Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 81’42 + 811.112.2
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-4-187-200

Коммуникативные тактики и речевые средства формирования медиаобраза президента России в немецком политическом медиадискурсе

Авторы: Сергеева М. С., Каменский М. В. 


Получена: 01.11.23 Принята: 28.11.23 Опубликована онлайн: 25.12.23

Резюме: Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью системного научного осмысления лингвопрагматических аспектов актуализации коммуникативных тактик и обеспечивающих их речевых средств формирования медиаобраза президента России В. В. Путина в пространстве политического медиадискурса в период, отмеченный существенным увеличением негативных отзывов о политической позиции, действиях и решениях президента России со стороны акторов западного медиадискурса в целом и немецкого медиадискурса в частности на фоне проведения Специальной военной операции (СВО) на территории Украины. Цель предпринятого исследования состоит в установлении коммуникативных тактик и речевых средств формирования медиаобраза президента России в немецком политическом медиадискурсе и лингвистической характеристике медийного портрета В. В. Путина в условиях настоящей политической конъюнктуры Германии. В рамках настоящего исследования предлагается теоретический обзор современных отечественных и зарубежных работ по изучению понятия медиаобраза, а также подробный анализ выявленных коммуникативных тактик и речевых средств формирования медиаобраза президента России. Материалом исследования является немецкоязычный скрипт документального фильма «Putin – Der gefährliche Despot» телеканала ZDF. Исследование заявленного материала проведено с опорой на классификацию коммуникативных тактик Н. Б. Руженцевой и О. Л. Михалевой и с привлечением методов сплошной выборки, дискурс-анализа, контекстуального анализа, количественного подсчета. В результате исследования идентифицированы 80 случаев реализации 17 различных коммуникативных тактик, а также различные речевые средства, применяемые для их реализации. Исследование позволило продемонстрировать дискурсивное воплощение критичной, недоверчивой и настороженной позиции Германии по отношению к России и к В. В. Путину; наличие в большей степени отрицательных оценочных суждений о личности президента России и его деятельности на политической арене; стремление Германии дискредитировать на федеральном уровне президента России в глазах своего населения посредством реализации различных коммуникативных тактик и речевых средств воздействия.

Ключевые слова: политический медиадискурс, медиаобраз политика, коммуникативные тактики, речевые средства, манипуляция, дискредитация, информационно-психологическое воздействие.

Для цитирования: Сергеева М.С., Каменский М.В. Коммуникативные тактики и речевые средства формирования медиаобраза президента России в немецком политическом медиадискурсе. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2023. №4. С. 187-200. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-4-187-200.

For citation: Sergeeva M.S., Kamensky M.V. Communicative tactics and discursive means of forming the media image of the president of Russia in the German political media discourse. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2023, no 4, pp. 187-200. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-4-187-200 (In Russ.). 

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

М.С. Сергеева1, *М.В. Каменский2
1,2Северо-Кавказский федеральный университет; 
355017, Российская Федерация, Ставрополь, ул. Пушкина, 1;
1ORCID ID: 0009-0006-7286-8097; 2ORCID ID: 0000-0001-8358-9516;
2Scopus Author ID: 57192075117;
*e-mail: mkamenskii@ncfu.ru


Список литературы:
1. Larina Т., Ozyumenko V., Ponton D.M. Persuasion strategies in media discourse about Russia: Linguistic ambiguity and uncertainty. Lodz Papers in Pragmatics. 2020; 15 (1): 3–22. https://doi.org/10.1515/lpp-2019-0002.
2. Озюменко В.И. Медийный дискурс в ситуации информационной войны: от манипуляции – к агрессии. Russian Journal of Linguistics. 2017; 1(21): 203–220. https://doi.org/10.22363/2312-9182-2017-21-1-203-220.
3. Posternyak K. The image-concept of Russia in the British mass media texts (2017–2019). Przegląd Wschodnioeuropejski. 2020; 2: 95-106. https://doi.org/10.31648/pw.6492.
4. Solopova O.A., Nilsen D., Nilsen A. The image of Russia through animal metaphors: A diachronic case study of American media discourse. Russian Journal of Linguistics. 2023; 3 (27): 521–542. https://doi.org/10.22363/2687-0088-35048.
5. Tameryan T.Y., Zheltukhina M.R., Kislitsyna N.N. Identity construction and self-identification of the protagonist in the film media discourse: Multi-modal linguo-semiotic approach. Online Journal of Communication and Media Technologies. 2023; 13 (3). https://doi.org/10.30935/ojcmt/13096.
6. Kushneruk S. Negative image construal in the media. East European Review. 2020; 2 (11): 107–115. https://doi.org/10.31648/pw.6493.
7. Желтухина М.Р. О клиповости массовой медиакультуры. Наука телевидения. 2010; 7: 283–292. Доступно по: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_27383578_49105508.pdf. Ссылка активна на 26.10.2023.
8. Горностаева Ю.А. Лексические средства дискурсивного конструирования образа В. Путина в испанских и американских СМИ в аспекте пандемии коронавируса. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020; 13(9): 246-250. https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.9.45.
9. Shustova I.N. The figurative portrait of President of Russia Vladimir Putin, created by the English-language mass media. Russian Linguistic Bulletin. 2020; 1(21): 86-89. https://doi.org/10.18454/RULB.2020.21.1.17.
10. Seliverstova L., Levitskaya A., Seliverstov I. Media Representation of the image of the Russian political leader in Western online Media (on the material Daily News and Der Spiegel). International Journal of Media and Information Literacy. 2021; 2 (6): 396–405. https://doi.org/10.13187/ijmil.2021.2.396.
11. Драчева Ю.Н. Понятие медиаобраза и его описание в языковедческом и неязыковедческом аспектах. Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. 2 (89): 134–146. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2019-2-89-13.
12. Зелянская Н.Л. Медиаобраз политика: интернет-сообщество как агенс политической реальности. Политическая лингвистика. 2014; 4: 120–126. Доступно по: https://politlinguistika.ru/images/4-2014/18.pdf. Ссылка активна на 26.10.2023.
13. Малышева Е.Г., Гриднев Н.А. Формирование медиаобраза региона в федеральных телевизионных СМИ (на материале текстов об Омске). Научный диалог. 2016; 12 (60): 134–144. Доступно по: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_27535709_16569497.pdf
Ссылка активна на 26.10.2023.
14. Волкова И.И., Ашур Х.Ю.Д. Медиаобраз Иордании в Интернет-СМИ Рунета: особенности «неперсонификации». Вопросы теории и практики журналистики. 2021; 1: 39–50. https://doi.org/10.17150/2308-6203.2021.10(1).39-50.
15. Szymanska A. The European Public Sphere – Barriers and Limitations. Zeszyty Prasoznawcze. 2018; 1 (61): 1–16. https://doi.org/10.4467/22996362PZ.18.001.8711.
16. Yang Z. The Chinese National Image in A bite of China from the perspective of Appraisal System: A Literature Review. International Journal of Linguistics, Literature and Translation. 2023; 6 (1): 61–68. https://doi.org/10.32996/ijllt.2023.6.1.9.
17. Zhang K., Ding R. Cognitive Perception of Chinese Audience on Media Image of Foreign Media. Sociology and Anthropology. 2018; 1 (6): 35–47. https://doi.org/10.13189/saj.2018.060103.
18. Кушнерук С.Л. Идеологическое миромоделирование в американском медиадискурсе. Вестник Томского государственного университета. Филология. 2020; 67: 92–111. https://doi.org/10.17223/19986645/67/5.
19. Руженцева Н.Б. Дискредитирующие тактики и приемы в российском политическом дискурсе. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет; 2004. Доступно по: https://core.ac.uk/download/pdf/132622955.pdf. Ссылка активна на 26.10.2023.
20. Михалева О.Л. Политический дискурс: Специфика манипулятивного воздействия. Москва: Книжный дом «ЛИБРОКОМ»; 2009. Доступно по: https://www.klex.ru/o5p. Ссылка активна 
на 26.10.2023.


Количество показов: 187

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх