Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 811:81.23
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-4-94-104

Категория отрицания как средство манипулирования читательским вниманием в романе Дж. Хеллера «Поправка-22»: дискурсивный подход

Авторы: Евсюкова Т.В., Геворкян С.С.


Получена: 05.10.2022 Принята: 28.10.202 Опубликована онлайн: 25.12.2022

Резюме: На материале романа Дж. Хеллера «Поправка-22» в исследовании реализуется дискурсивно ориентированный подход к категории отрицания, дополненный теорией текстуального мира, разработанной П. Вертом. Цель исследования заключается в анализе этой категории как подмира текстуального пространства романа, в формате которого информация о текущих событиях и эмоционально-волевом состоянии персонажей блокируется или перенаправляется в противоположное русло, опровергаются читательские ожидания и допущения относительно последующего разворачивания дискурса рассказчика. Для исследования юмористического эффекта, производимого отрицательными структурами, используются методы когнитивной поэтики, которые нацелены на выявление того, как авторский выбор средств воздействия на читательское воображение предопределяет смысловую структуру и целостную интерпретацию текста. Установлено, что автор реализует данную иллокутивную установку как результат намеренного моделирования таких процессов, как: (а) воспроизведение двух противоречащих друг другу понятий как совместимых сущностей; (б) манипулирование читательскими знаниями об объективной и воображаемой действительности. Обосновывается, что указанные процессы лежат в основе связного восприятия повествования, поскольку объединение контрастных феноменов на синтагматической оси текста имплицирует глубинные смыслы. Подчеркивается, что частотное функционирование категории отрицания в «Поправке-22» проливает свет на специфику авторского видения окружающей действительности и, как следствие этого, ключевые темы романа. Выдвигая данную категорию в сильную позицию текста, автор фокусирует читательское внимание на бездействии персонажей, их противоречивой натуре. Выявлено, что бездеятельность и «небытие» главных и второстепенных действующих лиц повествования становится гносеологическим принципом, оправдывающим их поведение в экстремальных ситуациях. Делается вывод о том, что по мере разворачивания повествовательной структуры текста романа начинает превалировать абсурдистский юмористический эффект, который реализуется в контрастном противопоставлении таких конфликтующих фреймов, как благоразумие и безумие. Вследствие этого читатель сталкивается с когнитивной иллюзией, получает такой опыт восприятия повседневной объективности, согласно которому странные, логически абсурдные и непривычные ситуации становятся поразительно типичными и не вызывающими удивления.

Ключевые слова:  модель текстуального мира, манипулирование читательским вниманием, смыслопорождение, антонимия, категория отрицания, противоречие, отрицательные и ассертивные высказывания.

Для цитирования: Евсюкова Т.В., Геворкян С.С. Категория отрицания как средство манипулирования читательским вниманием в языке романа Дж. Хеллера «Поправка-22»: дискурсивный подход. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. № 4. С. 94–104. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-4-94-104.

For citation: Evsyukova T.V., Gevorkyan S.S. The Category of Negation as a Means of Manipulating the Reader’s Attention in the Novel «Catch-22» by J. Heller: Discursive Approach. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2022, no 4, pp. 94–104. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-4-94-104 
(In Russ.).

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

*Евсюкова Т.В.1, Геворкян С.С.2
1,2Ростовский государственный экономический университет (РИНХ); 
344002, Российская Федерация, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 69;
1 ORCID ID: 0000-0002-3438-7368; 2 ORCID ID: 0000-0002-2191-4982;
 1 Scopus Author ID: 57193851907; 2 Scopus Author ID: 57203206097;
1 Web of Science Researcher ID: AAC-5915-2020;
*e-mail: TEVS@rsue.ru


Список литературы:
1. Norrick N.R. Negation in Narrative. Why Say What Didn’t Happen? Narrative Inquiry. 2018; 28, 2: 373-395. https://doi.org/10.1075/ni.17028.nor.
2. Sullivan E.B. To Be Free of Air: Narrative and Negation in the Alexander Plays. Theatre Journal. 2022; 74, 2: 151-172. https://doi.org/ 10.1353/tj.2022.0043.
3. Боева-Омелечко Н.Б. Контраст в поэзии Э. По. Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2022; 26, 2: 23-33. https://doi.org/ 10.18522/1995-0640-2022-2-23-33. 
4. Suroor Y.M. Order and Chaos in Young Adult Science Fiction: A Critical Stylistic Analysis. Arab World English Journal. 2019; 10 (3): 133-150. https://dx.doi.org/10.24093/awej/vol10no3.9.  
5. Giovanelli M. Construing the Child Reader: A Cognitive Stylistic Analysis of the Opening to Neil Gaiman’s The Graveyard Boo. Children’s Literature in Education. 2016; 49, 2: 180-195. https://doi.org/10.1007/s10583-016-9285-3
6. Нечаева Е.А. Метамодернизм как дискурс нового антропологического мифа. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021; 1: 191-202. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2021-1-191-202.
7. Albu E., Tsaregorodtseva O., Kaup B. Contrary to Expectations: Does Context Influence the Processing Cost Associated with Negation? Journal of Psycholinguistic Research. 2021;  50: 1215-1242. https://doi.org/10.1007/s10936-021-09799-8.
8. Lewis K.S. Anaphora and Negation. Philosophical Studies. 2021; 178 (5): 1403-1440. https://doi.org/10.1007/s11098-020-01489-w
9. Jiménez-Zafra M.S., Cruz-Díaz N.P., Taboada M., Martín-Valdivia M.T. Negation Detection for Sentiment Analysis: A Case Study in Spanish. Natural Language Engineering. 2020; 27 (2): 1-24. https://doi.org/ 10.1017/S1351324920000376. 
10. Асланова А.А., Прохорова А.П. Контраст скриптов как способ конструирования юмористического эффекта в коротком рассказе. Гуманитарные и социальные науки. 2022; 90, 1: 33-40. https://doi.org/ 10.18522/2070-1403-2022-90-1-33-40.
11. Иштоян К.Г. Контрфактуальные сценарии в тексте рассказа Э. Хемингуэя «Снега Килиманджаро»: средства выражения и смысловая нагрузка. Гуманитарные и социальные науки. 2022; 90, 1: 67-73. https://doi.org/ 10.18522/2070-1403-2022-90-1-67-73.
12. Pitari P. The Existentialist Contradiction in David Foster Wallace: How Wallace’s Sociology Illuminates the Contradiction in Wallace’s Ethics. European journal of American studies. 2022; 17-2: 1-16. https://doi.org/10.4000/ejas.18209
13. Rahimi S.M., Bidokhti F. Contradiction and Contradictory (Paradox) in Divan Shams. Journal of Literary Arts. 2020; 12, 3, 32: 67-86. https://doi.org/10.22108/liar.2020.119704.1726.
14. Xhignesse M.A. Imagining Fictional Contradictions. Synthese. 2020;  199 (1-2): 3169-3188. https://doi.org/10.1007/s11229-020-02929-0.
15. Kudryashov I. A., Turanova A. Yu. The Author’s Manipulation of the Space and Time Categories as a Factor in Reader’s Identifying with the Character’s Image. Russian Linguistic Bulletin. 2021; 2 (26): 151-156. https://doi.org/ 10.18454/RULB.2021.26.2.4. 
16. Кусаева Е.Э., Тамерьян Т.Ю. Частный детектив от классики до современности: лингвокультурный очерк: монография / Е.Э. Кусаева, Т.Ю. Тамерьян. Владикавказ: ООО НПКП «Мавр»; 2020. Доступно по: https:// online.bookchamber.ru/book/ru/new?book=2709762. Ссылка активна на 27.10.2022.
17. Bermejo-Berros J., Lopez-Diez J., Angel M., Martínez G. Inducing Narrative Tension in the Viewer Through Suspense, Surprise, and Curiosity. Poetics. 2022; 93: 78-92. https://doi.org/ 10.1016/j.poetic.2022.101664.
18. Teske J.K. Contradictions in Art. The Case of Postmodern Fiction / J.K. Teske. Lublin: KUL; 2016. Available at: https:// www.researchgate.net/publication/329686866_Contradictions_in_Art_The_Case_of_Postmodern_Fiction/link.... Accessed 27.10. 2022.
19. Menshikov L.A. Ironic Strategies of Postmodern Art Games. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2019; 7: 1174–1190. Available at: https:// elib.sfu-kras.ru/bitstream/handle/2311/110390/Menshikov.pdf;jsessionid=A99871FDA21C1477AC2983B5A372A35F?sequence=1. Accessed 27.10. 2022. 
20. Werth P. Text Worlds: Representing Conceptual Space in Discourse / P. Worth. London: Longman; 1999.
21. Hamed D.M. Text-World Theory in Nicole Disney’s “Beneath the Cracks”: A Stylistic/Cognitive Analysis. Journal of Scientific Research in Arts. 2020; 115-146. https://doi.org/ 10.21608/jssa.2020.80152.
22. Mohammadzadeh B. A Text World Theory Approach to the Teaching of Short Stories in an EFL Context: A Pedagogical Stylistic Study. Journal of Language and Linguistic Studies. 2017; 13(2): 285-295. Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1159187.pdf. Accessed 27.10. 2022.
23. Heller J. Catch-22 / J. Heller. NY.: Simon@Schuster; 2004. Available at: https://pauladaunt.com/books/catch22.pdf. Accessed 27.10. 2022. 


Количество показов: 217

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх