоточивают свое внимание на анализе новых слов как способе отражения изменений в обществе и креативного понимания реального мира. Авторы приходят к заключению, что неологизмы в политических блогах отличаются высокой языковой активностью и обладают повышенной экспрессивностью и аксиологичностью. Авторами предлагается список из 65 неологизмов в политических блогах и описывается их значение в контексте социальных ценностей и политических убеждений.
Раздел «ДИСКУРСИВНЫЕ ПРАКТИКИ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ», включающий в себя 6 научных исследований, посвящен изучению дискурсивных практик в интернет-пространстве, выступающих одним из ключевых факторов для понимания специфики коммуникации в онлайн-среде. Анализ интернет-дискурса позволяет не только выявить особенности языкового поведения пользователей в цифровой среде, но и проанализировать и спрогнозировать определенные языковые процессы, которые свойственны эпохе цифровизации. 
 Статья «Полиинтенциональность образовательного интернет-пространства» (Букина Ю.В., Ширяева Т.А.) посвящена проблеме полиинтенциональности в образовательном интернет-пространстве. Авторы проводят анализ англоязычных лекций TED Talks с целью выявления эффективных стратегий привлечения внимания аудитории и формирования внутренней мотивации аудитории для эффективного обучения через интернет-дискурс образовательного характера.
В статье «Дискурсивная специфика компьютерных игр» (Галашов А.В., Шевченко В.Д.) выявляются особенности использования знаков в контексте игрового дискурса на примере игры «Ultrakill». Не вызывает сомнений актуальность данной проблемы сегодня в силу беспрецедентного влияния компьютерных игр на сознание людей, особенно молодого поколения, и значимости понимания языковых механизмов воздействия видеоигр на игроков. Результаты исследования позволили выявить, что в играх интертекстуальные включения играют важную роль в создании ассоциаций для игроков, подчеркивая тем самым важность интертекста в дискурсе компьютерных игр.
В статье «Англоязычный авторский трэвел-блог: жанровые, структурные и прагмастилистические особенности» (Гацура Н.И.) на материале исследования жанровых, структурных и прагмалингвистических особенностей англоязычного трэвел-блога выявляются его архитектонические закономерности и основные гибридные речевые формы, позволяющие читателям эффективно взаимодействовать с автором и контентом блога.
Статья «Интертитры в коротких видео в современной интернет-коммуникации» (Доронина И.М., Желтухина М.Р.) посвящена анализу интертитров в коротких видео. Авторами подтверждается гипотеза о возвращении интертитров в структуру контента коротких видео на примере публикаций в ряде сервисов. Исследование также выявляет тенденцию к уменьшению продолжительности видеоконтента и изменениям в использовании интертитров в современной интернет-коммуникации.
В статье «Номинации профессиональной деятельности на интернет-сайтах: сопоставительный аспект» (Евтугова Н.Н., Новикова Е.В.) исследуется и сопоставляется специфика дискурса трудоустройства на материале номинаций профессиональной деятельности в русскоязычной и немецкоязычной лингвокультурах. Авторы приходят к выводу, что даже в терминологии профессиональных областей немецкоязычный дискурс трудоустройства проявляет большее сходство с институциональным дискурсом, где гендерные аспекты представлены как социолингвистическая и лингвокультурологическая особенность.
В статье «Стратегии научно-популярного педагогического интернет-дискурса» (Нерсесян Г.Р., Доткулова З.О.) проведен дискурсивный анализ интернет-статей, посвященных обучению иностранным языкам. Авторы выявили стратегии привлечения внимания аудитории, такие как использование интерактивных элементов, примеров из жизни, иллюстраций и гиперссылок для обогащения контента и удержания интереса читателей. Данная статья будет чрезвычайно полезна практикующим преподавателям иностранных языков, поскольку авторы исследования уделяют особое внимание тем способам, с помощью которых передовые технологии могут быть использованы для поддержки и расширения преподавания лингвистики. 
 В раздел «ЛИНГВОКОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВОЙ КОММУНИКАЦИИ» включены 3 статьи, позволяющие понять, как цифровые технологии влияют на понимание и интерпретацию языковой информации. Данный раздел открывает новые перспективы в области не только в рамках интернет-лингвистики, но и способствует более глубокому пониманию взаимосвязи между языком, мышлением и восприятием информации в онлайн-среде в когнитивной лингвистике. Анализ когнитивных процессов, лежащих в основе цифровой коммуникации, помогает не только раскрыть особенности языкового поведения в Интернете, но и выявляет влияние цифровых технологий на языковую практику и формирование новых языковых норм в современном социуме.
Статья «Моделирование перехода частных пертинентностей в коллективную релевантность в интернет-коммуникации» (Бредихин С.Н., Серебряков А.А., Манаенко Г.Н.) представляет собой глубокий анализ конситуативных моделей в контексте цифровой коммуникации. Авторы исследования обращают внимание на значимость конситуативного плана в определении релевантности и пертинентности в онлайн-взаимодействиях, открывая тем самым новые перспективы для понимания коммуникативных процессов в виртуальной среде. В статье выявляются и описываются адаптивные возможности конситуативных метамоделей по сравнению с контекстуальными моделями, что позволяет эффективнее координировать и интерпретировать генерализованное содержание в интернет-коммуникации.
Статья «Советская эпоха в поликодовой прецедентной медиарефлексии» (Марченко Т.В.) представляет собой глубокий анализ символьного наследия советской эпохи в современном русскоязычном дискурсе. В данной работе раскрывается специфика медиарефлексии культурно-исторического наследия через современные коммуникационные практики, способствующая более глубокому пониманию влияния советского прошлого на современное общественное сознание. Исследование символов и символических практик в поликодовых текстах Интернета открывает новые перспективы для изучения культурной памяти и коммуникационных стратегий.
В статье «Метафора экологической безопасности в онлайн- коммуникации» (Скрынникова И.В., Астафурова Т.Н.) трактуется содержательная сторона концепта «экологическая безопасность» и обосновывается экпланаторный потенциал метафорического нарратива в различных типах дискурса. Интернет-пространство рассматривается как площадка для эффективного применения метафорического нарратива, охватывающего разные аспекты экологической безопасности (военной, медицинской, управленческой и др.).
Развитие интернет-платформ для лингвистического образования является важным направлением в современной образовательной среде, а использование цифровых инноваций в преподавании лингвистических дисциплин открывает новые возможности для обучения – именно данная проблематика активно обсуждается авторами в разделе «ИНТЕРНЕТ-ПЛАТФОРМА ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ».
Авторы статьи «Цифровой инновационный формат преподавания дисциплин лингвистического цикла в современном специализированном вузе» (Лазарев В.А., Ивченко М.В.) обсуждают цифровой формат преподавания лингвистических дисциплин в современных вузах и анализируют технологические методы преподавания и инновационные практики в онлайн-и смешанном обучении. На материале использования социальных сетей и других средств массовой информации для онлайн-обучения авторами зримо подчеркивается важность интеграции современных технологий в образовательный процесс.
В особой рубрике журнала «НАУЧНЫЕ БЕСЕДЫ» предлагается статья словацких исследователей И. Понеделиковой и А. Штулайтеровой «Социолингвистические аспекты гендерно-аффективного языка в английском и словацком языках», посвященная изучению социологических и лингвистических аспектов гендерно-(не)аффективного языка в английском и словацком языках, описанию гендерных стереотипов и их последствий в обществе, культуре и языке. 
Читатели журнала могут ознакомиться с рецензией на новую монографию В.И. Карасика «Языковые камертоны смысла», М.: Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2024. 416 с. (Воркачев С.Г.) и получить детальную информацию о научных мероприятий по актуальным проблемам коммуникации в разных сферах человеческой деятельности в 2023 году (Желтухина М.Р.).
Надеюсь, что все представленные в данном выпуске статьи окажутся не только интересными, но и полезными как для исследователей, стремящихся расширить свои знания в области интернет-лингвистики, так и для практиков, занимающихся языковой деятельностью в цифровой среде. Каждая работа в журнале, который Вы сейчас читаете, вносит свой вклад в понимание языковых процессов в онлайн-пространстве и открывает новые перспективы для дальнейших исследований.
Хочу искренне поблагодарить всех авторов за их ценный вклад в развитие интернет-лингвистики. Надеюсь, что данное издание станет отправной точкой для дальнейших исследований и вдохновит на новые открытия в области цифровой коммуникации.

С уважением, Т.А. Ширяева

Язык: русский




Количество показов: 89

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх