Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 81´114.4+ 81.133
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-3-65-75

Прагматические особенности англоязычной экологической рекламы

Авторы: Евтугова Н.Н., Новикова Е.В.


Получена: 18.07.2023 Принята: 13.08.2023 Опубликована онлайн: 25.09.2023

Резюме: Данная работа посвящена исследованию англоязычной экологической рекламы в рамках когнитивно-дискурсивной парадигмы. Актуальность работы обусловлена пристальным вниманием всего мира к проблемам экологии и поиску их решений посредством формирования экологического сознания населения. Одним из способов воздействия на поведение общества является социальная реклама. Целью статьи является выявление способов реализации прагматической установки текстов англоязычного экологического рекламного дискурса. Работа выполнена в рамках междисциплинарного подхода с использованием методов дискурсивного, контекстуального и семантического анализа, элементов интерпретации. Материалом исследования являются англоязычные тексты баннерной и видеорекламы, размещенные в сети Интернет на сайтах «Greenpeace», «World Wide Fund for Nature» в количестве 202 примеров.
Авторы статьи считают, что основными стратегиями, реализуемыми в англоязычной экологической рекламе, являются стратегия управления критичностью восприятия и фрустрационная стратегия. Когнитивно-дискурсивная модель экологической рекламы включает в себя обязательных участников – субъект (от чьего лица подается материал, субъект эксплицируется наряду с человеком посредством персонификации животного и предмета), объект (актуальная проблемная экологическая тематика) и предикат. Тип информирования как факультативный участник когнитивно-дискурсивной модели в экологической рекламе позволяет донести до адресата следующие виды информации: о текущей экологической обстановке, сообщение об интересном факте, экологическое прогнозирование. По мнению авторов, характерными языковыми средствами, представленными в экологической рекламе, являются игра слов, рифма, символика цветообозначений, аллюзии. Данные средства в сочетании с аудиовизуальными эффектами позволяют сделать экологическую рекламу запоминающейся и оказать нужное воздействие на адресата.

Ключевые слова: экологический дискурс, социальная реклама, экологическая реклама, прагматические установки, стратегии, тактики, экоцентризм.

Для цитирования: Евтугова Н.Н., Новикова Е.В. Прагматические особенности англоязычной экологической рекламы. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2023. №3. C. 65–75. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-3-65-75.

For citation: Evtugova N.N., Novikova E.V. Pragmatic Features of English Ecological Advertisement. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2023, no 3, pp. 65–75. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-3-65-75 (In Russ.).

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

*Н.Н. Евтугова1, Е.В. Новикова2
 1Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского;
 644077, Российская Федерация, Омск, пр. Мира, 55А;
 2 Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина;
 644008, Российская Федерация, Омск, Институтская площадь,1;
 1ORCID ID: 0000-0002-2238-4653; 2ORCID ID: 0000-0001-6760-7462;
 1Web of Science Researcher ID: HDO-7298-2022; 
 2Web of Science Researcher: HFZ-8237-2022;
*e-mail: natane2005@mail.ru


Список литературы:
1. Ильина В.В. Особенности современной российской социальной рекламы. Коммуникология: электронный научный журнал. 2019; 4 (2): 56-72. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-rossiyskoy-sotsialnoy-reklamy. Ссылка активна на 14.08.2023.
2. Дыкин Р.В., Кажикин А.А. Социальная реклама. Реклама: теория и практика. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета; 2011: 202-232. Доступно по: https://elibrary.ru/tqyaqj. Ссылка активна на 14.08.2023.
3. Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. Благовещенск: Издательство БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ; 2000: 308. Доступно по: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/kognitivnye_nauki/jazyk_poznanie_kommunikacija/17-1-0-15.... Ссылка активна на 14.08.2023.
4. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена; 2002: 477. Доступно по: http://library.lgaki.info:404/2019/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BA_%D0%AF%D0%B7%D1%8B%D0%.... Ссылка активна на 14.08.2023.
5. Скнарев Д.С., Музыкант Е.В. Создание образа в рекламных текстах на рынке недвижимости. Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2020: 25(2): 367–373. http://dx.doi.org/10.22363/2312-9220-2020-25-2-367-373
6. Василина В.Н. Понятия стратегии и тактики в прагмалингвистике. Вестник МГЛУ. Серия 1. Филология. 2006: 1 (21): 28–37. Доступно по: https://elib.bsu.by/handle/123456789/9949. Ссылка активна на 14.08.2023.
7. Коверина М.С. К проблеме определения речевой (коммуникативной) стратегии. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филологическое образование. 2013; 1(10): 104-109. Доступно по: https://elibrary.ru/qcugcd. Ссылка активна на 14.08.2023.
8. Терских М. В. Реализация стратегий коммуникативного воздействия в текстах социальной рекламы Научный диалог. 2020; 5: 146—157. http://dx.doi.org/10.24224/2227-1295-2020-5-146-157.
9. Терских М.В. Типология стратегий коммуникативного воздействия в дискурсе социальной рекламы. Научный диалог. 2020; 4: 164—175. http://dx.doi.org/10.24224/2227-1295-2020-4-164-175.
10. Мирошниченко Г.А. Коммуникативная стратегия вербального убеждения в российской телевизионной рекламе. Вестник Российского университета дружбы народов. 2018; 23 (2): 215—223. http://dx.doi.org/10.22363/2312-9220-2018-23-2-215-223
11. Ежова Е.Н. Рекламная коммуникация как ресурс формирования экологического сознания. Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020; 3 (37): 28–34. http://dx.doi.org/10.24411/2070-0695-2020-10304.
12. Koçyiğit M. New Communication Strategies and the Future of Advertising Narration. Handbook of Research on Narrative Advertising. Hershey: IGI Global, 2019: 333—340. Available at: https://www.researchgate.net/publication/336412502_New_Communication_Strategies_and_the_Future_of_Ad.... Accessed  August 07, 2023.
13. Mühlhäusler P., Peace A. Environmental discourses. Annu. Rev. Anthropol. 2006; 35: 457–479. http://dx.doi.org/10.1146/35.081705.123203.
14. Chan, R. Y. K. Consumer responses to environmental advertising in China. Mark. Intell. Plan. 2004; 22: 427–437. http://dx.doi.org/10.1108/02634500410542789
15. Liu S and Liu X Culture and Green Advertising Preference: A Comparative and Critical Discursive Analysis. Front. Psychol. 2020. http://dx.doi.org/10.3389/fpsyg.2020.01944
16. Natália Aparecida Campos, Guilherme Malafaia, Lucas Benites Doretto, Ivana Felipe Rosa,  Rafael Henrique Nóbrega, Aline Sueli de Lima Rodrigues What do environmental advertisers Say and how does the public understand them? Contributions to education for sustainability. Case Studies in Chemical and Environmental Engineering. Vol. 4, December 2021, 100160. Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2666016421000827. Accessed  August 07, 2023.
17. Макаров М.Л. Интерпретативный анализ дискурса в малой группе. Тверь: Изд-во Тверского ун-та; 1998: 200. Доступно по: https://search.rsl.ru/ru/record/01000564593. Ссылка активна на 14.08.2023.
18. Храмченко Д.С. Понятие рекламного дискурса в современной лингвистике. Научный альманах. 2016; 10-1(24): 473-476. http://dx.doi.org/10.17117/na.2016.10.01.473
19. Тюрина С. Ю. О понятиях рекламный дискурс и рекламный текст. Вестник Ивановского государственного энергетического университета. 2009; 1: 75-77. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/o-ponyatiyah-reklamnyy-diskurs-i-reklamnyy-tekst. Ссылка активна на 07.08.2023.
20. Колышкина Т.Б. Модель анализа дискурса и рекламного дискурса. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2010; 1: 34-36. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=15180119. Ссылка активна на 07.08.2023.
21. Зайцева А.В. Коммуникативные стратегии экологического дискурса ФРГ. Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2013; 4(25): 244-250. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=21098209. Ссылка активна на 07.08.2023.
22. Терских М.В., Зайцева О.А. Идеологические и культурные коды в аспекте формирования провокативного рекламного контента (на примере рекламы Benetton). Актуальные проблемы филологии и лингвистики. 2023; 1: 225–237. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-1-225-237.


Количество показов: 182

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх