Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 82’42+ 811.161.1
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-3-133-144

Читательское отождествление с образом персонажа: механизмы интегративного подхода

Авторы: Кудряшов И.А., Туранова А.Ю.


Получена: 19.07.2023 Принята: 14.08.2023 Опубликована онлайн: 25.09.2023

Резюме: В публикации суммируются теоретические идеи из междисциплинарной гуманитарной парадигмы с целью формирования комплексного взгляда на механизмы, лежащие в основе читательского отождествления с образом персонажа. На материале прозы Б.Ю. Поплавского подчеркивается конструктивная важность дейктического сдвига в повествовании рассказчика, который приводит к читательскому погружению в процессы обработки эксплицируемой информации, утрате личностной идентичности. Другой подход фокусируется на процессах конструирования авторского смысла: при восприятии повествования читатель получает стимул к использованию фоновых знаний, необходимых для сравнения с тем положением дел, которое описывается в тексте в данный момент. Концептуализуется взаимосвязь между этими последовательно активируемыми процессами: дейктический сдвиг и погружение в повествование становятся основой для релевантной интерпретации повествования, которая предшествует его воздействию на читательскую эмоционально-волевую сферу и воображение. Делается вывод о том, что дейктический сдвиг, наблюдаемый в повествовании, оказывается одним из базовых механизмов читательской обработки текста, экспликации ментальной модели межличностных взаимоотношений между персонажами, фиксируемой рассказчиком. Авторы полагают, что процессы, лежащие в основе дейктического сдвига и мысленного воссоздания сюжетной линии, в совокупности предопределяют читательское ощущение погруженности в художественный текст. В исследовании устанавливаются явные взаимосвязи между языковым своеобразием художественного текста и различного рода реакциями читателя, воспринимающего этот текст. Выход читателя за пределы своего психологического и интеллектуального «Я», погружение в текст обеспечивают альтернативный опыт, который ощущается так, как будто он разворачивается в формате реальной повседневности. Установлено, что изменение точки зрения персонажа на персонажа-собеседника обеспечивает релевантное понимание сценария повествования, функционирует как симуляция, управляемая автором в воссоздаваемом воображаемом мире. Фиксирование внимания на дейктических переходах в восприятии образов персонажей рассказчиком влечет за собой читательские переживания сильных эмоций, сходных с теми, которые испытываются как спонтанная реакция на аналогичные ситуации в повседневной действительности.

Ключевые слова: художественное повествование, читательское отождествление с образом рассказчика и главного героя, пространственно-временная перспектива повествования, дейктические средства, предикаты совершенного и несовершенного вида, способ глагольного действия. 

Для цитирования: Кудряшов И.А., Туранова А.Ю. Читательское отождествление с образом персонажа: механизмы интегративного подхода. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2023. №3. С. 133–144. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-3-133-144.

For citation: Kudryashov IA, Turanova AYu. Reader’s Identification with the Character’s Image: Integrative Approach Mechanisms. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2023, no 3, pp. 133–144. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-3-133-144 (In Russ.).

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

*И.А. Кудряшов1, А.Ю. Туранова2
Южный федеральный университет; 344006, Российская Федерация,
 Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42;
 1ORCID ID: 0000-0001-5449-864Х; 2ORCID ID: 0000-0001-8612-8344;
 1Web of Science Researcher ID: GPW-9308-2022;
 1Scopus Author ID: 57214118052;
*e-mail: igalk@mail.ru


Список литературы:
1. Krieken van K., Hoeken H., Sanders J. Evoking and Measuring Identification with Narrative Characters – A Linguistic Cues Framework. Frontiers in Psychology. 2017; 8: 1-16. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.01190.
2. Walter N., Bilandzic H., Schwarz N., Brooks J.J. Metacognitive Approach to Narrative Persuasion: The Desirable and Undesirable Consequences of Narrative Disfluency. Media Psychology. 2020; 24 (5): 1-27. https://doi.org/10.1080/15213269.2020.1789477.
3. Appel M., Schreiner C., Haffmans M.-B., Richter T. The Mediating Role of Event-Congruent Emotions in Narrative Persuasion. Poetics. 2019; 77: 27-46. https://doi.org/10.1016/j.poetic.2019.101385.
4. Боровкова А.А. Множественный рассказчик и читатель: прагматические основания установления интерперсонального контакта. Гуманитарные и социальные науки. 2018; 3: С. 46-56. https://doi.org/10.18522/2070-1403-2018-68-3-46-56.
5. Hamby A., Brinberg D., Jaccard J. A Conceptual Framework of Narrative Persuasion. Journal of Media Psychology. Theories, Methods, and Application. 2016; 30 (3): 1-12. https://doi.org/10.1027/1864-1105/a000187.
6. Геворкян С.С. Повествовательная техника рассказчика в романе Дж. Хеллера «Поправка-22»: беспристрастность, иллюзия, контраст. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022; 15, 6: 1818-1824. https://doi.org/10.30853/phil20220330.
7. Ichino A. Narrative Transportation and the Power of Fiction. Acme. 2019; 1: 267-282. https://doi.org/10.13130/2282-0035/13219.
8. Graaf de A., Hoeken H., Sanders J., Beentjes H. The Role of Dimensions of Narrative Engagement in Narrative Persuasion. Communications. 2009; 34 (4): 385-405. https://doi.org/10.1515/COMM.2009.024.
9. Fernandez-Quintanilla C. Textual and Reader Factors in Narrative Empathy: An Empirical Reader Response Study Using Focus Groups. Language and Literature. 2020; 29 (2): 124-146. https://doi.org/10.1177/0963947020927134.
10. Протасова Е.Ю. Чужая речь и коммуникация с представителями иных культур в современной художественной литературе. Коммуникативные исследования. 2021; 8; 3: 465-480. https://doi.org/10.24147/2413-6182.2021.8(3).465-480.
11. Розин В.М. Искусство как форма индивидуальной творческой жизни, художественная коммуникация и концептуализация. Культура и искусство. 2022; 1: 43-56. https://doi.org/10.7256/2454-0625.2022.1.37303.
12. Fåhraeus A. W. E. Fiction as a Means to Understanding the Dynamics of Empathy: A 3-year Empirical Study with Students. Educare. 2020; (3): 46-76. https://doi.org/10.24834/educare.2020.3.2
13. Масленникова Е.М. Читательская проекция текста как его интерпретация: «живое знание» и внутренний контекст. Этнопсихолингвистика. 2022; 1(8): 35-49. https://doi.org/10.31249/epl/2022.01.03.
14. Масленникова Е.М. Культурная память текста и слова: (не) совместимость автора и читателя. Вестник тверского государственного университета. Серия: Филология. 2022; 2 (73): 180-184. https://doi.org/10.26456/vtfilol/2022.2.180.
15. Walkington Z., Ashton Wigman S., Bowles D., The Impact of Narratives and Transportation on Empathic Responding. Poetics. 2020; 80: 1-8. https://doi.org/10.1016/j.poetic.2019.101425.
16. Масленникова Е.М. Коммуникативные установки и ценностное содержание художественного текста: границы (не)понимания. Этнопсихолингвистика. 2021; 3 (6): 19-29. https://doi.org/10.31249/epl/2021.03.02
17. Кузнецова А.В. Авторская модальность «рамки» художественного текста: прагмасемантический аспект. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022; 4: 105-114. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-4-105-114
18. Stansfield J., Bunce L. The Relationship between Empathy and Reading Fiction: Separate Roles for Cognitive and Affective Components. Journal of European Psychology Students. 2014; 5(3): 9-18. https://doi.org/ org/10.5334/jeps.ca. 
19. Евсюкова Т.В., Геворкян С.С. Категория отрицания как средство манипулирования читательским вниманием в романе Дж. Хеллера «Поправка-22»: дискурсивный подход. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022; 4: 94-104. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-4-94-104.
20. Лазарев В.А., Ларина Т.Ю. Интерпретация романа Ч. Паланика «Бойцовский клуб» в терминах философии нигилизма Ф. Ницше. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022; 4: 193-203. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-4-193-203.


Количество показов: 107

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх