Содержание номера
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2024-1-74-85
Образ учителя в немецкоязычном и русскоязычном дискурсе трудоустройства (на материале объявлений о вакансиях)
Резюме:
Данная статья посвящена сопоставительному анализу репрезентации образа учителя иностранного языка в дискурсе трудоустройства в двух лингвокультурах. Актуальность темы исследования обусловлена трансформациями в образовательной сфере, тенденцией к повышению значимости и престижа профессии учителя в Российском обществе, а также необходимостью грамотного обучения навыкам межкультурного общения в современном мире. Целью данной статьи является выявление содержательных составляющих образа учителя и особенностей их репрезентации в текстах вакансий. Материалом исследования послужили русскоязычные и немецкоязычные объявления о вакансиях для учителей иностранных языков в количестве 300 текстов. Методологическая основа исследования – когнитивно-дискурсивная парадигма. В соответствии с поставленной целью в работе применялся метод сопоставительного анализа. Авторы считают, что в русскоязычной лингвокультуре можно выделить образ учителя общеобразовательной школы и педагога или репетитора в частных школах. Следовательно, и содержательные составляющие образа, к которым можно отнести профессиональные компетенции, личностные качества, условия работы будут различаться. Учитель частной школы представлен как творческий, мотивированный преподаватель, которому предоставляются как методическая поддержка, так и различные цифровые инструменты. Учитель общеобразовательной школы – это человек, выполняющий не только педагогические задачи, но и организационно-управленческую работу. Сопоставительный анализ показал, что в немецкоязычном дискурсе трудоустройства учитель – это, прежде всего, «командный игрок». Главным отличием образа учителя, репрезентированного в немецкоязычных вакансиях, является так называемая «гендерная нейтральность». В русскоязычном дискурсе трудоустройства отмечена тенденция перехода преподавания иностранного языка в онлайн-формат. В прагмалингвистическом аспекте в обеих лингвокультурах выявляются возрастные ограничения через неформальное обращение к потенциальному работнику, при этом в немецкоязычных вакансиях эмоционально-оценочная лексика эксплицирует заинтересованность работодателя.
Ключевые слова: дискурс трудоустройства, вакансии, образ учителя, составляющие образа, лингвокультура, когнитивно-дискурсивная парадигма, гендерная нейтральность.
Для цитирования: Евтугова Н.Н., Новикова Е.В. Образ учителя в немецкоязычном и русскоязычном дискурсе трудоустройства (на материале объявлений о вакансиях). Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2024. № 1. С. 74–85. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2024-1-74-85.
For citation:
Evtugova N.N., Novikova E.V. The Image of a teacher in the German and Russian employment discourses (based on job advertisements). Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2024, no 1, pp. 74–85. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2024-1-74-85 (In Russ.).
Язык: русский
Об авторе:
*Н.Н. Евтугова1, Е.В. Новикова2
1Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского;
644077, Российская Федерация, Омск, пр. Мира, 55А;
2 Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина;
644008, Российская Федерация, Омск, Институтская площадь, 1;
1ORCID ID: 0000-0002-2238-4653; 2ORCID ID: 0000-0001-6760-7462;
1Web of Science Researcher ID: HDO-7298-2022;
2Web of Science Researcher ID: HFZ-8237-2022;
*e-mail: natane2005@mail.ru
Список литературы:
1. Эбзеева Ю.Н. Вариативность и функциональное многообразие дискурса в когнитивном аспекте. Russian Journal of Linguistics. 2023; 27 (4): 767-796. http://dx.doi.org/10.22363/2687-0088-37185.
2. Гукосьянц О.Ю. Метафорические переосмысления образа медицинского работника и образа COVID-19 в демотиваторах периода пандемии. Научный диалог. 2023; 12 (9): 142-161. http://dx.doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-9-142-161.
3. Трофимова Н.А. Метафоры пандемического дискурса (на материале СМИ Германии). Вестник Томского государственного университета. 2022; 483: 57-71. http://dx.doi.org/10.17223/15617793/483/6.
4. Иванова В.И. Прагматические и языковые характеристики русско- и франкоязычных объявлений о найме. Теория языка и межкультурная коммуникация. 2020; 1(36): 104-112. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=42578951. Ссылка активна на 14.01.2024.
5. Гончарова В.А. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя иностранного языка: соответствуют ли цели ожиданиям? Rhema. Рема. 2023; 3: 65-79. http://dx.doi.org/10.31862/2500-2953-2023-3-65-79.
6. Киселева Н.В. Пограничность образа учителя в художественной культуре XX века. Ярославский педагогический вестник. 2018; 5: 379-384. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/pogranichnost-obraza-uchitelya-v-hudozhestvennoy-kulture-xx-veka/v.... Ссылка активна на 14.01.2024.
7. Безбородкина Е.С. Образ учителя в художественной литературе конца XIX – начала XX века. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2006: 93-97. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-uchitelya-v-hudozhestvennoy-literature-kontsa-xix-nachala-xx.... Ссылка активна на 14.01.2024.
8. Овченкова О.Ю. Образ учителя в художественной литературе XX века. Вестник педагогического опыта. 2022; 54: 184-193. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?edn=rxovqu. Ссылка активна на 14.01.2024.
9. Бернатоните А.К. Трансформация образа учителя в советском и российском кинематографе: внутрикультурный диалог. Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2023; 29 (2): 150-164. http://dx.doi.org/10.15826/izv1.2023.29.2.034.
10. Пригарина Н.К. Социальная перцепция образа российского учителя в современном медиадискурсе. Мир науки, культуры, образования. 2022; 4(95): 353-355. http://dx.doi.org/10.24412/1991-5497-2022.
11. Маченин А.А. Собирательный образ школьного учителя в отражении теле/кино/интернет медиапространства. Медиаобразование. 2016; 3: 23-48. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=25944408. Ссылка активна на 14.01.2024.
12. Карасик В.И., Слышкин Г.Г. Тенденции развития современного дискурса. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021; 1: 14–31. http://dx.doi.org/10.29025/2079-6021-2021-1-14-31.
13. Стеблецова А.О. Деловой дискурс и его типы: алгоритм дискурсивного анализа. Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2015; 6(717): 532-543. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/delovoy-diskurs-i-ego-tipy-algoritm-diskursivnogo-analiza. Ссылка активна на 14.01.2024.
14. Стеблецова А.О. Дискурс трудоустройства: коммуникативные универсалии и национальная специфика. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2011; 2: 127-130. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=17256207. Ссылка активна на 14.01.2024.
15. Иванова О.И. Динамика коммуникативных тактик обозначения адресата в жанре «объявление о приеме на работу». Вестник Волгоградского государственного университета. Серия. 2, Языкознание. 2013; 2 (18): 115–120. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=21133035. Ссылка активна на 14.01.2024.
16. Кожанова Н.В. Этнокультурная специфика немецкоязычных печатных объявлений о вакансии. Филология и человек. 2019; 4: 145-154. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/etnokulturnaya-spetsifika-nemetskoyazychnyh-pechatnyh-obyavleniy-o.... Ссылка активна на 14.01.2024.
17. Кожанова Н.В. Лексико-грамматические особенности немецких текстов объявлений о вакансии. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020; 4(147): 157-161. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=42882755. Ссылка активна на 14.01.2024.
18. Кожанова Н.В. Современные тенденции нейтрализации признака пола в заголовках немецких объявлений о вакансии. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022; 3(166): 181-185. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=48569246. Ссылка активна на 14.01.2024.
19. Schneider S. Kulturkontrastive Untersuchung von Stellenanzeigen. In: Schmidt, C. (eds) Werbekommunikation in der Wirtschaft. Europäische Kulturen in der Wirtschaftskommunikation. Springer VS, Wiesbaden. 2018; 27: 183-209. https://doi.org/10.1007/978-3-658-20815-8_7.
20. Dargiewicz A. Verstärkung (m/w/d) gesucht. Zur Geschlechtsneutralität in den gegenwärtigen deutschen Stellenanzeigen. In: UWM Olsztyn Acta Neophilologica. 2021; XXIII (1): 123-140. https://doi.org/10.31648/an.6229.
Количество показов: 76
ISBN 2619-029X (Online)