Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 81’42:811’11
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-2-229-239

Медиатизация англоязычного мотивационного дискурса сквозь призму TED Talks

Авторы: Букина Ю.В.


Получена: 20.04.2023 Принята: 11.05.2023 Опубликована онлайн: 25.06.2023

Резюме: В данной статье исследуется особая форма реализации мотивационного дискурса в формате научно-популярных видеолекций TED Talks, которые стали популярными и доступными для широкой аудитории, благодаря использованию различных медиа-форматов, таких как видео, аудио, трансляции в режиме реального времени и интернет-платформы TED Talks. Цель статьи – провести когнитивно-дискурсивный анализ средств выразительности, используемых докладчиками TED Talks для оказания воздействующего эффекта на когнитивную, эмоциональную сферу аудитории. На основании метода сплошной выборки текстов автор составляет лимитированный корпус текстов по темам «Изучение языков», «Бизнес», который подвергает дальнейшему когнитивно-дискурсивному анализу, выявляя особенности организации медиатекста TED Talks, фонетические, лексические и грамматические единицы, связанные с темой лекции и используемые спикером TED для передачи информации. В частности, автор выявляет использование таких приемов как паузация, интонация, голосовая экспрессия, риторические вопросы, повторы, параллелизм. Автор приходит к выводу, что изменение интонации и паузация используются спикером для усиления выражения эмоций, акцентирования важных моментов и дополнительной эмфазы. Анализ семантико-синтаксических особенностей позволил выявить ряд особенностей речи лекторов TED, которые способны оказывать влияние на восприятие сообщений. Установлено, что особый характер речевой прагматики лекций TED Talks в виде использования повторов, аналогий и метафор, параллельных конструкций, коротких предложении др. в тексте лекции помогает лектору TED подчеркнуть ключевые идеи или понятия в речи, вдохновить, настроить слушателя на определенное действие или поведение, а также способствует запоминанию информации и удержанию внимания слушателей. Автор подчеркивает, что мотивационный дискурс лекций TED Talks является чрезвычайно интересным и перспективным для современных лингвистических исследований в свете его медиатизации и популяризации. 

Ключевые слова: медиатизация, видеолекции TED Talks, мотивационный дискурс, когнитивно-дискурсивный анализ, когнитивно-речевые стратегии, риторический прием, речевое воздействие, восприятие, внимание, память.

Для цитирования: Букина Ю.В. Медиатизация англоязычного мотивационного дискурса сквозь призму TED Talks. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2023. №2. С. 229–239. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-2-229-239.

For citation: Bukina JV. Mediatization of English Motivational Discourse in the Context of TED Talks. Сurrent Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2023, no 2, pp. 229–239. 
https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-2-229-239 (In Russ.).

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

Букина Ю.В.
Пятигорский государственный университет;
357502, Российская Федерация, Пятигорск, проспект Кирова, 63;
ORCID ID: 0000-0002-3640-175X;
Web of Science Researcher ID: HMD-4688-2023;
e-mail: juliabukina@mail.ru


Список литературы:
1. Плотникова М.В. Воздействующий потенциал дискурса «новых медиа» в молодежной среде (на примере социальной сети TikTok). Вопросы управления. 2021; 2: 16-30. https://doi.org/10.22394/2304-3369-2021-2-16-30.
2. Shiryaeva T.A., Zheltukhina M.R., Ebzeeva Y.N., Gishkaeva L.N., Kosova Y.A. Gender Media Political Communicative Dominance: British Brexit Media Discussion. Online Journal of Communication and Media Technologies. 2022; 12(4): e202230. https://doi.org/10.30935/ojcmt/12437.
3. Алексеева А.В. Медиадискурс в пространстве политической коммуникации. Коммуникология. 2020; 4(8): 15-21. https://doi.org/10.21453 / 2311-3065- 2020-8-4-15-21.
4. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена; 2002: 477. Доступно по: https://www.academia.edu/24179482/Karasik_v_i_yazykovoy_krug_lichnost_kontsepty_diskurs. Ссылка активна на 08.05.2023.
5. Арутюнова Н.Д. Дискурс. Лингвистический энциклопедический словарь. М.; 1990: 136-137. Доступно по: http://tapemark.narod.ru/les/136g.html. Ссылка активна на 08.05.2023.
6. Дeйк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М.; 1989: 312. Доступно по: https://search.rsl.ru/ru/record/0100148415. Ссылка активна на 08.05.2023.
7. Ле Э. Лингвистический анализ политического дискурса: язык статей о чеченской войне в американской прессе. Полис. Политические исследования. 2001; 2: 95-112.
8. Прокошенкова Л.П., Гецкина И.Б. Дискурсивный анализ и его роль в современной лингвистике. Вестник ЧГУ. 2006; 4: 1-6 Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/diskursivnyy-analiz-i-ego-rol-v-sovremennoy-lingvistike. Ссылка активна на 08.05.2023.
9. Ширяева Т.А. Язык как средство конструирования социальной реальности. Язык. Текст. Дискурс. 2009; 7: 61-67.
10. Гилясев Ю.В. Прагматика англоязычного мотивационного дискурса. Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2017; 5(166): 70-76 Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/pragmatika-angloyazychnogo-motivatsionnogo-diskursa. Ссылка активна на 08.05.2023.
11. Климчук В.А. Мотивационный дискурс личности: количественные характеристики и сравнительный анализ. Социальная психология и общество. 2015; 1(6): 68-83. Доступно по: academia.edu/16085650/Мотивационный_дискурс_личности_количественные_характеристики_и_сравнительный_анализ. Ссылка активна на 08.05.2023.
12. Кубракова Н.А. Мотивационное письмо как жанр академического дискурса. Жанры речи. 2019; 2(22): 119-125. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsionnoe-pismo-kak-zhanr-akademicheskogo-diskursa-na-materia.... Ссылка активна на 08.05.2023.
13. Подоляк Ж.И. К вопросу о выделении мотивационного дискурса. Гуманитарные научные исследования. 2016; 5. 63-64. Доступно по: https://human.snauka.ru/2016/05/14850. Ссылка активна на 08.05.2023.
14. Хутыз И.П. Особенности конструирования англоязычного мотивационного дискурса: уровень грамматики. Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2022; 1(45): 100-112. https://doi.org/10.25688/2076-913X.2022.45.1.11.
15. Sherwani K.A. A cognitive positive discourse analysis of English motivational speeches. International Journal of Advanced Science and Technology. 2020; 29(9): 4078–4091. Доступно по: https://www.researchgate.net/publication/341541859_A_Cognitive_Positive_Discourse_Analysis_of_Englis.... Ссылка активна на 08.05.2023.
16. Соколова В.Л. Гендерно-обусловленные концептуальные особенности организации мотивационного дискурса. Когнитивные исследования языка. 2022; 4(51): 563-567. Доступно по: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49862640. Ссылка активна на 08.05.2023.
17. Azlia S.C. Interactional discourse of male and female motivational speech in TED Talks: A corpus-based study. Rainbow: Journal of Literature, Linguistics and Culture Studies. 2022; 11(1): 42-49. https://doi.org/10.15294/rainbow.v11i1.54777.
18. Donovan J. How to deliver a TED Talk: secrets of the world’s most inspiring presentations. McGraw Hill Professional; 2014: 242.
19. Rubenstein L. Using TED Talks to inspire thoughtful practice. The Teacher Educator. 2012; 47: 261-267. Доступно по: https://www.researchgate.net/publication/271669361_Using_TED_Talks_to_Inspire_Thoughtful_Practice. Ссылка активна на 08.05.2023.
20. Меньщикова Е.В. «Отражение» и «заражение» как приемы коммуникативной стратегии убеждения. Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015; 1(43):в 2-х ч. Ч. II: 154-156. Доступно по: http://www.gramota.net/materials/2/2015/1-2/40.html. Ссылка активна на 08.05.2023.
21. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. М.: Новое литературное обозрение$ 2002: 581. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/2005-02-001-kreydlin-g-e-neverbalnaya-semiotika-yazyk-tela-i-estes.... Ссылка активна на 08.05.2023.
22. Голованова И.И. Методика публичного выступления: Учебное пособие. Казань: Центр инновационных технологий; 2009: 109. Доступно по: https://kpfu.ru/docs/F505762328/Gotovanova.I.I..Metodika.publichnyh.vystuplenij.pdf. Ссылка активна на 08.05.2023.
23. Dijk T. А. vаn. Strategies of discоurse cоmprehensiоn. Nеw York; 1983: 418. Доступно по: https://discourses.org/wp-content/uploads/2022/06/Teun-A-van-Dijk-Walter-Kintsch-1983-Strategies-Of-.... Ссылка активна на 08.05.2023.
24. Русская грамматика. Т.2. Москва: Наука, 1980: 717. Доступно по: https://www.academia.edu/10005822/%D0%A0%D0%A3%D0%A1%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%AF_%D0%93%D0%A0%D0%90%D0%9.... Ссылка активна на 08.05.2023.
25. Скрипак И.А. Синтаксические средства экспрессивности в текстах научного дискурса. Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008; 60: 252-256. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/sintaksicheskie-sredstva-ekspressivnosti-v-tekstah-nauchnogo-disku.... Ссылка активна на 08.05.2023.


Количество показов: 221

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх