Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 81’42+ 811.161.1
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-2-163-176

Артефакты истории в современном медийно-рекламном дискурсе

Авторы: Ежова Е.Н., Белоконева А.В.


Получена: 10.04.2023 Принята: 26.04.2023 Опубликована онлайн: 25.06.2023

Резюме: Данная статья посвящена изучению проблемы интеграции артефактов истории в структуру современного медийно-рекламного дискурса. В работе систематизируются научные исследования, посвященные проблеме обращения рекламистов к образам прошлого, анализу рекламных семиотических кодов, связанных с проблемой историчности и их роли в конструировании образов социальной реальности. В рамках исследования уточняются границы понятия артефакта как любого искусственно созданного объекта (материального или ментального), функционирующего в различных сферах культурно-семантического поля. Артефакт истории в структуре полимодального рекламного текста понимается как репрезентируемая посредством вербальных, визуальных и акустических средств когнитивная модель, которая связана с исторической реальностью через образы личностей, событий, целых эпох. Проведенное исследование опирается на широкую эмпирическую базу, включающую более 250 российских и зарубежных рекламных материалов, распространяемых в медиапространстве начиная с 90-х годов прошлого столетия и до настоящего времени. Анализ эмпирических материалов позволил выявить основные способы репрезентации артефактов истории в структуре современного 
медийно-рекламного дискурса: через образы исторических личностей; через представление фактов и событий; через репрезентацию функционально-стилистического кода определенной исторической эпохи и актуализируемого этим кодом образа мышления. Основой комплексной методологии исследования стали структурно-семиотический анализ и функциональный подход, позволившие выявить способы репрезентации артефактов истории в структуре рекламного текста и осуществить анализ роли функционально-стилистических кодов прошлого в организации медийно-рекламного дискурса. Результаты социолингвистического исследования, направленного на выявление степени воздействия креолизованных текстов рекламы, содержащих артефакты истории, на аудиторию, показали, что использование артефактов отечественной истории в структуре рекламного текста способно вызвать интерес у потенциальных потребителей, положительно влияет на степень запоминаемости рекламного сообщения, делает рекламное сообщение более эффективным. 

Ключевые слова: реклама, медийно-рекламный дискурс, рекламный текст, прецедентный текст, артефакты истории, репрезентация артефактов.

Для цитирования: Ежова Е.Н., Белоконева А.В. Артефакты истории в современном медийно-рекламном дискурсе. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2023. №2. C. 163–176. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-2-163-176.

For citation: Ezhova EN, Belokoneva AV. Artifacts of History in Modern Media and Advertising Discourse. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2023, no 2, pp. 163–176. 
https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-2-163-176 (In Russ.).

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

*Е.Н. Ежова1, А.В. Белоконева2
1,2 Северо-Кавказский федеральный университет;
355017, Ставрополь, Российская Федерация, ул. Пушкина, 1
1ORCID ID: 0000-0001-9741-2981;
2ORCID ID: 0009-0002-1477-7366;
1Scopus Author ID: 57203166558;
1Web of Science Researcher ID: S-7782-2016;
2Web of Science Researcher ID: IAR-0470-2023;
* e-mail: eezhova@ncfu.ru


Список литературы:
1. Савельева О.О. Историческая ретроспекция в рекламном сообщении. Электронный научно-образовательный журнал История. 2012; 1 (9): 17–23. Доступно по: https://publications.hse.ru/articles/67018817. Ссылка активна на 15.05.2023.
2. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике и топологии культуры. Т. 1. Таллин: Изд-во Александра, 1992. Доступно по: http://yanko.lib.ru/books/cultur/lotman-selection.htm. Ссылка активна на 15.05.2023.
3. Ежова Е.Н. Цитатность в структуре рекламного текста. Российская пиарология: тренды и драйверы. 2022; 14: 24–37. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=47960193. Ссылка активна на 15.05.2023.
4. Добросклонская Т.Г. Методы анализа видео-вербальных текстов. Медиалингвистика. 2016; 2 (12): 13–25. Доступно по: https://medialing.ru/metody-analiza-video-verbalnyh-tekstov/. Ссылка активна на 15.05.2023.
5. Коньков В.И. Грамматика медиатекста: морфология речевых действий. Медиалингвистика славянских стран. Москва: ФЛИНТА; 2020: 67–92. Доступно по: http://medialing.spbu.ru/news/43-226.html. Ссылка активна на 15.05.2023. 
6. Шилихина К.М. Категоризующая функция анекдотов в медиадискурсе. Медиалингвистика. 2020; 7 (2): 250–262. Доступно по: https://medialing.ru/issues/medialingvistika-2020-7-2.pdf. Ссылка активна на 15.05.2023.
7. Бобрикова С.Ш. Использование исторических образов в телевизионной рекламе. Человек в информационном пространстве. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского; 2020: 323–327. Доступно по: https:// Ehttps://www.elibrary.ru/item.asp?id=46198480. Ссылка активна на 05.2023.
8. Другова Е.С. Исторические образы в современной телевизионной рекламе. Известия лаборатории древних технологий. 2018; 3 (14): 239–246. http://doi.org/10.21285/2415-8739-2018-3-239-246
9. Кара П.А., Михайлова Т.Л. Образ героя Второй мировой войны в современной рекламе, или о границах конструирования социальной реальности. Вестник НГТУ им. Р. Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». 2015; 3: 33–41. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-geroya-vtoroy-mirovoy-voyny-v-sovremennoy-reklame-ili-o-gran.... Ссылка активна на 15.05.2023.
10. Постникова А.А. Война 1812 года в культурно-историческом пространстве России и Франции. Бюллетень науки и практики. 2016; 8: 112–115. Доступно по: https://e.lanbook.com/journal/issue/298805. Ссылка активна на 15.05.2023.
11. Пикулева Ю.Б. Прецедентные культурные знаки советского времени в коммерческой и политической отечественной рекламе. Советская культура в современном социопространстве России: трансформации и перспективы. Екатеринбург: б. и.; 2008. Доступно по: http://hdl.handle.net/10995/1828. Ссылка активна на 15.05.2023. 
12. Ростовцев Е.А., Сосницкий Д.А. Русское средневековье в коммерческой рекламе: постановка проблемы и перспективы исследования (вторая половина XIX – начало XXI вв.). Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2017; 7: 398–416. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/russkoe-srednevekovie-v-kommercheskoy-reklame-postanovka-problemy-.... Ссылка активна на 15.05.2023.
13. Ученова В. В. Реклама и массовая культура: служанка или госпожа? Москва: Юнити-Дана; 2012. Доступно по: https://search.rsl.ru/ru/record/01006528243. Ссылка активна на 15.05.2023.
14. Попова Е. В., Утиркина В. В. Сохранение историко-культурного наследия средствами рекламы. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018; 8: 25–28. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/sohranenie-istoriko-kulturnogo-naslediya-sredstvami-reklamy. Ссылка активна на 15.05.2023.
15. Ильин А. С. Реклама в коммуникационном процессе. Москва: КноРус; 2009. Доступно по: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21557182. Ссылка активна на 15.05.2023.
16. Ежова Е.Н. Социально-историческое время в медиарекламной картине мира. Вестник Ставропольского государственного университета. 2009; 6: 222–233. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-istoricheskoe-vremya-v-mediareklamnoy-kartine-mira-socia.... Ссылка активна на 15.05.2023.
17. Кыштымова И.М., Зимина Е.В. Забота о пожилых родителях в социальной рекламе: особенности восприятия подростками и их родителями. Вопросы теории и практики журналистики. 2022; 4 (11): 782–799. http://doi.org/10.17150/2308-6203
18. Омельяненко В.А. Образ современной женщины в рекламе: от стереотипизации до фемвертайзинга. Женщина в российском обществе. 2022; 2: 119–127. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-sovremennoy-zhenschiny-v-reklame-ot-stereotipizatsii-do-femv.... Ссылка активна на 15.05.2023.
19. Тимофеев В.И. Интернет вещей как перспективный канал рекламной коммуникации. Вопросы теории и практики журналистики. 2022; 2 (11): 355–371. http://doi.org/10.17150/2308-6203
20. Щепилова Г. Г., Огурцова В.С. Рекламные возможности блогосферы на платформе YouTube. Вопросы теории и практики журналистики. 2021; 4 (10): 792–806. http://doi.org/10.17150/2308-6203.2021


Количество показов: 22335

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх