Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 811.161.1
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-3-117-132

Визуальные средства современной ономастики (на материале эргонимов г. Москвы).

Авторы: Матюшина Н.В.


Получена: 26.07.2023 Принята: 15.08.2023 Опубликована онлайн: 25.09.2023

Резюме: Данная статья представляет фрагмент исследования в русле современного лингвистического направления – ономастики, и посвящена изучению эргонимов, созданных с использованием различных приемов визуализации. В качестве материала избран языковой ландшафт города, поскольку он в полной мере отражает тенденции развития языка. В задачи исследования входило проанализировать эргонимы современного мегаполиса, в составе которых присутствует визуализация. На оживленных улицах г. Москвы методом сплошной выборки было собрано 2700 эргонимов, из которых были выделены те, которые созданы с применением приемов визуализации, таких как пиктограммы, яркий шрифт, супраграфемика, капитализация, синтаксическая игра, кодографизация, параграфемные знаки, цифры. Кроме того, в ходе работы выяснено, какие номинации коммерческих предприятий с визуализацией наиболее привлекательны для жителей города, какие вызывают положительное, нейтральное или отрицательное отношение. Для этого было проведено анкетирование 90 жителей столицы из разных возрастных групп. Результаты, полученные в ходе опроса, были проанализированы с применением элементов статистического анализа.
Удалось установить, что больше всего положительных оценок заслуживают эргонимы, созданные с использованием пиктограмм, они же являются наиболее запоминающимися. С позитивными эмоциями связаны яркие вывески, причем более предпочтительны написанные желтым цветом.
Положительных откликов о лаконичных вывесках у молодежи значительно больше, чем у респондентов старшего возраста. Информанты пенсионного возраста негативно оценивают эргонимы с кодографизацией. На основе полученных данных возможно сформулировать рекомендации авторам вывесок с названиями коммерческих предприятий, нацеленных на разные возрастные группы потребителей. Кроме того, результаты работы имеют потенциал использования в практике преподавания различных теоретических и практических дисциплин, таких как социолингвистика, когнитивная лингвистика, лингвокульторология, основы теории межкультурной коммуникации, практикумы профессионального общения и межкультурного общения и др.

Ключевые слова: эргоним, опрос, пиктограмма, супраграфемика, капитализация, синтаксическая игра, кодографизация.

Для цитирования: Матюшина Н.В. Визуальные средства современной ономастики (на материале эргонимов г. Москвы). Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2023. №3. С. 117–132. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-3-117-132.

For citation: Matyushina N.V. Visual Means of Modern Onomastics (on the Material of Moscow Ergonyms). Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2023, no 3, pp. 117–132. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-3-117-132 (In Russ.).

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

Н.В. Матюшина
Московский городской педагогический университет;
105064, Российская Федерация, Москва, Малый Казенный переулок, 5Б;
ORCID ID: 0000-0002-6982-5305;
Web of Science Researcher ID: GZG-5025-2022;
e-mail: nwl2002@mail.ru


Список литературы:
1. Anzoise V., Barberi P., Scandurra G. City Visualscapes, an Introduction. Visual Anthropology. 2017; 30(3):177–90. Available at: http://dx.doi.org/10.1080/08949468.2017.1296284. Accessed July 19, 2023.
2. Van Mensel L., Vandenbrouke M., Blackwood R. Linguistic Landscapes. García O, Flores N, Spotti M, editors. Oxford Handbooks Online. 2016; Available at: http://dx.doi.org/10.1093/oxfordhb/9780190212896.013.5. Accessed July 19, 2023.
3. Сулейманова О., Холодова Д. Система городской навигации города Москвы как проблема мультикультурного моделирования лингвистического образа города. English Studies at NBU. 2015; 1(1):97–115. Доступно по: http://dx.doi.org/10.33919/esnbu.15.1.8. Ссылка активна на 19.07.2023. 
4. Зоц И.В., Сулейманова О.А. Проблемные «зоны» современной урбанистики в глобальном пространстве: транслитерация урбанонимов. Вопросы ономастики. 2019; 16(4):134–150. http://doi.org/10.15826/vopr_onom.2019.16.4.049. Доступно по: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/81320/1/vopon_2019_4_009.pdf. Ссылка активна на 19.07.2023. 
5. Suleimanova O.A., Kholodova D.D. Visual and Verbal Semiotics in the Moscow-vs.-Paris Métro. Visual Anthropology. 2023; 36(1):3–22. Available at: http://dx.doi.org/10.1080/08949468.2023.2168957. Accessed July 19, 2023.
6. Kadmon N. Toponymy and Geopolitics: The Political Use — and Misuse — of Geographical Names. The Cartographic Journal. 2004; 41(2):85–7. Available at: http://dx.doi.org/10.1179/000870404x12897. Accessed July 19, 2023.
7. Сулейманова О.А., Никитина В.В. Динамика наименований станций столичного метро в лингвокультурной перспективе. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Лингвистика. 2023; 20(2):51–61. http://doi.org/10.14529/ling230208. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=53929150. Ссылка активна на 19.07.2023.
8. Кирилина А.В. Описание лингвистического ландшафта города: лингвистика и «что-то еще» или новое понимание языка? Русский язык за рубежом. 2020; 1(278):49–55. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=42548623. Ссылка активна на 19.07.2023.
9. Чернявская В.Е. Типографика как социальный индекс: советский ландшафт в современном российском дискурсе. Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2023; 2(36):50–73. http://doi.org/10.23951/2312-7899-2023-2-50-73. Доступно по: https://praxema.tspu.edu.ru/files/praxema/PDF/articles/chernyavskaya_v._e._50_73_2_36_2023.pdf. Ссылка активна на 19.07.2023.
10. Зоидзе Э.А. Продвижение книги в издательском интернет-дискурсе. Филология: научные исследования. 2022; 1:1–16. http://doi.org/10.7256/2454-0749.2022.1.37279. Доступно по: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=37279. Ссылка активна на 19.07.2023. 
11. Маркетинговая лингвистика. Закономерности продвигающего текста. Отв. ред. Викулова Л.Г., Борисова Е.Г. М.: Флинта; 2019. ISBN 978-5-9765-3987-7. Доступно по: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37975614. Ссылка активна на 19.07.2023.
12. Хоанг Т.Х.Ч., Старикова Г.Н. Московские ресторонимы в аспекте графики. Язык и культура. 2017; 38:117–136. http://doi.org/10.17223/19996195/38/9. Доступно по: http://journals.tsu.ru/language/&journal_page=archive&id=1622&article_id=36111. Ссылка активна на 19.07.2023. 
13. Замальдинов В.Е. Особенности образования и функционирования графиксатов-эргонимов салонов красоты Нижегородского региона. Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2021; 2(41):12–18. Доступно по: https://cchgeu.ru/upload/science/nauchnye-izdaniya/lingvistika-i-mezhkulturnaya-kommunikatsiya/AV_41.... Ссылка активна на 19.07.2023. 
14. Петрова И.М., Викулова Л.Г. Семиозис иконичности в естественном языке (на материале эргонимов города Москвы). Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Лингвистика. 2023; 20(2):38–44. http://doi.org/10.14529/ling230206. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=53929148. Ссылка активна на 19.07.2023.
15. Алистанова Ф.Ф. Образование эргонимов на базе контаминации, гендиадиса и языковой игры с внутренней формой слова графическими средствами. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018; 7-1(85): 89–93. http://doi.org/10.30853/filnauki.2018-7-1.20. Доступно по: https://www.gramota.net/materials/2/2018/7-1/20.html. Ссылка активна на 19.07.2023. 
16. Гедгафова Н.А. Языковая игра на графическом уровне в англоязычном газетном заголовке. Диалог языков, культур и литератур в профессионально ориентированном и филологическом аспектах. Отв. ред. М.Н. Николаева. М: МГПУ, 2014; 34–39. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=24025696. Ссылка активна на 19.07.2023.
17. Васильева Т.В. Типологические особенности эргорекламонимов с суффиксами модификационного значения. Ученые заметки ТОГУ. 2010; 1(2):41–45. Доступно по: https://pnu.edu.ru/ejournal/pub/articles/57/. Ссылка активна на 19.07.2023. 
18. Боброва М.В. Принципы образования современных эргонимов г. Перми. Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. 2014; 9:135–142. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=21369213. Ссылка активна на 19.07.2023.
19. Крыжановская В.А. Современная эргонимия: основные приемы графической игры. Вестник Костромского государственного университета. 2016; 22(3):179–181. Доступно по: https://vestnik.ksu.edu.ru/archive-2016/vestnik-2016-3-ru.html. Ссылка активна на 19.07.2023. 
20. Бутакова Е.С. Лингвистическая креативность в томской эргонимии. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013; 3(131):146–152. Доступно по: https://vestnik.tspu.edu.ru/archive?year=2013&issue=3&article_id=3915&format=html. Ссылка активна на 19.07.2023. 
21. Хоанг Т.Х.Ч. Московские ресторонимы в структурно-грамматическом аспект. Вестник Томского государственного университета. 2018; 427:63–70. http://doi.org/10.17223/15617793/427/8. Доступно по: http://journals.tsu.ru/vestnik/&journal_page=archive&id=1677&article_id=37433. Ссылка активна на 19.07.2023. 
22. Шмелева Т.В. Поликодовость городского ономастикона. Коммуникативные исследования. 2019; 6(1):51–66. http://doi.org/10.25513/2413-6182.2019.6(1).51-66. Доступно по: http://www.com-studies.org/images/magazine/2019/KI_1_2019.pdfhttps://elibrary.ru/item.asp?id=3752298.... Ссылка активна на 19.07.2023. 
23. Кронгауз М.А. Русский язык на грани нервного срыва. М.: АСТ; Corpus; 2017; ISBN 978-5-17-100624-2. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=29843147. Ссылка активна на 19.07.2023.
24. Бутакова Е.С., Щитова О.Г. Эргонимы иноязычного происхождения: аспекты варьирования. Фундаментальные исследования. 2014;12(2):411–415. Доступно по: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36243. Ссылка активна на 19.07.2023. 
25. Ряжских Е.А. К вопросу о восприятии адресатами графодериватов-эргонимов. Язык и культура (Новосибирск). 2016; 24:66–70. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=26606902. Ссылка активна на 19.07.2023.
26. Абрамова Е.И. Аллюзия и языковая игра в англоязычных эргонимах. Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. 2018; 4(40):171–181. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=36608107. Ссылка активна на 19.07.2023.
27. Питина С.А. Межкультурный коммуникативный диссонанс в эргонимах. Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. 2020; 14:64–67. Доступно по: https://topical-issues.ru/wp-content/uploads/2021/05/t14-19-fia-2020.pdf. Ссылка активна на 19.07.2023. 


Количество показов: 148

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх