Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 81’42 + 811.111
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-4-157-168

Лингвопрагматическая характеристика самопрезентационного дискурса (на материале контента англоязычных корпоративных сайтов)

Авторы: Анкин Д. Ю., Митягина В. А. 


Получена: 24.10.23 Принята: 13.11.23 Опубликована онлайн: 25.12.23

Резюме: Представленная работа посвящена исследованию сущности самопрезентационного дискурса в коммуникативно-прагматическом аспекте. Актуальность работы обусловлена универсальной применимостью и особой значимостью процесса самопрезентации в информационной эпохе. Цель статьи заключается в определении лингвопрагматических особенностей самопрезентационного дискурса. Исследование выполнено с применением методов прагмалингвистического, дискурсивного, интерпретативного и контекстуального анализа. Материалом работы является англоязычный текстовый контент корпоративного сайта, размещённый в его подразделах «Миссия компании» и «История компании». Научная новизна исследования сводится к анализу самопрезентационного дискурса через призму идеи трансдискурсивности, предложенной М. Фуко. Такая перспектива исследования открывается благодаря обнаружению у феномена самопрезентации ряда признаков, обуславливающих его трансдискурсивную природу. Среди признаков выделены адаптивность, универсальность, существенность в социокоммуникативных взаимодействиях. Процесс самопрезентации реализуется в форме стратегии, абстрактной и устойчивой целью которой является создание положительного образа адресанта. Определено, что данная цель уточняется и осуществляется исключительно в коммуникативно-прагматических условиях, принадлежащих конкретному дискурсу. Ведущая цель и трансдискурсивная дискурсообразующая стратегия служат основными дифференцирующими критериями самопрезентационного дискурса. Его коммуникативное пространство, отражающее исчерпывающую полноту ситуаций самопредставления, отличает гетерогенность. Каждый фрагмент пространства трактуется как определённый вариант реализации самопрезентационного дискурса в пределах одного дискурса. В качестве такого фрагмента рассмотрен PR-дискурс, конкретизирующий PR-вариант самопрезентационного коммуникативного поля. Как и любой другой вариант, он перенимает все лингвопрагматические особенности соответствующего дискурса. Подвергнут анализу жанр PR-дискурса и PR-версии бэкграундер, который воплощается в виде подразделов корпоративного сайта «История компании» и «Миссия компании». Направленность жанра на достижение цели стратегии самопрезентации эксплицируется в нескольких выявленных коммуникативных тактиках, что подтверждает вывод о трансдискурсивном статусе исследуемого феномена.

Ключевые слова: самопрезентационный дискурс, трансдискурсивность, лингвистическая прагматика, коммуникативная стратегия, коммуникативная тактика, PR-дискурс, корпоративный сайт, положительный имидж.

Для цитирования: Анкин Д.Ю., Митягина В.А. Лингвопрагматическая характеристика самопрезентационного дискурса (на материале контента англоязычных корпоративных сайтов). Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2023. №4. С. 157–168. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-4-157-168.

For citation: Ankin D.Yu, Mityagina V.A. Linguistic and pragmatic characteristics of self-presentational discourse (based on the material of the content of English-language corporate websites). Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2023, no 4, pp. 157-168. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-4-157-168 (In Russ.). 

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

*Д.Ю. Анкин1, В.А. Митягина2
1,2Волгоградский государственный университет;
 400062, Российская Федерация, Волгоград, проспект Университетский, 100;
1ORCID ID: 0000-0003-1741-6603; 2ORCID ID: 0000-0002-3997-3139;
 2Scopus Author ID: 57189064296;
2 Web of Science Researcher ID: A-5996-2017;
*e-mail: daniil.ankin23@mail.ru 


Список литературы:
1. Тарасова О.Н. Невербальные компоненты коммуникации, характерные для стратегии самопрезентации в британском политическом дискурсе. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019; 2: 63-66. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/neverbalnye-komponenty-kommunikatsii-harakternye-dlya-strategii-sa.... Ссылка активна на 01.11.2023. https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.2.13.
2. Демешкина Т.А., Толстова М.А. Коммуникативная стратегия самопрезентации в женском диалектном дискурсе (на материале автобиографических рассказов). Текст. Книга. Книгоиздание. 2020; 24: 47-67. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-strategiya-samoprezentatsii-v-zhenskom-dialektnom.... Ссылка активна на 07.11.2023. https://doi.org/10.17223/23062061/24/3.
3. Сухомлина Т.А. Речевые стратегии современного политического англоязычного дискурса. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021; 6: 1846-1850. Доступно по: https://philology-journal.ru/en/article/phil20210289/fulltext. Ссылка активна на 30.10.2023. https://doi.org/10.30853/phil210289.
4. Марьясова Е.П., Свердлова Н.А. Стратегия самопрезентации в реализации агональных отношений в письменной научной иноязычной коммуникации. Верхневолжский филологический вестник. 2023; 2 (33): 135-141. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/strategiya-samoprezentatsii-v-realizatsii-agonalnyh-otnosheniy-v-p.... Ссылка активна на 01.11.2023.
5. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Под общ. ред. Купиной Н.А. М.: ЛКИ; 2008.
6. Лаппо М.А. Самоидентификация: семантика, прагматика, языковые ресурсы. Под общ. ред. Трипольской Т.А. Новосибирск: ФГБОУ ВПО «НГПУ»; 2013.
7. Волошина С.В. Коммуникативная стратегия самопрезентации в автобиографическом дискурсе. Вестник ИрГТУ. 2014; 9 (92): 261-265. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-strategiya-samoprezentatsii-v-avtobiograficheskom.... Ссылка активна на 11.11.2023.
8. Чащина А.М. Анализ дискурса политического интервью: стратегия самопрезентации. Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. 2015; 19 (730): 273-281. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-diskursa-politicheskogo-intervyu-strategiya-samoprezentatsi.... Ссылка активна на 02.11.2023.
9. Балахонская Л.В. Стратегия дискредитации конкурентов как основа реализации стратегии самопрезентации в рекламной коммуникации. PRРИМРА. 2014; 12: 80-89. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/strategiya-diskreditatsii-konkurentov-kak-osnova-realizatsii-strat.... Ссылка активна на 01.11.2023.
10. Митягина В.А., Новикова Э.Ю., Ванкова Л. Я и Мы в корпоративном дискурсе: реализация социокультурных и лингвопрагматических параметров коммуникации. Вестник ВолГУ. Серия 2: Языкознание. 2019; 3 (18): 150-161. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/ya-i-my-v-korporativnom-diskurse-realizatsiya-sotsiokulturnyh-i-li.... Ссылка активна на: 10.11.2023. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2019.3.12
11. Кукуева Г.В. Самопрезентация языковой личности пишущего (на материале интернет-жанра эссе). Сибирский филологический журнал. 2019; 1: 252-264. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/samoprezentatsiya-yazykovoy-lichnosti-pishuschego-na-materiale-int.... Ссылка активна на: 10.11.2023. https://doi.org/10.17223/18137083/66/21.
12. Маркасова Е.В. «Я несчастный, но живой»: адъективный предикат при местоимении «я». Вестник Томского государственного университета. Филология. 2023; 82: 103-117. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/ya-neschastnyy-no-zhivoy-adektivnyy-predikat-pri-mestoimenii-ya. Ссылка активна на: 10.11.2023. https://doi.org/10.17223/19986645/82/6.
13. Казяба В.В. Вербальная самопрезентация немецкоязычных инфлюенсеров в Instagram. Научный диалог. 2019; 9: 88-102. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/verbalnaya-samoprezentatsiya-nemetskoyazychnyh-inflyuenserov-v-ins.... Ссылка активна на: 10.11.2023. https://doi.org/10.24224/ 2227-1295-2019-4-88-102.
14. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. Пер. с фр. М.: Касталь; 1996.
15. Дубских А.И. Средства реализации коммуникативной стратегии самопрезентации личности в массово-информационном дискурсе. Вестник ЧелГУ. 2008; 30: 50-54. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-realizatsii-kommunikativnoy-strategii-samoprezentatsii-li.... Ссылка активна на: 11.11.2023.
16. Аксенова А.В. Стратегия самопрезентации как средство формирования имиджа в разных видах дискурса. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2013; 15: 109-114. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/strategiya-samoprezentatsii-kak-sredstvo-formirovaniya-imidzha-v-r.... Ссылка активна на: 12.11.2023.
17. Widdowson H.G. Discourse Analysis. Oxford: Oxford University Press; 2007.
18. Чернобров А.А. Типы и жанры дискурса в лингвистике и философии языка. Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012; 2: 87-92. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/tipy-i-zhanry-diskursa-v-lingvistike-i-filosofii-yazyka. Ссылка активна на: 15.11.2023.
19. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена; 2002.
20. Хахалева А.Ю. Лингвопрагматический статус пресс-релиза как жанровой разновидности PR-дискурса. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2015; 9 (720): 35-46. Доступно по: http://www.vestnik-mslu.ru/Vest/Vest15-720zc.pdf. Ссылка доступна на 15.11.2023.
21. Сергиенко П.И. Лингвопрагматический потенциал использования поликодовой метафоры в PR-дискурсе. Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022; 4: 100–110. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvopragmaticheskiy-potentsial-ispolzovaniya-polikodovoy-metafor.... Ссылка доступна на 15.11.2023. https://doi.org/10.55959/MSU-2074-1588-19-2022-4-100-110.
22. Анисимова Т.В. Специфика PR-жанров в интернете. Вестник ВолГУ. Серия 2: Языкознание. 2015; 4: 129-137. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-pr-zhanrov-v-internete. Ссылка активна на: 12.11.2023. http://dx.doi.org/10.15688/jvolsu2.2015.4.16 


Количество показов: 102

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх