Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 81.119+81’27
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-2-55-69

Манипулятивные приемы в кликбейтных заголовках интернет-СМИ

Авторы: Лутовинова О.В.


Получена: 23.03.2023 Принята: 20.04.2023 Опубликована онлайн: 25.06.2023

Резюме: В статье рассматриваются манипулятивные приемы в кликбейтных заголовках интернет-СМИ. Цель статьи – выделение и изучение используемых в неявных клийкбейтах манипулятивных приемов, помогающих их создателям вызвать читательский интерес и побудить перейти на сайт со статьей. Актуальность данного исследования обусловлена широким распространением кликбейтов в медийном пространстве Интернета, негативным отношением к ним пользователей Сети, а также их постоянным эволюционированием для маскировки и формального соответствия критериям неподлежащих блокировке заголовков. Материалом исследования послужили кликбейтные заголовки интернет-СМИ, анонсы публикаций которых отображаются в российских крупных новостных агрегаторах. Материал собирался в течение 2018–2022 гг. Общее количество проанализированных кликбейтных заголовков составило 3050 единиц. Анализ материала производился с использованием таких методов, как интроспекция, понятийное моделирование, сплошная выборка, целенаправленная выборка, интерпретативный анализ. Анализ фактического материала показал, что используемые в настоящее время в интернет-СМИ кликбейты по степени связи кликбейтного заголовка со статьей, на которую он ведет, можно разделить на 4 вида: 1) кликбейтные заголовки с «универсальной» формулировкой, подходящие к тексту любого содержания; 2) кликбейтные заголовки, не связанные с содержанием статьи; 3) кликбейтные заголовки, связанные с содержанием статьи посредством своей несенсационной части; 4) кликбейтные заголовки, отражающие содержание статьи. Три первых вида кликбейтных заголовков являются явными, или очевидными заголовками, тогда как последний представляет собой неявный, или скрытый, кликбейт. К манипулятивным приемам, позволяющим сделать кликбейт неявным, можно отнести манипуляции со значениями слов, стилистические и грамматические манипуляции, провоцирование логических ошибок, умалчивание, преувеличение, нивелирование временного фактора, выдергивание фразы из контекста, подмену понятий, подстраивание заголовка под типичные ассоциации.

Ключевые слова: интернет-СМИ, кликбейт, очевидный кликбейт, неявный кликбейт, манипулятивные приемы, заголовок, информационный пробел.

Для цитирования: Лутовинова О.В. Манипулятивные приемы в кликбейтных заголовках интернет-СМИ. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2023. №2. С. 55–69. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-2-55-69.

For citation: Loutovinova OV. Manipulative Means in Clickbait Headlines of Online Media. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2023, no 2, pp. 55–69. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-2-55-69 (In Russ.).

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

О.В. Лутовинова
Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации;
119571, Российская Федерация, Москва, проспект Вернадского, 82 стр. 1;
ORCID ID: 0000-0002-4683-6124;
e-mail: con_amore@mail.ru


Список литературы:
1. Кастельс М. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У-Фактория; 2004. 328 с. Доступно по: https://libking.ru/books/comp-/comp-www/436586-manuel-kastels-galaktika-internet.html. Ссылка активна на 09.05.2023.
2. Riar M., Xi N., Korbel J.J., Zarnekow R., Hamari J. Using augmented reality for shopping: a framework for AR induced consumer behavior, literature review and future agenda. European Journal of Communication. 2023; 33(1): 242–279. https://doi.org10.1108/INTR-08-2021-0611.
3. Карасик В.И. Оценочная квалификация медиафакта. Медиалингвистика. СПб.: Медиапапир; 2022; 9: 625–629. Доступно по: https://elibrary.ru/download/elibrary_49028526_73155953.pdf. Ссылка активна на 09.05.2023.
4. Zannettou S., Sirivianos M., Blackburn J. The Web of False Information: Rumors, Fake News, Hoaxes, Clickbait, and Various Other Shenanigans. Journal of Data and Information Quality. 2019; 11(3): 1–37. https://doi.org/10.1145/3309699.
5. Есакова М.Н., Кольцова Ю.Н. «Кликбейт» как новая форма привлечения внимания читателя. Русский язык и культура в зеркале перевода. 2021; 1: 340–348. Доступно по: https:// elibrary.ru/download/elibrary_46424377_98568704.pdf. Ссылка активна на 09.05.2023.
6. Николаева А.В. Языковые особенности фейковых публикаций. Верхневолжский филологический вестник. 2019; 3(18): 55–59. Доступно по: https://elibrary.ru/download/elibrary_41045063_53377816.pdf. Ссылка активна на 09.05.2023.
7. Прокофьева Н.А., Акулович И.А. Языковые средства комического в кликбейте. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2021; 3(20): 151–165. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2021.3.13.
8. Битнер И.А., Коршунова А.В., Лузин Б.О. Кликбейтные заголовки в зеркале теории речевых актов. Сибирский филологический форум. 2021; 2(14): 24–36. https://doi.org/10.25146/2587-7844-2021-14-2-75.
9. Кузнецов Е.С. Эволюция кликбейта: от инструмента желтой прессы к ключевой технологии интернет-СМИ. Верхневолжский филологический вестник. 2021; 2(25): 48–54. Доступно по: https://elibrary.ru/download/elibrary_41045063_80010049.pdf. Ссылка активна на 09.05.2023. 
10. Pujahari A., Sisodia D.S. Clickbait Detection Using Multiple Categorisation Techniques. Journal of Information Science. 2021; 47(1): 118–128. https://doi.org/10.1177/0165551519871822.
11. Chatterjee S., Panmand M. Explaining and Predicting Click-baitiness and Click-bait Virality. Industrial Management & Data Systems. 2022; 122(1): 1–46. https://doi.org/10.1108/IMDS-01-2022-0003
12. Mormol P. “I Urge You to See this...”. Clickbait as One of the Dominant Features of Contemporary Online Headlines. Social Communication. 2019; 2: 1–10. https://doi.org/10.2478/sc-2019-0004.
13. Pengnate S.F., Chen J., Young A. Effects of Clickbait Headlines on User Responses: An Empirical Investigation. Journal of International Technology and Information Management. 2021; 30(3.): 1–18. https://doi.org/10.58729/1941-6679.1440.
14. Fortunati L., O’Sullivan J. Unsung convergence of analogue to analogue: Add-ons, supplements and the evolving roles of the print newspaper. European Journal of Communication. 2019; 34(5): 473–487. https://doi.org/10.1177/0267323119861514.
15. Вольская Н.Н. Кликбейт как средство создания ложной информации в интернет-коммуникации. Медиаскоп. 2018; 2. https://doi.org/10.30547/mediascope.2.2018.12.
16. Гаврикова О.А. Кликбейтинг как фактор создания ложного нарратива в политическом медиадискурсе. Политическая лингвистика. 2019; 3(75): 22–30. https://doi.org/10.26170/pl19-03-02
17. Николаева А.В. Кликбейт в СМИ. Русская речь. 2018; 3: 43–47. https://doi.org/10.7868/S0131611718030073.


Количество показов: 202

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх