Содержание номера
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-4-105-114
Авторская модальность «рамки» художественного текста: прагмасемантический аспект
Резюме:
В статье рассматривается авторская модальность в художественном тексте с «рамочной структурой», способствующей актуализации основных авторских интенций, определяющей направление декодирования смыслов текстового пространства. Актуальность исследования обусловлена возрастающим в последние десятилетия интересом к модальности как коммуникативно-прагматической и семантической категории, определяющей лингвостилистические особенности художественного текста и манифестирующей компоненты индивидуально-авторской картины мира. Цель статьи заключается в выявлении и описании прагматических и семантических особенностей авторской модальности в «рамке» художественного текста. Методы исследования применяются к объекту исследования комплексно, при этом приоритетный выбор составляют метод трансформации, дедуктивно-индуктивный метод, прагмасемантический анализ модальных языковых единиц разноуровневой принадлежности, контекстуальный анализ, метод филологической интерпретации. Функционирование авторской модальности обусловливается комплексом авторских интенций – как эксплицитных, так и имплицитных. Включение в «рамку» художественного текста повествования о событиях жизни человека позволяет трактовать такие события как универсально-символические. В процессе исследования установлено, что «рамка» повести «Хаджи-Мурат» Л.Н. Толстого характеризуется активным употреблением местоимения я в реализации повествования от первого лица, что способствует созданию ближней и дальней перспективы текста; маркерами авторской модальности выступают вводные слова, глаголы мысли, воспоминания и узнавания; эстетическую функцию реализуют также пейзажные описания, организованные антитетически. Актуализация авторской модальности в «рамочных» структурах художественного текста происходит на основании соотнесенности смыслов обрамленного и обрамляющего текстов, что позволяет выявить абстрагирующий характер «рамки» как композиционного компонента: основной его функцией является не столько эмоциональный настрой читателя в отношении основного текста, «вставленного» в эту «рамку», сколько отражение авторского отношения к проблематике и идеям, имплицированным в семантическом пространстве художественного текста.
Ключевые слова: авторская модальность, семантика, прагматика, «рамка» художественного текста, авторские интенции, декодирование смыслов, читательская интерпретация.
Для цитирования: Кузнецова Анна В. Авторская модальность «рамки» художественного текста: прагмасемантический аспект. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. № 4. С. 105–114. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-4-105-114.
For citation:
Kuznetsova Anna V. Author’s Stance in the Fiction “Frame” Staging: Pragmatic and
Semantic Aspects. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2022, no 4, pp. 105–114.
https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-4-105-114 (In Russ.).
Язык: русский
Об авторе:
Кузнецова Анна В.
Южный федеральный университет;
344006, Российская Федерация, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42;
ORCID ID: 0000-0002-3001-3377;
Scopus Author ID: 56511410600;
Web of Science Researcher ID: B-3050-2017;
e-mail: avkuznetsova@sfedu.ru
Список литературы:
1. Солганик Г. Я. Стилистика текста. 9-е изд. М.: Флинта: Наука; 2009. Доступно по: https://search.rsl.ru/ru/record/01004236975. Ссылка активна на: 25.10.2022.
2. Куцевич Ю. А. Интенция в философии и лингвистике. Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2016: 11-12 (60): 128-132. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/intentsiya-v-filosofii-i-lingvistike. Ссылка активна на: 25.10.2022.
3. Граудина Л. К. Теория и практика русского красноречия. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: URSS: ЛИБРОКОМ; 2008. Доступно по: https://search.rsl.ru/ru/record/01004266687. Ссылка активна на : 20.10.2022.
4. Барлас Л.Г. Источники текстовой выразительности. Проблемы экспрессивной стилистики. Ростов н/Д, 1987. Доступно по: https://search.rsl.ru/ru/record/01001647972. Ссылка активна на: 30.10.2022.
5. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. М.: Просвещение; 1988. Доступно по: https://search.rsl.ru/ru/record/01001439240. Ссылка активна на: 27.10.2022.
6. Откупщикова М.И. Синтаксис связного текста. Л.: Изд-во ЛГУ; 1988. Доступно по: https://search.rsl.ru/ru/record/01001151244. Ссылка активна на: 28.10.2022.
7. Бабенко Л. Г., Казарин Ю. В. Лингвистический анализ художественного текста. 2-е изд. М.: Флинта: Наука; 2004. Доступно по: https://search.rsl.ru/ru/record/01002404930. Ссылка активна на: 25.10.2022.
8. Падучева Е.В. Модальность сквозь призму дейксиса. Традиционное и новое в русской грамматике: сб. статей, посвященный памяти Веры Арсеньевны Белошапковой. М.: ИНДРИК; 2001: 184-197. Доступно по: https://search.rsl.ru/ru/record/01000731239. Ccылка активна на: 25.10.2022.
9. Ortega y Gasset J. Über die Liebe: Meditationen über den Rahmen. Stuttgart: Deutsche Verlags-Anstalt; 1952. Доступно по: https://openlibrary.org/authors/OL4279338A/José_Ortega_y_Gasset. Ссылка активна на: 01.11.2022.
10. Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин : Ээсти раамат; 1973. Доступно по: https://search.rsl.ru/ru/record/01007159269. Ссылка активна на: 27.10.2022.
11. Марков А. В. Феноменологические аспекты структуралистского литературоведения В. Н. Топорова. Вестник Томского государственного университета. Филология. 2019; 62: 226-237. https://doi/оrg/10.17223/19986645/62/15.
12. Волкова Я. А., Панченко Н. Н. Дискурсивная вариативность концептов деструктивных эмоций. Вестник РУДН. Серия: Лингвистика. 2018; 1: 175-194. https://doi/оrg/10.22363/2312-9182-2018-22-1-175-194.
13. Ким Л. Г., Голев Н. Д. Об отношениях адресата, автора и текста в парадигме лингвистического интерпретационизма. Сибирский филологический журнал. 2008; 1: 144-153. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-otnosheniyah-adresata-avtora-i-teksta-v-paradigme-lingvistiches.... Ссылка активна на: 05.11.2022.
14. Culpepe J., Gillings M. Pragmatics: Data trend. Journal of Pragmatics. 2019; Vol. 145: 4-14. https://doi.org/10.1016/j.pragma.2019.01.004.
15. Меновщикова Ю. В. Реализация категории авторской интенциональности в художественном тексте (на материале сказки Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»). Вопросы когнитивной лингвистики. 2013; 3 (36): 94-98. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-kategorii-avtorskoy-intentsionalnosti-v-hudozhestveno.... Ссылка активна на: 05.11.2022.
16. Валгина Н. С. Теория текста: Учебное пособие. М.: Логос; 2003. Доступно по: https://search.rsl.ru/ru/record/01002157598. Ссылка активна на: 25.10.2022.
17. Кубрякова Е. С. О понятиях места, предмета и пространства // Логический анализ языка. Языки пространств. М.: Языки русской культуры; 2000: 84-92. Доступно по: https://search.rsl.ru/ru/record/01000673972. Ссылка активна на: 25.10.2022.
18. Гагаев Л. А., Гагаева П. Л. Художественный текст как культурно-исторический феномен. Теория и практика прочтения. М.: Флинта: Наука; 2002. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennyy-tekst-kak-kulturno-istoricheskiy-fenomen. Ссылка активна на: 27.10.2022.
Количество показов: 2001
ISBN 2619-029X (Online)