Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 821.111
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-3-172-182

Прагматическая архитектоника стендап-комедии: образ актера, фактор адресата, интерактивность

Авторы: Муругова Е.В., Вербоватая Ю.В.


Получена: 31.07.2023 Принята: 15.08.2023 Опубликована онлайн: 25.09.2023

Резюме: Cтендап-комедия трактуется в исследовании как дискурсивный паттерн, идеальный для «циничного» противопоставления всех аспектов реальной событийности. Фиксирование актуальных областей неявного (как правило, социально маркированного) знания, не всегда освещаемого традиционными институциональными источниками, доведение этого знания до целевой аудитории являются важными дискурсивными функциями, выполняемыми комедиантами в соответствующих ролях. Установлено, что актер надевает маску рядового заурядного представителя социума, на фоне комического искажения действительности озвучивает «маргинальные» метафорические смыслы, формирующие текущую будничную повседневность, выражая гнев и отчаяние по поводу присущих человеческой натуре порочных и слабых наклонностей. Жанр комедии дает возможность исполнителям продемонстрировать личностный взгляд на мироустройство, осознать свое место в окружающем мире. Делается вывод о том, что данные возможности становится центральным элементом идентичности актера-комика, определяют параметры того, кем он объективно является, фиксируют его нахождение между внутренним состоянием и внешней манерой поведения, которая может быть распознана зрителями. Комедиант уподобляется творческой «персоне», психологической сущности с особыми характеристиками, которые могут быть публично замечены и признаны и могут использоваться представителями определенной культуры в целом. Исследуются сценарии, активируемые комедиантом, которые могут быть традиционными или ситуативными (специфичными для текущей обстановки общения). Их переключение в дискурсе актера предопределяет характер взаимоотношений с аудиторией – от полного сговора до конфронтации с ней. Юмористический потенциал суждений актера программирует внезапный когнитивный сдвиг в сознании зрителей, который порождается несоответствием между воспринимаемыми смыслами и общепринятыми ментальными моделями экспликации значений из языковых единиц, эффектом обманутых ожиданий. Зритель переживает неожиданную смену психологического состояния за счет спонтанных изменений в интерпретации отдельно взятых слов, фраз или актерского повествования в целом. При этом шутки актера не всегда соответствуют жанру комедии и, как правило, приобретают глубоко трагическое содержание.

Ключевые слова: стендап-комедия, юмористический эффект, монолог, диалог, фактор адресата, фатический контакт, хеклер. 

Для цитирования: Муругова Е.В., Вербоватая Ю.В. Прагматическая архитектоника стендап-комедии: образ актера, фактор адресата, интерактивность. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2023. №3. С. 172–182. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-3-172-182.

For citation: Murugova EV, Verbovataya YuV. Pragmatic Architectonics of Stand-Up Comedy: Actor’s Image, Addressee’s Factor, Interactivity. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2023, no 3, pp. 172–182. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-3-172-182 (In Russ.).

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

* Е.В. Муругова1, Ю.В. Вербоватая2
1, 2Донской государственный технический университет;
 344003, Российская Федерация, Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1;
1ORCID ID: 0000-0003-0781-9767; 2ORCID ID: 0000-0001-5456-1362;
1Web of Science Researcher ID: FBW-9717-2022;
1Scopus Author ID: 57202187969;
*e-mail: murugovaelena@yandex.ru 


Список литературы:
1. Иванова С.А., Вельдина Н.Г. Особенности формирования прагматического потенциала выступлений в жанре «стендап-комедия» (на материале английского языка). Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020; 13,3: 141-144. https://doi.org/ 10.30853/filnauki.2020.3.30.
2. Доманский Ю.В. Субъект в художественных мирах актуальных направлений аудиальной словесности: стендап и рэп. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2018; 2-2 (35): 302-312. https://doi.org/ 10.28995/2073-6355-2018-2-302-312.
3. Olah A.R., Junkin J.S., Ford T.E., Pressler S. Comedy Bootcamp: Stand-Up Comedy as Humor Training for Military Populations. Humor – International Journal of Humor Research. 2022; 35 (4): 587-616. https://doi.org/ 10.1515/humor-2022-0007.
4. Дубровская П.Д., Манёрова К.В. Лингвокультурологический анализ механизмов создания юмора в жанре «стендап» (на материале русского и немецкого языков). Теоретическая и прикладная лингвистика. 2019; 5, 4: 62-74. https://doi.org/10.22250/2410­7190_2019_5_4_62_74.
5. Манжелевская Е.В. Прагматические особенности речи комиков, выступающих в жанре «стендап» (на материале английского языка). Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017; 10, 2 (76): 107-111. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/ pragmaticheskie-osobennosti-rechi-komikov-vystupayuschih-v-zhanre-stendap-na-materiale-angliyskogo-yazyka?ysclid=llwacu39yc152499327. Ссылка активна на 12.05.2023.
6. Vigouroux C.B. Genre, Heteroglossic Performances, and New Identity; Stand-Up Comedy in Modern French Society. Language in Society. 2015; 44: 243-272. https://doi.org/10.1017/S0047404515000068.
7. Асланова А.А., Прохорова А.П. Контраст скриптов как способ конструирования юмористического эффекта в коротком рассказе. Гуманитарные и социальные науки. 2022; 90, 1: 33-40. https://doi.org/ 10.18522/2070-1403-2022-90-1-33-40.
8. Степанова А.В., Квалдыкова Е.В. Структурные и лингвистические особенности стендапа. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021; 5-1: 111-115. https://doi.org/10.24412/2500-1000-2021-5-1-111-11.
9. Smith D.R. Stand-Up Comedy and the Comedic Cult of the Individual: or, the Humor of James Acaster. American Journal of Cultural Sociology. 2021; 9, 1: 70-91. https://doi.org/10.1057/s41290-019-00082-x.
10. Козлова Е.А., Колесникова О.И. Стендап-комедия как медийная среда самореализации сильной дискурсивной личности. Вопросы когнитивной лингвистики. 2023; 1: 51-61. https://doi.org/ 10.21638/spbu09.2021.205.
11. Явиц И.И. Громкость и длительность как показатели успешности стендап-выступлений (на материале экспериментального анализа видео). Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2017; 5 (776): 116-134. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/ gromkost-i-dlitelnost-kak-pokazateli-uspeshnosti-stendap-vystupleniya-na-materiale-eksperimentalnogo-analiza-video/viewer. Ссылка активна на 12.05.2023.
12. Lindfors A. Cultivating Participation and the Varieties of Reflexivity in Stand-Up Comedy. Journal of Linguistic Anthropology. 2019; 29, 3: 276-293. https://doi.org/10.1111/jola.12223.
13.  Reilly P. No Laughter among Thieves: Authenticity and the Enforcement of Community Norms in Stand-Up Comedy. American Sociological Review. 2018; 83, 5: 933-958. https://doi.org/ 10.1177/0003122418791174.
14. Tomsett E. Positives and Negatives: Reclaiming the Female Body and Self-Deprecation in Stand-Up Comedy. Comedy Studies. 2018; 9, 1: 6-18. https://doi.org/10.1080/2040610X.2018.1437167.
15. Borgella A.M., Howard S., Maddox K.B. Cracking Wise to Break the Ice: The Potential for Racial Humor to Ease Interracial Anxiety. Humor. 2018; 33, 1: 78-92. Available at: https://www.degruyter.com/ document/doi/10.1515/humor-2018-0133/html. Accessed May 21, 2023.
16. Карасик В.И. Алгоритмы построения комических текстов. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. 2018; 22, 4: 895-918. https://doi.org/10.22363/2312-9182-2018-22-4-895-918
17. Бочкарев А.И. Эмоциональная реакция аудитории как способ оценки комического и ценностного статусов различных явлений. Вопросы психолингвистики. 2023; 1 (55): 24-35. https://doi.org/10.30982/2077-5911-2023-55-1-24-35.
18. Кусаева Е.Э., Тамерьян Т.Ю. Частный детектив от классики до современности: лингвокультурный очерк: монография / Е.Э. Кусаева, Т.Ю. Тамерьян. Владикавказ: ООО НПКП «Мавр»; 2020. Доступно по: https:// online.bookchamber.ru/book/ru/new?book=2709762. Ссылка активна на 12.05.2023.
19. Тамерьян Т.Ю. Культурные различия как причина коммуникативных неудач. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010; 4-2: 739-741. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnye-razlichiya-kak-prichina-kommunikativnyh-neudach/viewer. Ссылка активна на 12.05.2023.
20. Качмазова А.У., Тамерьян Т.Ю. Когнитивные механизмы этностереотипизации «своих» и «чужих». Политическая лингвистика. 2014; 4 (50): 298-305. Доступно по: http://elar.uspu.ru/bitstream/ uspu/2144/1/plin-2014-04-42.pdf. Ссылка активна на 12.05.2023.


Количество показов: 89

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх