Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК УДК 81’42+81’23
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-3-29-41

Преувеличение в коммуникативной демонстративности: прагматические и языковые аспекты

Авторы: Тисленкова И.А.


Получена: 14.07.2023 Принята: 07.08.2023 Опубликована онлайн: 25.09.2023

Резюме: Преувеличение играет ведущую роль в организации современного феномена коммуникативной демонстративности, выделяет и транслирует значимую информацию о продуценте речевого высказывания.
Цель исследования состоит в выявлении и описании свойств и средств актуализации преувеличения. Используются междисциплинарный подход и метод психолингвистического анализа речевой продукции коммуникантов. Материалом для анализа стали высказывания участников телевизионных интервью 2013–2022 годов. Устанавливается, что в настоящее время преувеличение, свойство коммуникативной демонстративности, повсеместно используется как средство аттрактивного вербального поведения говорящих, вызванное необходимостью получения признания окружающими самобытности личности продуцента речи и ее закрепления в сознании реципиентов. Подчёркивается, что семантической основой преувеличения является выражение мироощущения манипулятивной языковой личности. Демонстративное преувеличение, употребляемое для выделения значимого посыла, имеет непроизвольный, намеренный и периодичный типы, выполняет экспрессивную, конативную, эстетическую, прагматическую, денотативную и контактную функции. Исследование показывает, что преувеличение в коммуникативной демонстративности реализуется в речевых стратегиях хвастовства, драматизации, напускного сетования, комплимента, похвалы, осуждения, унижения как способа самопродвижения, переоценки и двойной переоценки, состоящей из сочетания наречия «абсолютно», «совершенно» и прилагательного. Выявляются языковые средства актуализации преувеличения: гипербола, гиперболическая форма тропов (метафоры, эпитета, сравнения), фразеологические обороты, превосходная степень прилагательного, эмоционально-маркированные глаголы, семантические и грамматические суперлативы, передающие максимальную степень качества, интенсификаторы «очень», «совсем», восклицательные предложения, усеченные цитаты, модифицированные поговорки и императивные предложения. Полученные результаты могут быть использованы в курсе семиотики и психолингвистики.

Ключевые слова: преувеличение, коммуникативная демонстративность, самопрезентация, гипербола, двойная переоценка, дискурс, языковая личность. 

Для цитирования: Тисленкова И.А. Преувеличение в коммуникативной демонстративности: прагматические и языковые аспекты. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2023. №3. С. 29–41. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-3-29-41.

For citation: Tislenkova IA. Overstatement in Communicative Demonstrativeness: Pragmatic and Linguistic Aspects. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2023, no 3, pp. 29–41. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-3-29-41 (In Russ.).

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

И.А. Тисленкова
Волгоградский государственный технический университет;
400005, Российская Федерация, Волгоград, проспект им. В.И. Ленина, д. 28;
ORCID ID: 0000-0002-7202-2773; 
Web of Science Researcher ID: AAW-1688-2021;
e-mail: tislenkova@bk.ru
 


Список литературы:
1. Синельникова Л.Н. Признаки дискурсивной матрицы гуманитарного пространства нового века. Политическая лингвистика. 2009; 29: 56-68. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/priznaki-diskursivnoy-matritsy-gumanitarnogo-prostranstva-novogo-v.... Ссылка активна на 02.07.2023.
2. Кислякова Е.Ю. Коммуникативная категория инакости: монография. Волгоград: ВГСПУ «Перемена»; 2018. Доступно по: https://avtoref.mgou.ru/new/d212.155.04/Kislyakova/avtoref.pdf. Ссылка активна на 02.07.2023. 
3. Ли Ж. Семантика концепта «толерантность» и способы его лексической репрезентации в русском языке. Лингвокультурология. 2007;1:104-114. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/semantika-kontsepta-tolerantnost-i-sposoby-ego-leksicheskoy-reprez.... Ссылка активна на 02.07.2023.
4. Панченко Н.Н. Когнитивные категории «истинность» и «достоверность»: общее и различное. Знание. Понимание. Умение. 2009; 1: 132-136. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnye-kategorii-istinnost-i-dostovernost-obschee-i-razlichno.... Ссылка активна на 02.07.2023.
5. Мехонина Е.Н. Коммуникативно-речевая категория враждебности. Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. 2015; 18 (215): 27: 149-158. Доступно по: https://unid.bsu.edu.ru/upload/iblock/651/Bulletin%20September%2027.pdf#page=149. Ссылка активна на 02.07.2023.
6. Вильчик М.К. Статус коммуникативной категории эгоцентризма в американской лингвокультуре. Современные исследования социальных проблем. 2021; 13 (3): 274-292. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/status-kommunikativnoy-kategorii-egotsentrizma-v-amerikanskoy-ling.... Ссылка активна на 02.07.2023.
7. Лакофф Д. Когнитивное моделирование. Язык и интеллект. М.: Прогресс; 1996: 143-182. 
8. Корнеева А.В. Коммуникативное поведение и коммуникативное сознание как механизмы межкультурного взаимодействия. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017; 15 (4): 78-86. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnoe-povedenie-i-kommunikativnoe-soznanie-kak-mehanizmy.... Ссылка активна на 02.07.2023.
9. Нестерова Т.В. Прагматические транспозиции вопросительных высказываний в повседневной коммуникации. Русский язык за рубежом. 2021;1:52-63. Доступно по: https://web.archive.org/web/20210319221318id_/http://journal.pushkin.institute/wp-content/uploads/20.... Ссылка активна на 02.07.2023.
10. Тахтарова С.С. Пропозициональное смягчение и языковые средства его реализации. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. 2009; 1 (9): 166-169. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/propozitsionalnoe-smyagchenie-i-yazykovye-sredstva-ego-realizatsii. Ссылка активна на 02.07.2023.
11. Биюмена А. А. Толерантность: критерии, структура, функции, типы. Sciences of Europe. 2021; 79-3 (20-22). Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/tolerantnost-kriterii-struktura-funktsii-tipy. Ссылка активна на 02.07.2023.
12. Карасик В.И., Слышкин Г.Г. Тенденции развития современного дискурса. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021; 1: 14-31. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiya-sovremennogo-diskursa. Ссылка активна на 02.07.2023.
13. Hart W., Cease Ch.K., Lambert J.T., Garrison K. Designing one’s authentic identity: Self-proclaimed authentic people report self-presentation agendas to seem authentic to audiences // Personality and Individual Differences. 2023; 201:111941. Доступно по: https://www.researchgate.net DOI: 10.1016/j.paid.2022.111941. Ссылка активна на 02.07.2023.
14. Тисленкова И.А. Языковые средства актуализации высокого уровня профессионализма говорящего в нарративном интервью (на материале английского языка). Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021; 8 (161): 146-152. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovye-sredstva-aktualizatsii-vysokogo-urovnya-professionalizma.... Ссылка активна на 02.07.2023.
15. Тисленкова И.А. Теоретические основы идентификации уровня профессионализма говорящего по речевым характеристикам в кадровом интервью. Теоретическая и прикладная лингвистика. 2022; 8 (3): 148-159. Доступно по: https://lingua.amursu.ru/about-journal/volumes/2022/3/2022-3-13/. Ссылка активна на 02.07.2023.
16. Экман П. Психология лжи: обмани меня, если сможешь. Санкт-Петербург: Питер, 2016: 302. Доступно по: https://search.rsl.ru/ru/record/01004409871. Ссылка активна на 02.07.2023.
17. Власова Е.В. Преувеличение в политическом дискурсе (на материале современных британских и американских газет). Язык и культура в глобальном мире. 2022: 444-451. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/pereotsenka-v-politicheskom-diskurse-na-materiale-britanskih-i-ame.... Ссылка активна на 02.07.2023.
18. Клюшина А.М. Стилистические средства выражения семантики крайности в русском языке: теоретический обзор. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022;15 (10): 3187-3193. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/stilisticheskie-sredstva-vyrazheniya-semantiki-kraynosti-v-russkom.... Ссылка активна на 02.07.2023
19. Башкатов С.А., Гайнуллина С.М. Характеристика феномена лжи в отечественной и зарубежной психологии. Психология. Психофизиология. 2020; 13 (3): 5-16. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-fenomena-lzhi-v-otechestvennoy-i-zarubezhnoy-psihol.... Ссылка активна на 02.07.2023.
20. Борисенко Ю.И. Гипербола: лингвистический статус и структурные типы. Сборник научных трудов SWORLD. 2012: 27(1):49-53. Доступно по: https://scholar.sfu-kras.ru/publication/17731855. Ссылка активна на 02.07.2023.
21. Андрюхина Н.В. Нарушение пропозиций в неискреннем дискурсе. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018; 4-1 (82): 52-56. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/narushenie-propozitsiy-v-neiskrennem-diskurse. Ссылка активна на 02.07.2023.
22. Бердиев З. Гипербола как литературное средство выразительности и стилистический прием. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. 2022; 2 (26): 732-736. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/giperbola-kak-literaturnoe-sredstvo-vyrazitelnosti-i-stilistichesk.... Ссылка активна на 02.07. 2023.
23. Панченко Н.Н. Правда и искренность в экологичной/неэкологичной коммуникации. Научный диалог. 2012; 12: 124-135. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/pravda-i-iskrennost-v-ekologichnoy-neekologichnoy-kommunikatsii/vi.... Ссылка активна на 02.07.2023.
24. Gao W., Jianhua Wei, Yu Li, Dongxue Wang, Lele Fang. Motivations for social network site use and users’ well-being: mediation of perceived social support, positive self-presentation and honest self-presentation // Aslib Journal of Information Management. 2023; 75 (1): 171-191. Доступно по: https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/AJIM-08-2021-0224/full/html. Ссылка активна на 02.07.2023.

25. Чиглинцева Д.В. Неискренний дискурс: особенности функционирования. Актуальные проблемы лингвистики: Взгляд молодых исследователей. 2018; 3: 155-160. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=32475022. Ссылка активна на 02.07.2023.
26. Кузьменкова Ю.Б. Стратегии речевого поведения в англоязычной среде. М.: «Первое сентября», 2005; 17: 58-62. Доступно по: https://publications.hse.ru/books/82221437. Ссылка активна на 02.07.2023.
27. Ларина Т.В. Коммуникативная категория вежливости: межкультурный аспект. Коммуникативное поведение. 2003; 17: 116-133. Доступно по: https://www.vsu.ru/ru/university/structure/communicate/pdf/comm-behavior/comm-behavior_2003-2.pdf. Ссылка активна на 02.07.2023.
28. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М.: Лки, 2008: 284. Доступно по: https://search.rsl.ru/ru/record/01003503493. Ссылка активна на 02.07.2023.
29. Ruzimbaevna U.D. Hyperbole as a Stylistic Device. Texas Journal of Multidisciplinary Studies. 2022; 7: 327-329. Доступно по: https://zienjournals.com/index.php/tjm/article/view/1398. Ссылка активна на 02.07.2023.
30. de Mendoza Ibáñez F.J.R. Understanding figures of speech: Dependency relations and organizational patterns // Language & Communication. 2020; 71: 16-38. Доступно по: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0271530919302800. Ссылка активна на 02.07.2023.


Количество показов: 189

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх