Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 81’42 ++811.111
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-4-169-186

Лингвопрагматические характеристики образовательного медиадискурса: американские, британские и русские визуальные презентемы

Авторы: Желтухина М. Р., Сергеева О. В. 


Получена: 23.09.2023 Принята: 20.10.2023 Опубликована онлайн: 25.12.2023

Резюме:

Статья посвящена изучению актуальных проблем образовательной медиакоммуникации в лингвопрагматическом аспекте. В работе рассматриваются основные лингвопрагматические характеристики образовательного медиадискурса. Устанавливается роль реализации презентационной стратегии языковой личности в образовательном медиадискурсе. Выявляются основные презентемы, реализующие презентационную стратегию в образовательном медиадискурсе. Цель данной работы состоит в выявлении и описании американских, британских и русских визуальных презентем в рамках презентационной стратегии образовательного медиадискурса. В качестве материала исследования используются медиатексты об электронном обучении иностранному языку в образовательном медиадискурсе первой четверти XXI века на английском и русском языках. Для достижения цели используются следующие методы: лексико-грамматический, стилистический анализ, лингвосемиотический анализ, лингвопрагматический анализ, элементы контент-анализа и дискурсивного анализа, интерпретативный анализ, количественный анализ. Описываются и иллюстрируются примерами американские, британские и русские визуальные презентемы образовательного медиадискурса. Установлен тот факт, что визуальные презентемы онлайн-обучения иностранному языку в американском, британском и русском образовательном медиадискурсе направлены на восприятие медиаадресантом формы, цвета, положения и движения объекта. Несомненную новизну представляют выявленные подтипы визуальных презентем в американском, британском и русском образовательном медиадискурсе: графемы, колоремы, проксемы, кинестемы. Установлено, что презентационная стратегия образовательного медиадискурса по проблемам онлайн-обучения иностранному языку, реализующаяся в образовательных медиатекстах на сайтах в сети Интернет в исследуемых лингвокультурах имеет схожие черты, поскольку направлена на информирование и воздействие на адресата. Информирование содержит средства и приемы, которые передают содержание онлайн-курсов, процесса онлайн-обучения, методов и приемов, которые используются в этом процессе. Воздействие реализуется для привлечения внимания потенциальных обучающихся к курсу и образовательному учреждению, а также побуждения к обучению именно в этом образовательном учреждении. Перспективным видится разграничение конфликтной и кооперативной стратегий в образовательном медиадискурсе в разных лингвокультурах.

Ключевые слова: медиадискурс, образовательный медиадискурс, языковая личность, коммуникативное поведение, лингвопрагматические характеристики, презентационная стратегия, американские, британские и русские визуальные презентемы.

Для цитирования: Желтухина М.Р., Сергеева О.В. Лингвопрагматические характеристики образовательного медиадискурса: американские, британские и русские визуальные презентемы. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2023. №4. С. 169-186. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-4-169-186.

For citation: Zheltukhina M.R., Sergeeva O.V. Linguapragmatic characteristics of educational media discourse: American, British and Russian visual presentations. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2023, no 4, pp. 169-186. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-4-169-186 (In Russ.).

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

*М.Р. Желтухина1, О.В. Сергеева
1Пятигорский государственный университет;
357532, Российская Федерация, Пятигорск, проспект Калинина, 9;
2Кубанский государственный университет;
350040, Российская Федерация, Краснодар, ул. Ставропольская, 149;
1ORCID ID: 0000-0001-7680-4003; 2ORCID ID: 0000-0002-9950-000X;
1Scopus Author ID: 56669701900; 2Scopus Author ID: 57224109560; 
 1 Web of Science Researcher ID: A-7301-2015;
 2 Web of Science Researcher ID: AAE-1594-2021;
*e-mail: zzmr@mail.ru


Список литературы:
1. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004; 390. Доступно по: https://books.google.ru/books?id=OWwbAQAAIAAJ&dq=editions:HARVARDHXKKPI&hl=ru Ссылка активна на 27.07.2023.
2. Антонова Н.А. Гендерные различия в педагогическом общении. Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н. И. Вавилова. 2007;1(3):89-92. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-razlichiya-subektivnogo-blagopoluchiya-nauchno-pedagogic... Ссылка активна на 27.07.2023.
3. Tameryan T.Y., Zheltukhina M.R., Slyshkin G.G., Abakumova O.B., Volskaya N.N., & Nikolaeva A.V. Metaphor in Political Media Discourse: Mental Political Leader Portrait. Online Journal of Communication and Media Technologies, 2018;8(4):377-384. Доступно по: https://doi.org/10.12973/ojcmt/3958 Ссылка активна на 12.07.2023.
4. Терехова С.А., Калинина М.С. Интерпретативный анализ и типологизация стратегий в языковой педагогике. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015;6(101):8-15. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/interpretativnyy-analiz-i-tipologizatsiya-strategiy-v-yazykovoy-pe... Ссылка активна на: 27.07.2023.
5. Желтухина М.Р. Тропологическая суггестивность массмедиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ. М.: Ин-т языкознания РАН; Волгоград: Изд-во ВФ МУПК, 2003; 656. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/tropologicheskaya-suggestivnost-massmedialnogo-diskursa-o-probleme... Ссылка активна на 17.07.2023.
6. Желтухина М.Р., Гавриш А.Д. Эмоциогенность современных медиатекстов. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2018;4(32):120-125. Доступно по: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2018-4(32)-120-125 Ссылка активна на 17.07.2023.
7. Карасик В.И. Лингвокультурные характеристики педагогического дискурса. Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2023; 2(50):118-123. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvokulturnye-harakteristiki-pedagogicheskogo-diskursa Ссылка активна на 22.07.2023.
8. Шаховский В.И. Лингвистическая теория эмоций. М. : Гнозис, 2008. 416 с. Доступно по: https://www.labirint.ru/books/214750/ Ссылка активна на 22.03.2023.
9. Zheltukhina M.R., Zinkovskaya A.V., Shershneva N.B., Katermina V.V. Dialogue as a constituent resourse for dramatic discourse: language, person and culture. International Journal of Environmental and Science Education. 2016;11(15):7408-7420. Доступно по: https://www.researchgate.net/publication/309250383_Dialogue_as_a_constituent_resource_for_dramatic_d... Ссылка активна на 22.03.2023.
10. Courtney B.C., John V.P. & Hymes D. eds. Functions of language in the classroom. London and New York: Teachers College Press, Columbia University, 1972; 394. Доступно по: https://archive.org/details/functionsoflangu0000cazd Ссылка активна на 22.03.2023.
11. Leech G.N. Principles of Pragmatics. London, New York: Longman, 1983: 250. Доступно по: https://archive.org/details/principlesofprag0000leec Ссылка активна на 22.03.2023.
12. Searle J.R. Indirect speech acts. Cole P, Morgan J, eds. Syntax and Semantics 3: Speech Acts. New York: Academic Press; 1975; 59–82.
13. Wierzbicka A. Emotions across Languages and Cultures: Diversity and Universality. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. 349. Доступно по: https://sciarium.com/file/67693/ Ссылка активна на 25.07.2022.
14. Karpovskaya N.V., Shiryaeva O.V., Zheltukhina M.R. Stylistic means of headline creating in the information-analytical media text: pragmasemantic aspect of metaphor. XLinguae. 2022;12(4):173-182. Доступно по: http://dx.doi.org/10. /xl.2019.12.04.15 Ссылка активна на 25.03.2023.
15. Доброниченко Е.В., Желтухина М.Р. Современная экранная культура и ритуал: содержание повествования о свадебном ритуале в современном медиадискурсе. Наука телевидения. 2016;12(3):38-63. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-ekrannaya-kultura-i-ritual-soderzhanie-povestvovaniya... Ссылка активна на 25.05.2023.
16. Олянич А.В. Презентационная теория дискурса. Волгоград: Парадигма, 2004; 507. Доступно по: https://books.google.ru/books/about/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%... Ссылка активна на 25.03.2023.
17. Степанов Ю.С. В поисках прагматики (проблема субъекта). Известия АН СССР. Сер. лит. и языка. 1981;4(40):325-332. Доступно по: https://feb-web.ru/feb/izvest/1981/04/814-325.htm Ссылка активна на 25.03.2023.
18. Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры: Общая и частные классификации. Терминологический словарь. Ростов н/Д: Феникс, 2007; 200. Доступно по: https://kda.moy.su/news/vyrazitelnye_sredstva_sovremennoj_russkoj_rechi_tropy_i_figury_terminologich... Ссылка активна на 25.03.2023.
19. Степанов Ю.С. Альтернативный мир, Дискурс, Факт и принцип Причинности. Язык и наука конца 20-го века: Сб. ст. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1995; 35–73. Доступно по: http://abuss.narod.ru/Biblio/stepanov.htm Ссылка активна на 25.03.2023.
20. Сковородников А.П. Экология русского языка: словарь лингвоэкологических терминов. М.: Флинта, 2017; 384. Доступно по: https://urss.ru/cgi-bin/db.pl?lang=Ru&blang=ru&page=Book&id=237343 Ссылка активна на 22.03.2023.
21. Zheltukhina M.R., Krasavsky N.A., Pavlov P.V., Ponomarenko E.B., Aleshchanova I.V. Political Facebook posts using ideological symbols for media image designing of Russia as enemy. International Journal of Environmental and Science Education. 2016;11(18):12005-120013. Доступно по: https://www.researchgate.net/publication/312417996_Political_facebook_posts_using_ideological_symbol... Ссылка активна на 22.03.2023.
22. Tameryan T.Yu., Zheltukhina M.R., Sidorova I.G., Shishkina E.V. Stereotype Component in the Structure of Ethnocultural Archetype (on Internet-Blogs). The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. 2019;200:1716-1722. Доступно по: https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2019.03.02.200 Ссылка активна на: 12.07.2023.
23. Zheltukhina M.R., Mouzykant V.L., Barabash V.V., Ponomarenko E.B., Morozova E.V., Mori S. Russian and Japanese Younger Generations in Search for a New Media Product. Man In India. 2017; 97(3):223-236. Доступно по: https://www.researchgate.net/publication/316215652_Russian_and_Japanese_younger_generations_in_searc... Ссылка активна на: 12.07.2023.


Количество показов: 117

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх