Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 81’42 + 81`33 + 811.111
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2024-1-148-157

Коммуникативный портрет онлайн-педагога в эпоху глокализации

Авторы: Катермина В.В., Чернова И.В. 


Получена: 24.01.2024 Принята: 14.02.2024 Опубликована онлайн: 25.03.2024

Резюме: В статье представлены результаты анализа коммуникативного портрета онлайн-педагога, проведенного в рамках изучения дискурса дистанционного образования. Авторами было проанализировано более 30 записей практических занятий по различным дисциплинам, связанным с изучением английского языка, которые проводились в дистанционном формате, в результате чего были выделены четыре типа цифровых коммуникативных портретов педагога: виртуальный коммуникативный портрет, невербальный коммуникативный портрет, эмотивно-когнитивный коммуникативный портрет и 
профессионально-компетентностый коммуникативный портрет, рассмотрены их основные характеристики и исследованы стратегии, лежащие в основе создания каждого из типов портретов. Настоящее исследование проводилось в русле изучения дискурса дистанционного образования как особой формы коммуникации между педагогом и учеником, протекающей удаленно, организованной с помощью информационных технологий, использование которых способно преобразовать эмоциональную, мыслительную и мотивационную составляющие человеческой личности, имеющей мультимодальную природу, которая дает возможность использовать различные способы доставки знаний, что делает образование более инклюзивным и доступным, и осуществляемой при непосредственной методологической и программной поддержке образовательного учреждения, в котором работает педагог и обучается ученик. Говоря о методологической поддержке образовательного учреждения, авторы учитывают тенденцию к глокализации программ академических курсов, направленную на создание значимых связей между глобальным контекстом и локальной культурой, делающих образование актуальным и значимым для учащихся. Проведенный анализ позволил не только сформировать целостное представление о цифровом коммуникативном портрете педагога, но и зафиксировать современные требования к преподавателю, работающему в эпоху цифровизации, глокализации и развития дистанционного обучения.

Ключевые слова: цифровизация образования, глокализация, дистанционное обучение, коммуникация, цифровой коммуникативный портрет, дискурс, дискурс дистанционного образования, языковая личность педагога.

Для цитирования: Катермина В.В., Чернова И.В. Коммуникативный портрет онлайн-педагога в эпоху глокализации. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2024. № 1. С. 148–157. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2024-1-148-157.

For citation: Katermina V.V., Chernova I.V. Communicative portrait of an online-teacher in the era of glocalization. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2024, no 1, pp. 148–157. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2024-1-148-157 (In Russ.).

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

*В.В. Катермина1, И.В. Чернова2
1, 2 Кубанский государственный университет;
350040, Российская Федерация, Краснодар, ул. Ставропольская, д. 149;
1ORCID ID: 0000-0001-9141-9867; 2ORCID ID: 0000-0002-9100-2567;
1Web of Science Researcher ID: L-2817-2017; 2Web of Science Researcher ID: JYP-2479-2024;
1Scopus Author ID: 57191404821;
*e-mail: katermina_v@mail.ru


Список литературы:
1. Iivari N, Sharma S, Ventä-Olkkonen L. Digital transformation of everyday life – How COVID-19 pandemic transformed the basic education of the young generation and why information management research should care? International Journal of Information Management. 2020; 55: 102183. https://doi.org/10.1016/j.ijinfomgt.2020.102183.
2. Brooks JS, Normore AH. Educational leadership and globalization: Literacy for a glocal perspective. Educational Policy. 2009; 1(24): 52-82. https://doi.org/10.1177/0895904809354070.
3. Grishaeva YM, Glazachev SN, Gagarin AV, Spirin IV, Wagner IV. Digitalization of ecological education: trends and direction of development. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2020; 1(940): 012151. doi:10.1088/1757-899X/940/1/012151.
4. Ivanov P, Savvinov V, Ivanova RP. Digital transformation of education in the Arctic: case of North-Eastern Federal University. SHS Web of Conferences. 2021; 112: 00046. https://doi.org/10.1051/shsconf/202111200046.
5. Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы. Электронный научно-публицистический журнал “Homo Cyberus”. 2019; 1(6). Доступно по: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019. Ссылка активна на 01.02.2024.
6. Анисимова А.Т. Студенческий отзыв о преподавателе как оценочный речевой жанр в российском и американском образовательных дискурсах. Жанры речи. 2021; 2(30): 109-117. doi: 10.18500/2311-0740-2021-2-30-109-117.
7. Ачкасов А.В., Барсова Я.В. Гендерныe различия выражения несогласия в устном академическом дискурсе. Вестник Волгоградского государственного университета. Языкознание. 2020; 5(19): 14-24. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2020.5.2
8. Борисова Т.Г., Морозова А.В. Специфика лингвоэкологического дискурса в пространстве педагогической антропологии. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022; (1): 72-81. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-1-72-81.
9. Столяр Е.Д. Формирование смыслов оценочного характера. Вопросы когнитивной лингвистики. 2019; (2): 41-48. https://doi.org/10.20916/1812-3228-2019-2-41-48.
10. Chernova IV, Katermina V. Pedagogical ethics in distance education. SHS Web of Conferences. 2021; 127: 01003. https://doi.org/10.1051/shsconf/202112701003.
11. Чжоу Ц., Лаиш С., Ларина Т.В. Эмоциональный эффект речи преподавателя в мультикультурном классе. Вестник Волгоградского государственного университета. Языкознание. 2023; 1(22): 123-137. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2023.1.10
12. Шаховский В.И. Когнитивная матрица эмоционально-коммуникативной личности. Вестник Российского университета дружбы народов. Лингвистика. 2018; 1(22): 54-79. https://doi.org/10.22363/2312-9182-2018-22-1-54-79.
13. Щипицина Л.Ю. Жанры учебного онлайн-дискурса: от учебного сайта до синхронного онлайн-урока. Жанры речи. 2023; 2 (38): 175-185. doi: 10.18500/2311-0740-2023-18-2-38-175-185.
14. Williams M, Mercer S, Ryan S. Exploring psychology in language learning and teaching; 2016. https://ci.nii.ac.jp/ncid/BB19813297
15. Smart PR, Heersmink R, Clowes RW. The cognitive ecology of the internet. In: Springer eBooks; 2017: 251-282. http://dx.doi.org/10.1007/978-3-319-49115-8_13


Количество показов: 65

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх