Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 821.161.1
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-4-167-182

Поэтика портрета в романе Ф.М. Достоевского «Подросток»

Авторы: Н.В. Акимова


Получена: 14.10.2022 Принята: 09.11.2022 Опубликована онлайн: 25.12.2022

Резюме: Статья посвящена анализу особенностей построения портретной характеристики, а также определению роли портрета в раскрытии образа персонажей романа Достоевского «Подросток». Актуальность статьи обусловлена изучением портрета как средства исследования внутреннего мира персонажей, возможностью проследить эволюцию использования статических и динамических портретов.
Целью статьи стало изучение портрета как средства художественно-психологического анализа в соотнесенности с авторской концепцией личности, эстетическими взглядами писателя и проблематикой произведения. 
Роль портретной характеристики в романе «Подросток» определяется на основании результатов анализа принципов построения портрета, а также применения сравнительно-типологического метода, позволяющего выявить особенности создания статических и динамических портретов. 
В ходе исследования выявлено, что романе «Подросток» в связи с отражением темы хаоса пореформенной действительности, морального и духовного распада, которая преломилась и в характерах героев, а также в связи с введением в роман нового типа героя, повествования от первого лица, изменяются способы создания портретной живописи. Статические и динамические портреты окрашены субъективной оценкой, чувствами героя-повествователя. Приемы портретной типизации находятся в зависимости от содержания личности изображаемого. Герои, чей внутренний мир однозначен, однолинейны, в их мировосприятии и поведении не происходит существенных изменений: эти персонажи изображаются в монологических портретах (Ламберт, Макар Иванович и др.). Образы героев, которых затронул «беспорядок» и духовный распад, амбивалентны: они раскрываются в диалогических статических портретах (Крафт, Васин, оба князя Сокольские). Особо в романе выделяются портреты-впечатления двух самых сложных характеров и самых важных в судьбе подростка лиц – Версилова и Ахмаковой. Эти портреты пронизаны эмоциональной стихией.
Исследование поэтики портрета дало основание утверждать, что в «Подростке» портрет не только позволяет выявить доминирующие психологические особенности персонажа, но и становится преломлением внутреннего мира подростка, его художественно-психологической характеристикой.

Ключевые слова: портретная характеристика, статический и динамический портрет, монологический и диалогический портрет, психологическая характеристика, внутренний мир героя.

Для цитирования: Акимова Н.В. Поэтика портрета в романе Ф.М. Достоевского «Подросток». Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. №4. С. 167–182. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-4-167-182.

For citation: Akimova N.V. Portrait Poetics in Dostoevsky’s Novel “The Adolescent”. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2022, no 4, pp. 167–182. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-4-167-182 (In Russ.).

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

Н.В. Акимова
Орловский государственный институт культуры;
302020, Российская Федерация, Орел, ул. Лескова, 15;
ORCID ID: 0000-0002-6031-9625;
Web of Science Researcher ID: HCI – 3396-2022;
e-mail: anatavi@mail.ru


Список литературы:
1. Федорова Е.А. М.И. Семевский и Ф.М. Достоевский. Неизвестный Достоевский. 2021; Т.8. 4:91-111. https: doi.org/10.15393/j10.art.2021.5861.
2. Михновец Н.Г. Ф.М. Достоевский и А.Н. Островский в процессе познания народа (1860-е гг.). Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2021, 18(3): 460-478. https: doi.org/1021638/spbu09/2021/303/.
3. Александрова Е.В. Е.П. Ковалевский и Ф.М. Достоевский: общественные и литературные связи. Сибирский филологический журнал. 2021;4: 82-96. https:doi.org/10.17223/18137083/77/7. 
4. Федорова Е.А. Церковный календарь, евангельский и литургический текст в романе «Подросток» и «Дневник Писателя» (1876) Ф.М. Достоевского. Проблемы исторической поэтики. 2021; Т.19.1:258-282. https: doi.org/10.15393/ j9.art.2021.9182. 
5. Борисова В.В. Роман Достоевского «Подросток»: современное состояние изучения. Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2021; 3(15): 196-214. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2021-3-196-214.
6. Иванов Вяч. Собрание соч. в 4т. Т.4. Брюссель.1987. Доступно по: https://rvb.ru/ivanov/1_critical/1_brussels/vol4/01text/02papers/4_172.htm Ссылка активна на 10.11.2022.
7. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. Прага. 1923. Доступно по: https://fedordostoevsky.ru/research/literary/017/. Ссылка активна на 10.11.2022.
8. Чудаков А.П. Предметный мир Достоевского. Достоевский. Материалы и исследования. Т.4. Л.: Наука.1980: 96-106. Доступно по: https://fedordostoevsky.ru/research/mr/04/. Ссылка активна на 10.11.2022.
9. Гроссман Л.П. Поэтика Достоевского. М.: Государственная академия художественных наук. 1925. Доступно по: https://imwerden.de/pdf/grossman_poetika_dostoevskogo_1925.pdf. Ссылка активна на 10.11.2022.
10. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Собр. соч.: В 7 т. М.: Русские словари: Языки славянской культуры. 2002. Т. 6. Доступно по: https://fedordostoevsky.ru/research/literary/050/. Ссылка активна на 10.11.2022
11. Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского. Л.: Наука. 1964. Доступнопо:https://imwerden.de/pdf/fridlender_realizm_dostoevskogo_1964_text.pdf. Ссылка активна на 10.11.2022.
12. Пухачев С.Б. Кинеситические наблюдения над романом Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: современное состояние изучения / Под. ред. Т. А. Касаткиной; Ин-т мировой лит. им. A. M. Горького РАН. М.: Наука. 2007:453-482. Доступно по: https://fedordostoevsky.ru/research/creation/002/. Ссылка активна на 10.11.2022.
13. Гассиева В.З. Поэтика романа Достоевского «Преступление и наказание». Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Северо-Осетинский гос. ун-т им. К. Л. Хетагурова». Владикавказ: Изд-во СОГУ. 2010. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19967797
14. Чирков Н.М. О стиле Достоевского. М.: Наука. 1964. Доступно по: https://imwerden.de/pdf/chirkov_o_stile_dostoevskogo_1964__ocr. Ссылка активна на 10.11.2022.
15. Соловьев С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М. Достоевского. М.: Советский писатель. 1979. Доступно по: http://www.tnu.in.ua/study/books/entry-2108281.html. Ссылка доступна на 10.11. 2022.
16. Сырица Г.С. Поэтика портрета в романах Ф. М. Достоевского. М.: Гнозис. 2007. Доступно по: https://fedordostoevsky.ru/research/literary/031/. Ссылка активна на 10.11.2022.
17. Геригк Х.-Ю. Литературное мастерство Достоевского в развитии. От «Записок из Мертвого дома» до «Братьев Карамазовых» / авториз. пер. с нем. и науч. ред. К. Ю. Лаппо-Данилевского. СПб.: Изд-во Пушкинского дома; Нестор-История. 2016. Доступно по: https://fedordostoevsky.ru/pdf/gerigk_2016.pdf. Ссылка активна на 10.11.2022.
18. Corrigan Yu. Dostoevsky and the Riddle of the Self. Evanston, Illinois: Northwestern Universiti Press, 2017. https://doi.org/10.2307/j.ctv47wbbb
19. Brumfield W. C. The West and Russia: Concepts of Inferiority in Dostoevsky’s “The Adolescent” First published in: Russianness: Studies on a Nation’s Identity. In Honor of Rufus Mathewson, 1918–1978 / ed. by Robert L. Belknap; Studies of the Harriman Institute, Columbia University. Ardis: Ann Arbor, 1990:144–152. Знание. Понимание. Умение. 2015; 1. Доступно по: https://web.archive.org/web/20150524003241/http://zpu-journal.ru/e-zpu/2015/1/Brumfield_West-Russia-.... Ссылка активна на 10.11.2022.
20. Кирпотин В.Я. Мир Достоевского. М.: Советский писатель. 1980. Доступнопо:https://imwerden.de/pdf/kirpotin_mir_dostoevskogo_1980__ocr.pdf. Ссылка активна на 10.11.2022.
21. Фридлендер Г.М. Достоевский и мировая литература. М.: Художественная литература. 1985. Доступно по: https://www.studmed.ru/fridlender-g-m-dostoevskiy-i-mirovaya-literatura_46ce804d2c8.html. Ссылка активна на 10.11.2022.
22. Капустина С.В. Концепт «беспорядок» в романе Ф.М. Достоевского «Подросток». Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2021;3(15):76-97. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2021-3-76-97.
23. Акимова Н.В. Роль портретной характеристики в создании мужских образов (на примере романов Ф.М. Достоевского «Идиот» и «Бесы»). Горизонты художественного текста. Этика, эстетика, поэтика писателей Центральной России и Орловского края: монография. Орел: Орловский гос. ин-т культуры. 2021:177-192. https://elibrary.ru/item.asp?id=45624273
24. Семенов Е.И. Роман Достоевского «Подросток» (проблематика и жанр). Л.: Наука. 1979.
25. Осмоловский О.Н. Ф.М. Достоевский и русский роман XIX века. Орел: 2001. Доступно по: https://search.rsl.ru/ru/record/01000739660. Ссылка активна на 10.11.2022.
26. Степанян К.А. Явление и диалог в романах Ф.М. Достоевского. СПб.: Крига. 2010. Доступно по: https://fedordostoevsky.ru/research/literary/039/. Ссылка активна на 10.11.2022.


Количество показов: 190

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх