Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 81`42+81’367+811.111
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-4-141-156

Модальные рамки английских квеситивов и их эмоционально-импликативные оттенки

Авторы: Кунавин Б. В. 


Получена: 11.10.23 Принята: 28.10.23 Опубликована онлайн: 25.12.23

Резюме: В статье представлены результаты изучения вторичных функций интеррогативных конструкций английского языка, актуализированных в различных модальных рамках. Актуальность исследования обусловлена тем, что квеситивы, широко распространенные в художественных текстах, тесно взаимодействуя с повествовательными и побудительными предложениями, являются важным средством структурирования знаний о мире. Однако они еще не получили комплексного обобщения своих функциональных, семантических и прагматических особенностей. Цель работы заключается в исследовании в художественной литературе модальных рамок английских квеситивов, а также их эмоционально-импликативных оттенков. Предметная область настоящего исследования относится к лексико-грамматическому уровню коммуникации, который может быть реализован и в бытовом, и в официальном, и в специальном, и др. общении. А поскольку все эти виды общения в той или иной мере проявляются в тексте художественного произведения, в качестве основного материала исследования была использована русская и английская художественная литература ХIХ-ХХ вв. При описании исследуемого материала используются как отдельные предложения, так и текстовые фрагменты переменного объема, включающего как эксплицитные, так и пресуппозитивные указания на ситуацию общения. С применением описательного, функционального, трансформационного и контекстного методов осуществлен анализ структурно-функциональных особенностей вопросительных конструкций, выявлены их текстообразующие возможности, охарактеризованы экспрессивно-стилистические свойства, наиболее существенные модальные рамки как показатели коммуникативной направленности высказывания. Установлены индикаторы модальности исследуемых конструкций, которые выражаются интонацией, порядком слов, лексическим наполнением, контекстом, описываемой ситуацией. Выявлены причины предпочтения вопросительных конструкций во вторичной функции оборотам в своей основной функции, определены выражаемые ими иллокутивные акты. Подробно описаны случаи модификации диктумного смысла квеситивов в структуре художественного текста, а также сами средства модификации – контекст, негатор, ситуация.

Ключевые слова: квеситив, интеррогативная конструкция, модальность, модальная рамка, диктум, модус, иллокуция. 

Для цитирования: Кунавин Б.В. Модальные рамки английских квеситивов и их эмоционально-импликативные оттенки. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2023. №4. С. 141-156. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-4-141-156.

For citation: Kunavin B.V. Modal frames of English interrogative constructions and their emotional and implicative shades. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2023, no 4, pp. 141-156. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-4-141-156 (In Russ.).

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

Б.В. Кунавин
 Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова;
362025, Российская Федерация, Владикавказ, ул. Ватутина, 44-46; 
ORCID ID: 0000-0002-3951-0775;
Web of Science Researcher ID: AAI-7600-2021;
e-mail:vladraikun@mail.ru


Список литературы:
1. Lassiter D. Graded Modality. Oxford University Press; 2017. Доступно по:http://web.stanford.edu/~danlass/Lassiter-graded-modality-draft.pdf. Ссылка активна на 29.10.2023.
2. Palmer F.R. Modality and the English Modals. Longman, London and New York: Routledge;2014. Доступно по: https://www.routledge.com/Modality-and-the-English-Modals/Palmer/p/book/9780582034860. Ссылка активна на 29.10.2023.
3. Habaleva L., Almurzaeva P. Modality Means In The Modern English Language. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2019;8: 94-99. https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.12.04.14.
4. Руднев В. П. Модальность художественного дискурса. М.: Наука;1995.
5. Крылова И.П., Гордон Е.М. Модальность в современном английском языке. М.: Лист Нью; 2002. Доступно по: https://obuchalka.org/20191009114585/modalnost-v-sovremennom-angliiskom-yazike-posobie-po-upotreblen.... Ссылка активна на 29.10.2023.
6. Issakova S., Kuzdybaeva A., Sadirova K., Kussaiynova Z., Adilbayeva U., Utelbayeva G. World Ethnocultural Specificity of Verbal Communication: Good Wishesin the Russian and Kazakh Languages. Astra Salvensis. 2021:137-148. https://doi.org/10.15655/mw/2020/v11i3/202935.
7. Savinova E., Sanders T., Mak P. A multi-method approach to estimatingsubjectivity of causal connectives: The case of ‘poetomu’ and ‘tak chto’ in Russian. Lingua. 2023;288. https://doi.org/10.1016/j.lingua.2023.103524
8. Mueckstein M., Heinzel S., Granacher U., Brahms M., Rapp M., Stelzel Ch. Modality-specific effects of mental fatigue in multitasking, Acta Psychologica, 2022;230(1). https://doi.org/10.1016/j.actpsy.2022.103766
9. Coates J. The Semantics of the Modal Auxiliaries. L. - Canberra: Croom Helm;1993:246. Доступно по: https://www.routledge.com/The-Semantics-of-the-Modal-Auxiliaries/Coates/p/book/9781138989986. Ссылка активна на 29.10.2023.
10. Никитина Т.Г. Жанрово-стилистические параметры модальной рамки текстов британских СМИ. Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота;2016;4(58):124-127. Доступно по: https://www.gramota.net/materials/2/2016/4-3/34.html. Ссылка активна на 29.10.2023.
11. Wierzbicka A. English: Meaning and Culture. Oxford: Oxford University Press;2006. Доступно по: http://eprints.dinus.ac.id/6245/1/33895172-English-Meaning-Culture.pdf. Ссылка активна на 29.10.2023.
12. Wierzbicka A. Imprisoned in English: The hazards of English as a default language. New York: Oxford University Press;2014. Доступно по: https://global.oup.com/academic/product/imprisoned-in-english-9780199321506?cc=ru&lang=en&. Ссылка активна на 29.10.2023.
13. Cheng M. The Power of Persuasion: Modality and Issue Framing in the 2012 Taiwan Presidential Debates. Discourse & Society. 2015. https://doi.org/10.1177/0957926515611556
14. Байдикова Е.Л. Прагматические условия реализации агрессивной функции вопросительных предложений. Вестник Московского госудаственного областного университета. Серия: Русская филология. 2012;3:47-53. Доступно по: https://vestnik-mgou.ru/Articles/View/3473. Ссылка активна на 29.10.2023.
15. Белунова Н.И. Вопросительное и побудительное предложения в коммуникативном аспекте. Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2013;3:84-91. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/voprositelnoe-i-pobuditelnoe-predlozheniya-v-kommunikativnom-aspek.... Ссылка активна на 29.10.2023.
16. Борисова Н.М. Особенности вопросительных предложений в интервью-диалоге. Вестник Северо-Восточного федерального университета. 2015;5(49):60-73. Доступно по: https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/strukturnye-podrazdeleniya/dnii/vestnik-svf.... Ссылка активна на 29.10.2023.
17. Винантова И.В. Классификация косвенных речевых актов, выраженных в вопросительной форме (на материале английского языка). Вестник Челябинского государственного университета. 2009;43(181):31-34. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-kosvennyh-rechevyh-aktov-vyrazhennyh-v-voprositeln.... Ссылка активна на 29.10.2023.
18. Воейкова А.А. Характерные особенности квеситивных конструкций в текстах англоязычных реклам. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014;12(2):228-231. Доступно по: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=6305. Ссылка активна на 29.10.2023.
19.Воробьёва Е.Н. Вопросительное предложение и контекст. Вестник Костромского государственного педагогического университета имени Н.А. Некрасова. 2009;15(1):49-52. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/voprositelnoe-predlozhenie-i-kontekst. Ссылка активна на 29.10.2023.
20. Воробьёва Е.Н. Структурно-коммуникативные типы недоумённого переспроса. Язык и культура. 2015;2:16-27. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/strukturno-kommunikativnye-tipy-nedoumennogo-peresprosa. Ссылка активна на 29.10.2023.
21. Галанова Е.М. Функциональные типы наводящих вопросов. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2011;2:129-133. Доступно по: https://istina.msu.ru/publications/article/158995456/. Ссылка активна на 29.10.2023.
22. Кулундарий В.В. Признаки побудительности у повествовательных и вопросительных предложений английского языка. Мир науки, культуры, образования. 2015;1:285-288. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/priznaki-pobuditelnosti-u-povestvovatelnyh-i-voprositelnyh-predloz.... Ссылка активна на 29.10.2023.
23. Почепцов Г.Г. Конструктивный анализ структуры предложения. Киев: Вища школа; 1971. Доступно по: https://www.studmed.ru/pochepcov-g-g-konstruktivnyy-analiz-struktury-predlozheniya_8ff572addb4.html. Ссылка активна на 29.10.2023.
24. Апресян Ю.Д. Языковые аномалии: типы и функции. Res Philologica. Филологические исследования. М. – Л.: Наука;1990:50-71.
25. Стрельцов А.А. Три подхода к категории вопросительности. Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2017;3:43-58. https://doi.org/10.15593/2224-9389/2017.3.4


Количество показов: 94

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх