Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 81’42+ 81’373 + 811.111
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-2-112-123

Неологизмы в политическом медиадискурсе: особенности перевода

Авторы: Чалая Ю.П., Гхашим М.


Получена: 30.03.2023 Принята: 26.04.2023 Опубликована онлайн: 25.06.2023

Резюме: Cтатья посвящена рассмотрению способов и приемов перевода англоязычных неологизмов политического медиадискурса на русский язык. Авторы указывают на важность трех факторов, выступающих определяющими при анализе неологизмов – время, языковое пространство и новизна языковой единицы. Материалом для исследования послужили тексты статей на английском и русском языках из общественно-политических онлайн изданий The New Yorker, Foreign Policy, The New York Times, The Spectator, New York Post, Газета.ру, Московский Комсомолец, Царьград, новостных порталов РБК, Риа-новости. Обзор теоретических источников по проблеме исследования показал, что неологизмы отражают наиболее актуальные тенденции, присущие тому или иному периоду общественно-политического развития. Авторы отмечают, что неологизмы являются специфичными для определенного языкового пространства, поскольку опираются на концептуальные ценности представителей конкретной лингвокультуры. Их важной характеристикой является новизна, т.к. они выражают понятия, не имевшие ранее наименований, соответственно, не зафиксированы в лексикографических источниках. В статье представлен комплексный лингвистический анализ неологизмов политического массмедийного дискурса, включая словообразовательный, этимологический и переводческий, в ходе которого авторы выявляют наиболее продуктивные словообразовательные модели и эффективные способы перевода англоязычных неологизмов на русский язык. Авторы приходят к выводу, что самыми распространенными способами образования неологизмов являются аффиксация и телескопия. На примере анализа материала исследования авторы демонстрируют, что основой неологизмов выступают имена собственные и нарицательные, к которым добавляются международные приставки или суффиксы, что делает их узнаваемыми. Среди способов перевода авторы отмечают транслитерацию с / без экспликации как наиболее эффективные.

Ключевые слова: неологизм, политический медиадискурс, перевод, транслитерация, экспликация, аффиксация, телескопия, электронные СМИ, английский язык, русский язык.

Для цитирования: Чалая Ю.П., Гхашим М. Неологизмы в политическом медиадискурсе: особенности перевода. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2023. №2. С. 112–123. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-2-112-123.

For citation: Chalaya JP, Ghashim M. Neologisms in Political Discourse: Translation Peculiarities. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2023, no 2, pp. 112–123. 
https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-2-112-123 (In Russ.).

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

* Ю.П. Чалая1, М. Гхашим2
1, 2 Севастопольский государственный университет;
299053, Российская Федерация, Севастополь, ул. Университетская, 33; 
1 ORCID ID: 0000-0003-3146-429Х;
2 ORCID ID: 0000-0001-6533-6005;
1 Web of Science Researcher ID: M-1571-2018;
* e-mail: j@chalaya.ru


Список литературы:
1. Миньяр-Белоручева А.П. К проблеме создания политических неологизмов. Вестник ЮУрГУ. Лингвистика. 2012; 25: 32-37. Доступно по: https://vestnik.susu.ru/linguistics/article/view/1475/1434. Ссылка активна на 20.04.2023.
2. Шалина Л.В. Теоретические и практические основы неологии в языковом образовании студентов магистратуры. Школа будущего. 2020; 2: 70-81. Доступно по: https://schoolfut.ru/wp-content/uploads/journal/2020/02/2020-2_70-81.pdf. Ссылка активна на 20.04.2023.
3. Белькова А.А. Функционирование неологизмов в интернет-ресурсах: на материале сайта NоNаMе. Нижневартовск: НВГУ; 2019: 112. Доступно по: https://nvsu.ru/ru/Intellekt/2091/Belkova_A.E._Funkcionirovanie_neologizmov__Mon__2018.pdf. Ссылка активна на 20.04.2023.
4. Тогоева С.И. Пространственно-временные ориентиры: новизна слова. Вопросы психолингвистики. 2019; 3(41): 52-63. https://doi.org/10.30982/2077-5911-2019-41-3-52-63.
5. Кобенко Ю.В., Рябова Е.С., Снисар А.Ю. Функции неологизмов в американских средствах массовой информации XXI века. Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. 2018; 4: 231-250. Доступно по: http://tverlingua.ru/archive/054/11_54.pdf. Ссылка активна на 20.04.2023.
6. Косович О.В. К проблеме новизны неологизмов. Вестник ТвГУ. Филология. 2014; 3: 184-189. Доступно по: http://eprints.tversu.ru/4524/1/Вестник_ТвГУ._Серия_Филология._2014.__3._С.184-189.pdf. Ссылка активна на 20.04.2023.
7. Ерпилова Е.И. Неологизация: сущность и динамика проблемы. Теория языка и межкультурная коммуникация. 2015; 1(17): 13-19. Доступно по: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/2117. Ссылка активна на 20.04.2023.
8. Хабибуллина Ф.Я., Агачева С.В. Неологизмы в современной европейской политической лексикографии (на материале немецкого и французского языков). Вестник Марийского государственного университета. 2019; 3(13): 431-443. https://doi.org/10.30914/2072-6783-2019-13-3-431-443.
9. Громенко Е.С. К проблеме отбора терминов в неологический словарь (на материале современной научно-популярной периодики). Вопросы лексикографии. 2020; 17: 5-25. https://doi.org/10.17223/22274200/17/1.
10. Щетинина А.В. Между именем собственным и апеллятивом: лексикографирование слов с пограничным статусом (на примере неологизма Брексит). Вестник Волгоградского государственного университета. Языкознание. 2021; 5(20): 32-42. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2021.5.3.
11. Шулежкова С.Г. Русские и болгарские фразеологические неологизмы как объект словарного описания. Научный диалог. 2019; 9: 173-189. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2019-9-173-189.
12. Котелова Н.З. Избранные работы. СПб.: Нестор-История; 2015: 276. Доступно по: https://nenadict.iling.spb.ru/publications/1393. Ссылка активна на 20.04.2023.
13. Катермина В.В. Политическая неономинация в массмедийном дискурсе. Политическая лингвистика. 2016; 4(58): 27-33. Доступно по: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/4064/1/plin-2016-04-03.pdf?ysclid =lhhe2nsz2h859287116. Ссылка активна на 20.04.2023.
14. Мельник Ю.А. Актуальные неологические процессы в русском языке новейшего времени (по материалам социолингвистических интернет-проектов). Неофилология. 2019; 17(5): 62-71. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2019-5-17-62-71.
15. Катермина В.В. Культурно-интерпретирующий потенциал массмедийных неологизмов в английском дискурсе. Вопросы когнитивной лингвистики. 2017; 1(50): 84-90. https://doi.org/10.20916/1812-3228-2017-1-84-90.
16. Русакова О.Ф., Грибовод Е.Г. Медиатизация антикоррупционной политики: теоретический анализ. Вопросы теории и практики журналистики. 2020; 1(9): 123-135. https://doi.org/10.17150/2308-6203.2020.9(1).123-135.
17. Моногарова А.Г., Ширяева Т.А., Багиян А.Ю. Речевое поведение британских политиков в обсуждении Брексита: прагматика, гендер и коммуникативное доминирование в политическом медиадискурсе. Научный диалог. 2020; 10: 114-127. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2020-10-114-127.
18. Орлова О.Г. Жанры политического медиадискурса. Вопросы журналистики. 2020; 7: 56-73. Доступно по: http://journals.tsu.ru/journalism/&journal_page=archive&id=1980&article_id =44718. Ссылка активна на 20.04.2023.
19. Ян Д.Д. Особенности политического медиадискурса в контексте психолингвистики. Организационная психолингвистика. 2021; 1(13): 90-100. Доступно по: https://psycholinguistic.ru/arhiv/2021№1(13).pdf. Ссылка активна на 20.04.2023. 
20. Кошкарова Н.Н. Лексико-семантические изменения как отражение ценностных приоритетов носителей русского языка. Вопросы когнитивной лингвистики. 2021; 2: 80-88. https://doi.org/10.20916/1812-3228-2021-2-80-88.
21. Литвишко О.М., Черноусова Ю.А., Натхо О.И. Модные слова как пример межъязыковой лакунарности в различных видах профессионального дискурса (на материале английского языка). Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020; 4: 104-115. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2020-4-104-115.
22. Жигулин Д.П., Бондарева Л.М. Особенности использования языковых средств агональности в американском политическом дискурсе (на материале текстов предвыборных речей Д. Трампа и Дж. Байдена за 2020 год). Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2022; 1: 5-12. Доступно по: https://journals.kantiana.ru/upload/iblock/6e4/1_5-12.pdf. Ссылка активна на 20.04.2023. https://doi.org/


Количество показов: 263

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх