Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 821.161.1
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-4-204-216

Интровертный пространственный нарратив: азимуты и линеарность

Авторы: Тхагазитов Ю.М. 1, Толгуров Т.З. 2, Узденова Ф.Т. 3


Получена: 21.10.2022 Принята: 16.11.2022 Опубликована онлайн: 25.12.2022

Резюме: Статья посвящена анализу топологических моделей прозы Л.Н. Толстого. Цель состоит в исследовании повествовательной и суггестивной функций индивидуальных пространственных представлений писателя, а также их роли в создании эмотивно-оценочной структуры нарратива. Материалом исследования послужили художественные тексты: «Детство», «Набег», «Хозяин и работник», «Воскресение». В современном литературоведении де-факто отсутствуют исследования пространственной рефлексии писателя, что уже обеспечивает высокий уровень актуальности представленного материала. Основными методами исследования выступили сравнительно-сопоставительный, структурно-описательный, герменевтико-интерпретационный, историко-функциональный, а также метод семантического анализа. В результате обращения к текстам нескольких, особо иллюстративных произведений прозаика авторы статьи приходят к двум важным выводам. Во-первых, тексты Л. Толстого свидетельствуют о том, что писатель не заострял внимания на линеарных и дистанционных характеристиках описываемых топосов, ограничиваясь той степенью их полноты и детализированности, которая позволяла создать достоверную картину эмоционально-психологического состояния героев (это объяснялось приоритетным интересом художника к внутреннему миру персонажей, к выявлению их ментальных и морально-этических доминант). Описываемые в произведениях писателя объекты хотя и дают некоторое представление об ареалах происходящего действия, в большинстве случаев выступают в виде наборов изолированных пунктов и предметов. В первом случае подобные упоминания и отсылки представляются пространством стабильных эмоционально-оценочных состояний героев («подворье», «дорога», «поле»), во втором – посредством их концентрированного перечисления автор создает картины, насыщенные традиционными бытовыми ассоциациями, опять-таки в целях создания эффекта эмоционального контраста. Во-вторых, писатель в целом тяготел к описанию ограниченных локаций, к изображению ближайших к точке наблюдения – автора, героя – объемов. Последнее объясняется особенностями психотипа Л. Толстого, сформировавшимися в глубоком детстве писателя. В ходе исследования выявлено, что в формировании топологии повествовательных эпизодов писателя интересовало прежде всего внутреннее движение души человека, и он вполне мог экспериментировать с нарративным пространством, чтобы «затушевать», дематериализовать его с целью полной концентрации внимания на главном объекте своего внимания. 

Ключевые слова:  проза Л.Н. Толстого, хронотоп, темпоральность, пространственные представления, топология, нарратив, линеарность, протяженность.

Для цитирования: Тхагазитов Ю.М., Толгуров Т.З., Узденова Ф.Т. Интровертный пространственный нарратив: азимуты и линеарность. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. № 4. С. 204–216. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-4-204-216.

For citation: Tkhagazitov Yu. M., Tolgurov T. Z., Uzdenova F.T. Introverted Spatial Narrative: Azimuths and Linearity. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2022, no 4, pp. 204–216. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-4-204-216 (In Russ.). 

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

Тхагазитов Ю.М. 1, Толгуров Т.З. 2, Узденова Ф.Т.
1,3Институт гуманитарных исследований – филиал 
Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук;
360000, Российская Федерация, Нальчик, ул. Пушкина, 18;
1ORCID ID: 0000-0001-5566-9156; 1Scopus Author ID: 57612193600;
1Web of Science Researcher ID: AAZ-8987-2020;
2Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук;
360002, Российская Федерация, Нальчик, ул. Балкарова, 2; 
2ORCID ID: 0000-0001-6208-9678;
2Web of Science Researcher ID: ACM-8651-2022;
3ORCID ID: 0000-0002-5378-9514;
3 Web of Science Researcher ID: AAI-9012-2020;
*e-mail: uzdenova_kbigi@mail.ru 


Список литературы:
тм, пространство и время в литературном искусстве. Отв. ред. Б.Ф. Егоров. Л.: Наука; 1974; 3-10. Доступно по: https://search.rsl.ru/ru/record/01003190108. Ссылка активна на 27.11. 2022.
2. Каган М.С. Диалектика художественного развития. Каган М. С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Т. 2. Л.: Изд-во ЛГУ; 1966; 231. Доступно по: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_rc_4500699/. Ссылка активна на 27.11. 2022.
3. Сапаров М.А. Об организации пространственно-временного континуума художественного произведения. Ритм, пространство и время в литературном искусстве. Отв. ред. Б.Ф. Егоров. Л.: Наука; 1974; 85–103. Доступно по: https://search.rsl.ru/ru/record/01003190108. Ссылка активна на 27.11. 2022.
4. Тхагазитов Ю.М., Толгуров Т.З. Топологические форманты этико-эстетического сознания кабардинцев и балкарцев. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Вып. 11. 2015; 2: 365–369. Доступно по:https://cyberleninka.ru/article/n/topologicheskie-formanty-etiko-esteticheskogo-soznaniya-kabardints.... Ссылка активна на 27.11. 2022.
5. Узденова Ф.Т. Художественное пространство карачаево-балкарской поэзии: этнокультурный контекст. Нальчик: Принт Центр; 2016; 212. Доступно по: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_008938094/. Ссылка активна на 27.11. 2022.
6. Жиркова М.А. Особенности изображения хронотопа в повести А. И. Куприна «Колесо времени». Филологические науки. Вопросы теории и практики. Вып. 5.2021; 14: 1339–1345. https://doi.org/10.30853/phil210209.
7. Абрамова К. В. Повесть Л. Н. Толстого «Детство» как претекст «Детства Люверс» Б. Пастернака. Сибирский филологический журнал. 2022; 2: 94–105. https://doi.org/10.17223/18137083/79/7
8. Лотман Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя. Лотман Ю. М. О русской литературе. Статьи и исследования (1958–1993). СПб: Искусство-СПб.; 1997; 621–659. Доступно по: http://yanko.lib.ru/add/lotman-all.htm. Ссылка активна на 27.11. 2022.
9. Сизова И. И. К истории текста рассказа Л. Н. Толстого «Два старика» (1885–1886): этап первых публикаций произведения. Studia Litterarum. 2022; 2(7): 280–297. https://doi.org/10.22455/2500-4247-2022-7-2-280-297
10. Инютина Л.А. Семантическое поле пространства в отражении лексики сибирских летописей XVII–XVIII вв. как модель пространственной картины мира. Вестник Томского государственного университета. Филология. 2012; 1 (17): 14–22. https://cyberleninka.ru/article/n/semanticheskoe-pole-prostranstva-v-otrazhenii-leksiki-sibirskih-le....
11. Арнаудов М.П. Психология литературного творчества. М.: Прогресс; 1970. Available at: https://search.rsl.ru/ru/record/01005402471. Accessed November 27, 2022. (In Russ.).
12. Балаклеец Н. А., Фаритов В. Т. Поэтика трансгрессии в романе Андрея Белого «Петербург». Вестник Томского государственного университета. Филология. 2017; 48: 116–130. https://doi.org/10.17223/19986645/48/8
13. Леонгард К. Акцентуированные личности. Леонгард К.; Пер. с нем. В.М. Лещинской. Киев: Вища школа; 1981; 390. Доступно по: https://search.rsl.ru/ru/record/01001050430. Ссылка активна на 27.11. 2022. 
14. Белянин В. П. Психологическое литературоведение. М.: Генезис; 2006; 320. Доступно по: https://www.universalinternetlibrary.ru/book/32961/ogl.shtml. Ссылка активна на 27.11. 2022.
15. Шкловский В. Б. Лев Толстой. М.: Молодая гвардия; 1963; 864. Доступно по: https://imwerden.de/publ-3367.html. Ссылка активна на 27.11. 2022.
16. Кузина Л. Н., Тюнькин К. И. Комментарии к роману «Воскресение». Толстой Л.Н. Собр. соч. в 22 т. Т. 13. М.: Художественная литература; 1983; 459–493.
17. Кучумова А.С. Красный угол. Положение в пространстве (location) как семантический признак вещи: на материале фольклорных экспедиций СПбГУ 1998–2001 гг., проводившихся на территории Вологодской области). Доступно по: http://folk.ru/Survey/Reports/2001-2008/kuchumova_krasny_ ugol.php. Ссылка активна на 27.11.2022.
18. Тюпа В.И. Осевая нарратологическая категория в исторической перспективе. Studia Litterarum. 2021; 1(6): 10–31. https://doi.org/10.22455/2500-4247-2021-6-1-10-31
19. Козлова Л.А., Кремнева А.В. Лингвоживописная техника письма и ее роль в создании образа художника. Russian Journal of Linguistics. 2022; 3(26): 721–743. https://doi.org/10.22363/2687‐0088‐30060
20. Иванова Т.А. Зефироты В.Ф. Одоевского и Л.Н. Толстого. Иванова Т.А. Избранные труды. СПб.: СПГУ; 2004; 256–260.


Количество показов: 204

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх