Содержание номера
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-2-216-228
Дидактический потенциал новостных видеосюжетов на занятиях по русскому языку как иностранному.
Резюме:
Статья посвящена изучению дидактического потенциала аутентичных журналистских новостных видеоматериалов на занятиях по русскому языку как иностранному. Под аутентичными материалами авторы понимают печатные тексты, видеосюжеты и аудиозаписи, с которыми учащиеся сталкиваются в повседневной жизни – вне учебной аудитории; при этом основной целью таких материалов является не обучение языку, а передача информации и организация реального общения. Журналистский видеоматериал данного типа рассматривается как средство формирования языковой и социокультурной компетенций изучающих русский язык как иностранный. В статье подчеркивается специфика такого рода обучающего контента: использование в большом количестве разговорной лексики, речевых клише, профессиональных терминов, слов с эмоциональной окраской, оценочной лексики, безэквивалентной лексики, фразеологизмов, метафор, цитат и реминисценций, подразумевающих знание прецедентных текстов, специфичных жестов, мимики и т.п. Авторы освещают различные подходы к проблеме использования аутентичных текстов в практике обучения русскому языку как иностранному, определяют основные критерии отбора аутентичных новостных видеоматериалов для уроков русского как иностранного в зависимости от уровня обучающихся. Авторы подчеркивают, что новостные видеосюжеты в качестве аутентичных материалов на занятиях по русскому как иностранному целесообразно использовать, начиная с уровня В1: иностранные учащиеся, которые владеют языком на данном уровне, способны воспринимать на слух и понимать монологические высказывания в рамках актуальной социокультурной тематики. В качестве практического материала в статье представлен алгоритм работы с новостным журналистским контентом в соответствии с уровнем владения русским языком, предложены образцы заданий для использования на занятиях по русскому как иностранному. Методологической базой исследования стало использование следующих методов: описательно-аналитического метода, метода систематизации и классификации, метода проектирования, а также коммуникативной методики обучения иностранному языку.
Ключевые слова: медиадискурс, журналистский дискурс, новостной видеосюжет, русский язык как иностранный (РКИ), языковая компетенция, социокультурная компетенция, коммуникативная компетенция, аутентичный видеоматериал, коммуникативная дидактика, дидактический потенциал.
Для цитирования: Зайцева О.А., Терских М.В. Дидактический потенциал новостных видеосюжетов на занятиях по русскому языку как иностранному. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2023. №2. С. 216–228. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-2-216-228.
For citation:
Zaytseva OA, Terskikh MV. Didactic Potencial of News Videos in Russian as a Foreign Language Classes. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2023, no 2, pp. 216–228. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-2-216-228 (In Russ.).
Язык: русский
Об авторе:
О.А. Зайцева 1, *М.В. Терских 2
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского;
1, 2 644077, Российская Федерация, Омск, проспект Мира, 55а;
1ORCID ID: 0000-0003-2704-2158;
2ORCID ID: 0000-0003-0127-6917;
2Scopus Author ID: 57195804163;
2Web of Science Researcher ID: H-7591-2014;
*e-mail: terskihm@mail.ru
Список литературы:
1. Казакова М.А., Евтюгина А.А. Аутентичные текстовые материалы в обучении иностранному языку. Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2016; 4: 50-59. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/autentichnye-tekstovye-materialy-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku. Ссылка активна на 04.05.2023.
2. Поданева К.А. Аутентичные аудио- и видеоматериалы как средства развития социокультурной компетенции обучающихся. Лингвистика и лингводидактика. Орехово-Зуево, 2020: 118-122. Доступно по: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42885574&pff=1. Ссылка активна на 04.05.2023.
3. Савинова Н.А., Михалева Л.В. Аутентичные материалы как составная часть формирования коммуникативной компетенции. Вестник Томского государственного университета. 2007; 294: 116-199. Доступно по: http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/294/image/294_116-119.pdf. Ссылка активна на 04.05.2023.
4. Al-Shammari A.H. Authentic materials in classroom: A Case Study on Students of Faculty of Social Sciences – Kuwait University. Journal of Language and Linguistic Studies. 2021; 17(3): 1243-1257. https://doi.org/10.52462/jlls.88. Available at: https://www.jlls.org/index.php/jlls/article/view/2661/874. Accessed May 4, 2023.
5. Orooq G., Anwar H.-A.R. Use of Authentic Materials in English as a Foreign Language Classrooms: Challenges, Reasons, Types and Frequency. Journal of Educational Sciences. 2022; 20(20). https://doi.org/10.29117/jes.2022.0092.
6. Anam K., Munir A., Anam S. Teachers’ Perception about Authentic Materials and Their Implementation in the Classroom. Indonesian Journal of English Teaching. 2019; 8(1): 1-8. https://doi.org/10.15642/ijet2.2019.8.1.1-8.
7. Toma A.M. How to Get Real in the Classroom: Using Authentic Materials in Language Teaching. EDULEARN22 Proceedings. 14th International Conference on Education and New Learning Technologies. 2022: 10222-10228. https://doi.org/10.21125/edulearn.2022.2472.
8. Rao P.S. The Effective Use of Authentic Materials in the English Language Classrooms. Shanlax International Journal of Arts, Science and Humanities. 2019; 7(1): 1-8. https://doi.org/10.34293/sijash.v7i1.556.
9. Sample M.G. Authentic Materials: A Motivation Tool for the EFL Classroom? Education and Language Research. 2015; 1(2): 100-119. https://doi.org/10.5296/elr.v1i2.8488.
10. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка: монография. Страсбург; М.: Московский государственный лингвистический университет, 2001: 259. Доступно по: http://learnteachweb.ru/articles/eurcomp.doc. Ссылка активна на 04.05.2023.
11. Комарова А.И., Воронцова М.В., Степенная Т.П., Бух М.А., Шестоперова Л.А. Примерная программа дисциплины «Иностранный язык» (английский, немецкий, французский и испанский языки) Федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования второго поколения. Воронеж, 2000: 11. Доступно по: http://www.vgsa.ru/facult/eco/kaf_cgd/doc/language_pr2.pdf. Ссылка активна на 04.05.2023.
12. Пахотина С.В. Сущность, структура и содержание социокультурной компетенции, формируемой в процессе обучения иностранным языкам. Альманах современной науки и образования. 2013; 10(77): 143-145. Доступно по: https://www.gramota.net/articles/issn_1993-5552_2013_10_44.pdf. Ссылка активна на 04.05.2023.
13. Кнодель Л.В. Компетенция и компетентность в сфере обучения иностранным языкам: монография. Киев, 2019: 297. Доступно по: https://core.ac.uk/download/pdf/373111055.pdf. Ссылка активна на 01.05.2023.
14. Богуславская В.В. Журналистский текст как термин и как понятие. RELGA. 2004; 5. Доступно по: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=187&level1=main&le.... Ссылка активна на 04.05.2023.
15. Михайлова С.В., Михайлова О.В. Использование видеоматериала как средства формирования социокультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014; 10(1): 143-146. Доступно по: https://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000488963. Ссылка активна на 04.05.2023.
Количество показов: 160
ISBN 2619-029X (Online)