Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 81:159.955+37.025.7
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-4-53-68

Языковая игра и лингвокогнитивное моделирование действительности – реальной и воображаемой (на материале произведения Carroll L. «Through the Looking-Glass and What Alice Found There»)

Авторы: Л.В. Калашникова


Получена: 18.10.2022 Принята: 11.11.202 Опубликована онлайн: 25.12.2022

Резюме: Проблема лингвистического описания художественного текста, где основное место отводится игровым приемам, актуальна и вызывает живой интерес. Эффект игры со словами как особой формы лингвокреативности создает ощущение интеллектуального препятствия, преодоление которого доставляет огромное удовольствие. Языковая игра – не только возможность реализации языковых значений, но и форма осмысления и познания мира. Исследование лингвокогнитивного механизма, моделирующего действительность, перспективно в плане изучения языковых средств, определяющих коммуникативные ситуации. Цель статьи – в выявлении и комплексном анализе лингвистических средств, участвующих в моделировании реальной и воображаемой действительности. Материал исследования – примеры игры слов фрагмента произведения Л. Кэрролла. Базовые методы исследования – анализ, синтез, метод лингвистического описания. Методы наблюдения, контекстуального и стилистического анализов выявили виды языковой игры, придающие особую экспрессивность, комический эффект, создаваемые сознательно и парадоксально. Используя системно-описательный метод, метод лексико-семантического анализа, автор выделил лингвистические средства, моделирующие действительность: глаголы ориентации в пространстве, глаголы когниции, интеллектуальной деятельности, модальные глаголы выражения эмоционального состояния; сравнительные конструкции, идиомы, содержащие базовую аксиоматику языкового сознания, приводящие к двусмысленности при одновременной реализации буквального и фигурального значений. Семантический анализ фразовых глаголов с послелогами показал результаты переосмысления их значений в контексте коммуникативных ситуаций. В рамках полисемии предоставляется выбор значения, ассоциированного с параметрами заданной ситуации. Особую роль выполняют метафоры, в которых заключена игра слов. Они создают новые смыслы из фрагментов субъективного опыта. В заключении сделан вывод о том, что при порождении новых смыслов в результате семантических аномалий или парадоксов выявленные лингвистические средства, описывая реальную и воображаемую действительность, задают параметры ситуации и могут рассматриваться как коды, извлекающие глубинные смыслы и дифференцирующие коммуникативные ситуации.

Ключевые слова: языковая игра, игровые приемы, познавательная деятельность, моделирование действительности, инверсия, семантическая аномалия, переосмысление значения, метафора, коммуникативная ситуация.

Для цитирования: Калашникова Л.В. Языковая игра и лингвокогнитивное моделирование действительности – реальной и воображаемой (на материале произведения Carroll L. «Through the Looking-Glass and What Alice Found There»). Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. № 4. C. 53–68. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-4-53-68.

For citation: Kalashnikova L.V. Language Play and Linguistic and Cognitive Modeling of Reality – Real and Imagined (as Exemplified in Carroll L. «Through the Looking-Glass and What Alice Found There»). 
Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2022, no 4, pp. 53–68. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-4-53-68 (In Russ.).

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

Л.В. Калашникова
Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева;
302026, Российская Федерация, Орел, ул. Комсомольская, 95;
ORCID ID: 0000-0002-4809-5446; 
Scopus Author ID: 57195526645;
e-mail: lkalashnikova@inbox.ru


Список литературы:
1. Смирнова Е.О., Соколова М.В., Шеина Е.Г. Подходы к пониманию игры в современной западной психологии Современная зарубежная психология. 2012;1(1):53–64. Доступно по: https://psyjournals.ru/jmfp/2012/n1/50107.shtml. Ссылка активна на 10.10.2022.
2. Nielsen M., Dissanayake C. An investigation of pretend play, mental state terms and false belief understanding: In search of a metarepresentational link. The British Journal of Developmental Psychology. 2000;18(4):609–624. https://doi.org/10.1348/026151000165887.
3. Daly N., Kleker D., Short K.G. Children as language inquirers: Developing working theories through acts of inquiry. Language and Education. 2022;36(3):226–242. http://doi.org/10.1080/09500782.2021.2020810.
4. Гридина Т.А. Языковая игра: стереотип и творчество. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. 1996:214. Доступно по: https://gigabaza.ru/doc/110519.html. Ссылка активна на 10.10.2022.
5. Гридина Т.А. К истокам вербальной креативности: творческие эвристики детской речи. Лингвистика креатива. Коллективная моногр. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. 2013:5–58. Доступно по: https://core.ac.uk/download/pdf/132622932.pdf. Ссылка активна на 10.10.2022.
6. Civitarese G. What does it mean to ‘play’ in analysis? European Journal of Psychotherapy and Counselling. 2022;24(1):37–60. https://doi.org/10.1080/13642537.2022.2026445.
7. Витгештейн Л. Философские исследования. пер. с нем. Л. Добросельского. Москва: АСТ. 2018:250. Доступно по: https://fb2.top/filosofskie-issledovaniya-617149/read/part-2#2. Ссылка активна на 10.10.2022.
8. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии. 1966;6:62–68. Доступно по: https://detsad90.perm.prosadiki.ru/media/2019/03/05/1273622113/Vy_gotskij_L.S._IGRA_I_EE_ROL_V_PSIXI.... Ссылка активна на 10.10.2022.
9. Хейзинга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры. Пер., сост. и Х 35 вступ. ст. Д.В. Сильвестрова; Коммент. Д.Э. Харитоновича. М.: Прогресс. Традиция. 1997:416. Доступно по: https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/005/111/001.htm. Ссылка активна на 10.10.2022.
10. Байкалова М.А., Подберезкина Л.З. Языковая игра в оглавлении научно-популярных изданий (на материале текстов современных русских ученых-популяризаторов). Экология языка и коммуникативная практика. 2019;3:29–38. https://doi.org/10.17516/2311-3499-066.
11. Ильясова С.В. Словообразовательная игра: от лингвокреативности до лингвоциничности (на материале языка современных российских СМИ). Политическая лингвистика. 2020;3(81):39–45. https://doi.org/10.26170/pl20-03-03.
12. Костюшкина Г.М., Ван Ч. Роль языковой игры в реализации экспрессивно-оценочной стратегии в рекламном слогане. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018;(83):336–341. https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-5-2.27.
13. Норман Б.Ю. Игра на гранях языка. М.: Флинта. 2006:344. Доступно по: https://www.klex.ru/nse. Ссылка активна на 10.10.2022.
14. Burrell A., Beard R. Playful punctuation in primary children’s narrative writing. Research Papers in Education. 2022:1–28. https://doi.org/10.1080/02671522.2022.2125053.
15. Cook G. Language play, language learning, ELT Journal. 1997;51(3):224–231. https://doi.org/10.1093/elt/51.3.224.
16. Levy A.K. The language of play: The role of play in language development. Early Child Development and Care. 1984;17(1):49–61. https://doi.org/10.1080/0300443840170106.
17. Alcock S. Young children’s playfully complex communication: Distributed imagination. European Early Childhood Education Research Journal. 2010;18(2):215–228. https://doi.org/10.1080/13502931003784404.
18. Barton A., Williams J. The Edinburg Companion to Nonsense. Edinburgh: Edinburgh University Press. 2022:408. https://doi.org/10.1515/9781474423854.
19. Charlton W. Nonsense. British Journal of Aesthetics. 1977;17(4):346–360. https://doi.org/10.1093/bjaesthetics/17.4.346.
20. Coates E., Coates A. My nose is running like a pound of butter’: exploring young children’s humour. Early Child Development and Care. 2020;190(13):2119–2133. https://doi.org/10.1080/03004430.2018.1561443.
21. Haight M.R. Nonsense. British Journal of Aesthetics. 1971;11(3):247–256. https://doi.org/10.1093/bjaesthetics/11.3.247.
22. Liebermann J. Playfulness: Its Relationship to Imagination and Creativity. Academic Press, New York. 1977:63–105. https://doi.org/10.1016/B978-0-12-449450-3.50011-4.
23. Mukherjee A. To Laugh or Not to Laugh: An Analysis of Humor in Sukumar Ray’s Abol Tabol. South Asian Review. 2021;4:1–14. https://doi.org/10.1080/02759527.2021.1957607.
24. Демурова Н.М. Льюис Кэрролл и история одного пикника. Знание-сила. 1968;6. Доступно по: https://www.liveinternet.ru/community/5039642/post247060457/. Ссылка активна на 14.09.2022.
25. Evans V. The perceptual basis of spatial representation. Language, Cognition and Space. The State of the Art and New Directions. Equinox eBooks Publishing, United Kingdom. 2010:21–50. https://doi.org/10.1558/equinox.22023.
26. Kahneman D., Slovic P., Tversky A. Judgment under Uncertainty: Heuristics and Biases. Cambridge: Cambridge University Press. 1982:3–20. https://doi.org/10.1017/CBO9780511809477.002.
27. Orhan A.E., Sims C.R., Jacobs R.A., Knill D.C. The Adaptive Nature of Visual Working Memory. Current Directions in Psychological Science. 2014;23(3):164–170. https://doi.org/10.1177/0963721414529144.
28. Dacher K., Jonathan H. Approaching awe, a moral, spiritual, and aesthetic emotion. Cognition and Emotion. 2003;17:2,297–314. https://doi.org/10.1080/02699930302297.
29. Карасик В.И. О типах дискурса. Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. Волгоград: Перемена. 2000:5–20. Доступно по: https://rudocs.exdat.com/docs/index-267604.html. Ссылка активна на 14.10.2022.
30. Карасик В.И. Дискурсология как направление коммуникативной лингвистики. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2016;1(21):17–34. Доступно по: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27381218. Ссылка активна на 14.10.2022.
31. Как играть слоновый эндшпиль в шахматах? Доступно по: https://chessmatenok.ru/slonovyj-endshpil-v-shahmatah/. Ссылка активна на 14.10.2022.
32. Шахматная партия в сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» Логична или абсурдна? Доступно по: https://youtu.be/gKHB9HhbYgc. Ссылка активна на 14.10.2022.


Количество показов: 242

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх