Содержание номера
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-4-125-135
Стилистическая выразительность художественных дискурсов Стефана Цвейга и Уильяма Сомерсета Моэма: сопоставительный аспект
Резюме:
Данная статья посвящена изучению стилистических ресурсов художественных дискурсов австрийского писателя Стефана Цвейга и британского писателя Сомерсета Моэма. Исследование проводится на материале романа «Нетерпение сердца» (Ungeduld des Herzens), а также на материале романа «Узорный покров» (The Painted Veil). Цель работы достигается путем применения комплексного метода сопоставительного, интерпретационного и стилистического анализа. Установлено, что одним из распространенных подходов к изучению текстов является дискурсивный подход. Существенными компонентами в рамках данного подхода являются такие субъекты как автор, читатель, а также непосредственно текст. Отличительной чертой текстов художественного дискурса является активное употребление средств художественной выразительности и иных стилистически-маркированных языковых единиц. В работе рассматриваются особенности употребления метафор, эпитетов и сравнений с позиций дискурсивного изучения художественных текстов, а также раскрывается их функциональная специфика. Проведен количественный сопоставительный анализ тропов на материале изученного материала. Установлено, что средства художественной выразительности в рамках художественного дискурса реализуют следующие функции: описание внутреннего и внешнего портрета героев произведения, описание действий героев, описание сюжетных событий художественного произведения, а также детализация пейзажей и различных предметов реалий литературного произведения. Анализ материала показал, что художественный дискурс двух исследуемых авторов имеет определенные сходства и различия. Как в тексте романа «Ungeduld des Herzens», так и в тексте романа «The Painted Veil» наиболее частотной функцией тропов оказалась функция портретирования персонажей. Исследование показало, что количественное соотношение тропов у авторов различно: наиболее частотным средством выразительности в немецкоязычном романе выступает эпитет, в англоязычном романе – сравнение. Научная новизна исследования состоит в изучении функциональной специфики тропов в рамках художественного дискурса в сопоставительном аспекте разных лингвокультур. Перспективой исследования является дальнейшее рассмотрение средств художественной выразительности в художественной литературе различных жанров в сопоставительном аспекте.
Ключевые слова: художественный дискурс, стилистические средства, тропы, метафора, эпитет, сравнение, сопоставительный анализ, Стефан Цвейг, Уильям Сомерсет Моэм.
Для цитирования: Желтухина М.Р., Москалев И.Ю. Стилистическая выразительность художественных дискурсов Стефана Цвейга и Уильяма Сомерсета Моэма: сопоставительный аспект. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. №4. С. 125–135. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-4-125-135.
For citation:
Zheltukhina M.R., Moskalev I.Y. Stylistic Expressiveness of the Literary Discourses by Stefan Zweig and William Somerset Maugham: Comparative Aspect. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2022, no 4, pp. 125–135. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-4-125-135 (In Russ.).
Язык: русский
Об авторе:
Желтухина М.Р.1*, Москалев И.Ю.2
1Волгоградский государственный социально-педагогический университет;
400066, Российская Федерация, Волгоград, проспект Ленина, 27;
2Московский городской педагогический университет;
129226, Российская Федерация, Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр., 4;
1ORCID ID: 0000-0001-7680-4003; 2ORCID ID: 0000-0003-0872-8939;
1Scopus Author ID: 56669701900; 1Web of Science Researcher ID: A-7301-2015;
*e-mail: zzmr@mail.ru
Список литературы:
1. Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры: Общая и частные классификации. Терминологический словарь. Ростов н/Д: Феникс, 2007; 200.
2. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. Учебник. М.: Аспект Пресс, 1996; 335. Доступно по: https://ksana-k.ru/?p=585 Ссылка активна на 25.10.2022.
3. Пекарская И.В. О существующих типологиях стилистических фигур (аналитический обзор). Вестник ХГУ им. Н.Ф. Катанова. 2017; 21: 83-95. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/o-suschestvuyuschih-tipologiyah-stilisticheskih-figur-analitichesk... Ссылка активна на 25.10.2022.
4. Желтухина М.Р., Москалев И.Ю. Лингвокультурная функциональная стилистика художественного дискурса (на материале австрийской прозы). Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Научно-исследовательская лаборатория «Дискурсивная лингвистика», Институт иностранных языков, Кафедра английской филологии. Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2021; 80.
5. Желтухина М.Р., Москалев И.Ю. Портретная виртуализация эмоций через образность в австрийском и британском художественном дискурсе. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022; 3 (166): 236-245. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/portretnaya-virtualizatsiya-emotsiy-cherez-obraznost-v-avstriyskom... Ссылка активна на 25.10.2022.
6. Желтухина М.Р. Тропологическая суггестивность масс-медиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ. Монография. М.: ИЯ РАН, 2003; 656.
7. Скребнев Ю.М. Основы стилистики английского языка. М.: Астрель, 2003; 221. Доступно по: http://artlib.osu.ru/web/books/content_all/1092.pdf Ссылка активна на 25.10.2022.
8. Гальперин И.Р. Стилистика английского языка. М.: Либроком, 2014; 336. Доступно по: https://search.rsl.ru/ru/record/01004626364 Ссылка активна на 25.10.2022.
9. Брандес М.П. Стилистика текста. Теоретический курс. Учебник. М.: Прогресс-Традиция; ИНФРА-М, 2004; 416.
10. Sowinski B. Stilistik: Stiltheorien und Stilanalysen. J.B. Metzlersche Verlagsbuchhandlung. Stuttgart: 1991; 268. Доступно по: https://archive.org/details/stilistikstilthe0000sowi/page/n3/mode/2up Ссылка активна на 25.10.2022.
11. Арутюнова Н.Д. Дискурс. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1990; 136–137. Доступно по: http://tapemark.narod.ru/les/ Ссылка активна на 25.10.2022
12. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004; 390.
13. Руднев В.П. Текст и реальность: Направление времени в культуре // Wiener slawistischer Almanach, 17, 1986; 217-233. Доступно по: https://periodika.digitale-sammlungen.de/wsa/Blatt_bsb00000485,00195.html Ссылка активна на 25.10.2022.
14. Степанов Ю.С. Альтернативный мир, Дискурс, Факт и принцип Причинности. Язык и наука конца 20-го века: Сб. ст. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1995; 35–73. Доступно по: http://abuss.narod.ru/Biblio/stepanov.htm Ссылка активна на 25.10.2022.
15. Фещенко В.В. Художественный дискурс: к определению термина в перспективе лингвоэстетики. Новый филологический вестник. 2021; 1 (56): 16-34. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennyy-diskurs-k-opredeleniyu-termina-v-perspektive-lingv... Ссылка активна на: 25.10.2022
16. Muryasov R. Z., Zheltukhina M. R., Zelenskaya L. L. Reflexives in the lexical and grammatical system of language and artistic discourse: linguocultural contrastive aspect. XLinguae. 2022; 15 (3): 36-50. https://doi.org/10.18355/XL.2022.15.03.04
17. Karpovskaya NV, Shiryaeva OV, Zheltukhina MR. Stylistic means of headline creating in the information-analytical media text: pragmasemantic aspect of metaphor. XLinguae. 2022; 12 (4): 173-182. http://dx.doi.org/10.18355/xl.2019.12.04.15
18. Bolotova E. Categories of personality, modality and their text-forming function. Rudoy D, Olshevskaya A, Ugrekhelidze N, editors. E3S Web of Conferences. 2021; 273: 11020. http://dx.doi.org/10.1051/e3sconf/202127311020
Количество показов: 205
ISBN 2619-029X (Online)