Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 81`42+811.161.1+811.112.2
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-2-200-215

Образ глубинки в российских и немецких СМИ

Авторы: Шамне Н.Л., Милованова М.В.


Получена: 21.04.2023 Принята: 12.05.2023 Опубликована онлайн: 25.06.2023

Резюме: В статье рассматривается медиаобраз глубинки как объективирующий категории социальной эксклюзии, социальной инклюзии на материале газетных подкорпусов Национального корпуса русского языка и системы цифровых словарей Берлин-Бранденбургской Академии наук (немецкий язык). С целью более глубокого описания данного медиаобраза приводится также характеристика близкого медиаобраза провинции. Устанавливаются синонимические ряды единиц-репрезентантов медиаобраза глубинки, в качестве ключевых рассматриваются одноименная лексема в русском языке (глубинка) и лексема Hinterland в немецком языке; в рамках медиаобраза провинции – лексемы провинция и Provinz. 
В структуре медиаобраза глубинки в обоих языках выделяются ядерные и периферийные зоны и составляющие их группы языковых средств: адъективы (производные от хоронимов); пространственные квалификаторы; единицы, номинирующие субъекта; дескриптивы; дейктические единицы; конструкции противопоставления (в рамках оппозиции «центр – не центр»), глагольные единицы различных действий; конструкции отрицания. Устанавливается, что медиаобраз провинции, по сравнению с медиаобразом глубинки, структурирован в фактическом материале в меньшей степени и позиционируется преимущественно в рамках оппозиции «столица – провинция» (русский язык), «город – провинция» (немецкий язык), при этом отмечается социокультурная стереотипизация данного образа в немецком языке.
Выявляется определенная закономерность актуализации в медиатекстах процессов социальной эксклюзии, социальной инклюзии. В русском языке медиаобраз глубинки в текстах центральных СМИ отражает как процессы социального исключения, так и включения (в меньшей степени); в текстах региональных СМИ – преимущественно процессы социального включения. В немецком языке отражение данных процессов напрямую связано с обозначаемой территорией.
Делается вывод о национально-культурной окрашенности медиаобраза глубинки. В русском языке данный образ характеризуется амбивалентностью (статичность, проблемность / «русскость», подлинность, культурный потенциал). В немецком языке национально-культурная специфика медиаобраза обусловлена географически-пространственным расположением описываемой территории.

Ключевые слова: медиадискурс, медиаобраз, социальная эксклюзия, социальная инклюзия, ядро, периферия, оппозиция.

Для цитирования: Шамне Н.Л., Милованова М.В. Образ глубинки в российских и немецких СМИ. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2023. №2. C. 200–215. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-2-200-215.

For citation: Shamne N,L, Milovanova M.V. The Image of the Hinterland in the Russian and German Mass Media. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2023, no 2, pp. 200–215. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-2-200-215 (In Russ.).

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:


* Н.Л. Шамне1, М.В. Милованова2
1, 2 Волгоградский государственный университет; 
400062, Российская Федерация, Волгоград, пр. Университетский, 100; 
1 ORCID ID: 0000-0002-5745-8907;
2 ORCID ID: 0000-0002-6198-6972
1 Scopus Author ID: 56241492800;
2 Scopus Author ID: 56241921300; 
1 Web of Science Researcher ID: S-8228-2016;
2 Web of Science Researcher ID: S-8236-2016;
*e-mail: nikolay.shamne@volsu.ru


Список литературы:
1. Карасик В.И. Языковая матрица культуры. Волгоград: Парадигма, 2012. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=23542142. Ссылка активна на 27.04.2023.
2. Драчева Ю.Н. Понятие медиаобраза и его описание в языковедческом и неязыковедческом аспектах. Вестник Череповецкого государственного университета. 2019; 2 (89): 134–146. DOI 10.23859/1994-0637-2019-2-89-13.
3. Giddens A. The Third Way. The Renewal of Social Democracy. Polity Press, 1998. Доступно по: https://bibliotecaia.ism.edu.ec/Repo-book/t/TheThirdWay.pdf. Ссылка активна на 27.04.2023.
4. Суворова И.Ю. Изгои и работа по их интеграции в группу. Журнал практической психологии и психоанализа. 2018; 2. Доступно по: https://psyjournal.ru/articles/izgoi-i-rabota-po-ih-integracii-v-gruppu. Ссылка активна на 27.04.2023.
5. Семенова Г.В., Векилова С.А., Терешкина И.Б., Рудыхина О.В. К проблеме взаимосвязи опыта социальной эксклюзии с базисными убеждениями личности: психологический подход. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2020; 197: 63–72. DOI: 10.33910/1992-6464-2020-197-63-73. 
6. Астоянц М.С. Социальная эксклюзия: возможность моделирования на основе концепции «жизненной ситуации». Инженерный вестник Дона. 2018; 4. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-eksklyuziya-vozmozhnost-modelirovaniya-na-osnove-konts.... Ссылка активна на 27.04.2023.
7. Тертышникова А.Г., Павлова У.О. Социальная эксклюзия как негативное последствие цифровизации. Теория и практика общественного развития. 2022; 12 (178): 106–110. https://doi.org/10.24158/tipor.2022.12.15.
8. Шеремет А.Н. Социальная эксклюзия в современном российском обществе: масштабы, разновидности, прогноз. Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2022; 3: 209–212. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-eksklyuziya-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve-massht.... Ссылка активна на 27.04.2023.
9. Лапина Л.Г. Понятие инклюзии в немецком общественном дискурсе. Социо- и психолингвистические исследования. 2017; 5: 89–92. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-inklyuzii-v-nemetskom-obschestvennom-diskurse. Ссылка активна на 27.04.2023.
 10. Shamne N.L., Milovanova M.V., Terentyeva E.V. Host Country Language Teaching: Theoretical and Practical Aspects of Providing Inclusive Education for International Students. Smart Innovation, Systems and Technologies. General eds. of Inshakova A.O., Inshakova E.I. Vol 288. Springer, Singapore. 2022. pp. 287–294. DOI: 10.1007/978-981-16-9804-0_25
11. Otsuji E., Pennycook A. Social inclusion and metrolingual practices. International Journal of Bilingual Education and Bilingualism. 2011; 14(4): 413–426. DOI:10.1080/13670050.2011.573065. 
12. Беляев В.А., Сибаева Г.Р. Специфика реализации билингвизма в сфере инклюзивного образования. Вестник экономики, права и социологии. 2019; 3: 93–96. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-realizatsii-bilingvizma-v-sfere-inklyuzivnogo-obrazovan.... Ссылка активна на 27.04.2023.
13. Eben C., Declerck M. Conflict monitoring in bilingual language comprehension? Evidence from a bilingual flanker task. Language cognition and neuroscience. 2019; 34 (3): 320–325. https://doi.org/10.1080/23273798.2018.1537499
14. Карасик В.И., Слышкин Г.Г. Тенденции развития современного дискурса. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021; 1: 14–31. DOI: 10.29025/2079-6021-2021-1-14-31
15. Ильин В.И. Поколенческая ситуация: уехать или остаться? (на материалах биографического исследования в северной глубинке). Мир России. Социология. Этнология. 2022; 4: 6–32. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/pokolencheskaya-situatsiya-uehat-ili-ostatsya-na-materialah-biogra.... Ссылка активна на 27.04.2023.


Количество показов: 123

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх