Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 81’42+811.111
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-2-148-162

Юридическая аналитика в массмедиа: стратагемно-тактические аспекты

Авторы: Митягина В.А., Чеметева Ю.В.


Получена: 18.04.2023 Принята: 04.05.2023 Опубликована онлайн: 25.06.2023

Резюме: Развитие информационных технологий способствует увеличению количества зон пересечения медиа и социальных феноменов, взаимодействию медиадискурса с другими институциональными дискурсами. Появляющиеся в результате данных процессов неоднородные дискурсы характеризуются специфичным целевым и стратегемно-тактическим аппаратом, представляющим особый интерес с точки зрения дискурсологии. Статья посвящена выявлению основных коммуникативных целей, стратегий и тактик в аналитической статье по юриспруденции как жанре юридического медиадискурса. Материалом исследования выступают тексты англоязычных аналитических статей по юриспруденции изданий The Times, Financial Times, The Guardian, The New York Times, The Wall Street Journal, The Washington Post в период 2015–2022 гг. Авторы используют в исследовании философские, общенаучные, специальные методы: диалектический и эмпирический методы, описание, дедукцию, индукцию, синтез, анализ, методы дискурсивного и контекстуального анализа. В ходе исследования обозначена ценностная доминанта жанра, определяющая целевые и стратагемно-тактические характеристики аналитической статьи по юриспруденции: формирование элитарного правосознания. В соответствии с ценностной доминантой выявлены и описаны основные коммуникативные цели жанра (информирование, разъяснение, воздействие и развитие эвристического потенциала реципиента). Представлена общая коммуникативная медиааналитическая стратегия, включающая комплекс принципов, задействованных в ходе реализации стратегии. Выделены и описаны принципы медиааналитической стратегии (аналитичность, достоверность, убедительность, стремление к объективности, доступность, индивидуальность, мультимедийность, эвристичность). В комплексе с коммуникативными целями жанра и принципами медиааналитической стратегии проанализированы используемые адресантами коммуникативные тактики.

Ключевые слова:  юридический медиадискурс, аналитическая статья по юриспруденции, коммуникативная цель, коммуникативная стратегия, коммуникативная тактика, ценностная доминанта, медиааналитическая стратегия.

Для цитирования: Митягина В.А., Чеметева Ю.В. Юридическая аналитика в массмедиа: стратагемно-тактические аспекты. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2023. №2. С. 148–162. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-2-148-162.

For citation: Mityagina VA, Chemeteva JuV. Legal Analytics in Mass Media: Strategies and Tactics. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2023, no 2, pp. 148–162. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-2-148-162 (In Engl.). 

PDF (ENG)

Язык: русский


Об авторе:

В.А. Митягина1, * Ю.В. Чеметева2
1, 2 Волгоградский государственный университет; 
400062, Российская Федерация, Волгоград, проспект Университетский, 100; 
 1ORCID ID: 0000-0002-3997-3139;
2ORCID ID: 0000-0002-9134-5789;
1Scopus Author ID: 57189064296;
1 Web of Science Researcher ID: A-5996-2017; 
2 Web of Science Researcher ID: GYU-7019-2022;
*e-mail: chemeteva@volsu.ru


Список литературы:
1. Swales J.M. Genre Analysis. Cambridge: Cambridge University Press; 1990: 260. https://books.google.ru/books?id=shX_EV1r3-0C&printsec=frontcover&source=gbs_ge_summ... (На англ. яз.).
2. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра. Жанры речи. 1997; 1: 88–98. https://elibrary.ru/item.asp?id=36422406
3. Горошко Е.И., Жигалина Е.А. Виртуальное жанроведение: устоявшееся и спорное. Вопросы психолингвистики. 2010; 12: 105–123. https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnoe-zhanrovedenie-ustoyavsheesya-i-spornoe
4. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М.: Изд-во ЛКИ; 2008: 288.
5. Белякова Л.П. Аналитическая журналистика в системе информационного обеспечения инновационных проектов. Минск: БГУ; 2013: 215. https://elibrary.ru/item.asp?id=22265603
6. Желтухина М.Р. Роль информации в медиадискурсе. Вестник ЦМО МГУ. 2010; 3: 12–18. https://elibrary.ru/item.asp?id=15204464
7. Gentzkow M., Glaeser E., Goldin C. The Rise of the Fourth Estate: How Newspapers Became Informative and Why It Mattered. Corruption and Reform. University of Chicago Press; 2006: 187–230. https://scholar.harvard.edu/goldin/publications/rise-fourth-estate-how-newspapers-became-informative...
8. Исаков В.Б. Право на аналитику. Гражданин. Выборы. Власть. 2018; 4: 116–135. https://elibrary.ru/item.asp?id=36393013
9. Довгаль Е.В. Аналитическая статья как разновидность медийного дискурса. Язык. Текст. Дискурс. 2011; 9: 357–361. http://www.russcomm.ru/rca_biblio/issue/sgpi_almanakh9.pdf
10. Желтухина М.Р. Популяризация культуры в современных массмедиа и медиажанр ‘популяризационная статья’: стилистический аспект. Вестник ЧелГУ. 2015; 5 (360): 214–219. https://elibrary.ru/item.asp?id=23338693
11. Футерман Е.Б. Поликодовость как смыслы, мультимедийность как форма в документальной тележурналистике Леонида Парфёнова. Вестник Челябинского государственного университета. 2017; 12 (408); 110: 184–193. https://cyberleninka.ru/article/n/polikodovost-kak-smysly-multimediynost-kak-forma-v-dokumentalnoy-t...
12. Трущелёв П.Н. Эмотивная прагматика популяризации: контекстуализация и читательский интерес. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. 2023; 1 (22): 173–185. (На англ. яз.). DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2023.1.14.
13. Карасик В.И. О филологическом мышлении. Критика и семиотика. 2021; 1: 40-56. DOI: https://doi.org/10.25205/2307-1737-2021-1-40-56
14. Tameryan T.Y. , Zheltukhina M.R., Zyubina I.A., Magomadova T.D., Antonova N.Y., Donskova L.A. Internet survey as a mobile digital technology for identifying the development of interethnic processes. Journal of Positive School Psychology. 2022; 2 (6): 1984 –1992. https://journalppw.com/index.php/jpsp/article/view/1768/1069. (На анг. яз.).
15. Волкова И.И. Игровые форматы мультимедийной журналистики. Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Литературоведение. Журналистика. 2014; 1: 105–112. https://elibrary.ru/item.asp?id=21336916
16. Кочетова Л.А. Печатный рекламный текст как гипертекстовая структура. Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 2, Языкознание. 2008; 2 (8): 147–151. https://elibrary.ru/item.asp?id=12833578


Количество показов: 129

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх