Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 81-119: 811.1/.2
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-3-234-248

Жанровая характеристика виртуальной экскурсии

Авторы: Л.Ю. Щипицина


Получена: 06.07.2022 Принята: 25.07.2022 Опубликована онлайн: 25.09.2022

Резюме: Статья имеет целью изучение виртуальной экскурсии как одного из жанров интернет-коммуникации. Для этого выявляются виды виртуальных экскурсий и дается описание устных виртуальных экскурсий. 
Материалом исследования выступают устные виртуальные экскурсии на русском, английском и немецком языках, проводимые в синхронном режиме на специальных платформах или сохраненные в виде записей на видеохостере YouTube и в социальной сети Вконтакте. Анализ устных виртуальных экскурсий производился согласно модели интернет-жанра, включающей медийные, прагматические, структурно-семантические и стилистико-языковые параметры, а также с точки зрения параметров модели коммуникативной близости / коммуникативной дистанции П. Коха и В. Естеррайхера. 
В результате анализа установлено, что виртуальной экскурсией следует считать цифровой показ и устное или письменное описание экскурсионных объектов, сопровождающееся мультимедийным или текстовым перемещением от одного объекта к другому. В этом значении виртуальная экскурсия является достаточно широким понятием, включающем разные виды – устный и письменный, синхронный и асинхронный. Устная виртуальная экскурсия отличается высокой степенью интерактивности и мультимедийности, может существовать в синхронном и асинхронном видах. В устной виртуальной экскурсии сочетаются признаки коммуникативной близости (необратимость, многоканальность передачи информации, возможность получить незамедлительную реакцию) и коммуникативной дистанции (подготовленность речи и воспроизводимость мысли, публичность, тематическая отнесенность, преимущественная монологичность общения), а некоторые признаки в условиях интернет-среды модифицируются и приобретают специфический характер (виртуальная ситуативность, преодоление физической разобщенности с помощью видеосигнала). 
Характеристика виртуальной экскурсии с жанровых и лингвистических позиций, представленная в статье, позволяет более грамотно выстраивать коммуникацию в интернет-среде и вносит определенный вклад в теорию жанра.

Ключевые слова: виртуальная экскурсия, синхронный, устный, коммуникативная близость, жанр, интернет-коммуникация, структура, прагматический, медийный, стилистико-языковой.

Для цитирования: Щипицина Л.Ю. Жанровая характеристика виртуальной экскурсии. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. № 3. С. 234–248.

For citation: Shchipitsina L.Yu. Genre Characteristics of Virtual Guided Tours. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2022, no 3, pp. 234–248 (In Russ.). 

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

Л.Ю. Щипицина
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 
163002, Российская Федерация, Архангельск, Набережная Северной Двины, 17;
ORCID ID: 0000-0002-5308-8726
Scopus Author ID: 57283934300; 
Web of Science Researcher ID: B-4921-2013


Список литературы:
1. Koch P., Oesterreicher W. Schriftlichkeit und kommunikative Distanz. Zeitschrift für Germanistische Linguistik. 2008; 35(3): 346–375. https://doi.org/10.1515/zgl.2007.024 https://core.ac.uk/download/pdf/143366499.pdf 
2. Сиротинина О.Б. Устная речь и типы речевых культур. Русистика сегодня. 1995; 4: 3–21, доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=35218701, ссылка активна на: 27.07.2022.
3. Евстафьева Н.М. Видеоблог как среда реализации коммуникативной деятельности британской молодежи. Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. 2016; 36: 26–35, доступно по: https://vestnik.lunn.ru/arhiv-zhurnala/2016-god/vypusk-36-4-kvartal-2016-g/36-3/, ссылка активна на: 27.07.2022.
4. Матяшевская А.И. Интернет-лекция как особый жанр. Жанры речи. 2020; 3 (27): 238–245. https://doi.org/10.18500/231107402020327238245, доступно по: https://zhanry-rechi.sgu.ru/ru/articles/internet-lekciya-kak-osobyy-zhanr, ссылка активна на: 27.07.2022.
5. Юленков С.Е., Котельникова С.В., Касаткин А.С. Современные виртуальные экскурсии и средства разработки виртуальных экскурсий в музейной деятельности. Решетневские чтения. 2016; 2: 239–240. доступно по: https://disk.sibsau.ru/index.php/s/UGP7UcMvdmtYV7o, ссылка активна на: 27.07.2022.
6. Кшуманёва Е.А., Кикин П.М. Создание интерактивных кроссплатформенных интерактивных туров. ИнтерЭКСПО Гео-Сибирь. 2017; 10: 35–39, доступно по: https://geosib.sgugit.ru/wp-content/uploads/kongress/Sborniki/2017/%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0..., ссылка активна на: 27.07.2022.
7. Frohlich D.M., Corrigan-Kavanagh E., Bober M., Yuan H., Sporea R., Le Borgne B., Scarles C., Revill G., van Duppen J., Brown A.W., Beynon M. The Cornwall a-book: An Augmented Travel Guide Using Next Generation Paper. The Journal of Electronic Publishing. 2019; 22 (1). https://doi.org/10.3998/3336451.0022.101. Доступно по: https://quod.lib.umich.edu/j/jep/3336451.0022.101?view=text;rgn=main, ссылка активна на: 25.07.2022.
8. Cho Y.-H., Wang Y., Fesenmaier D.R. Searching for Experiences. Journal of Travel & Tourism Marketing. 2002; 12(4): 1–17. https://doi.org/10.1300/J073v12n04_01, доступно по: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1300/J073v12n04_01, ссылка активна на: 27.07.2022.
9. Noor M., Anwar B., Kazemian B., Mangrio R.A., Muhabat F. Distinctiveness of Pakistani English in Online Travel Guides of Pakistan. International Journal of English Literature and Culture. 2015; 3(5): 150–159. https://doi.org/10.14662/IJELC2015.046, доступно по: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2615663, ссылка активна на: 27.07.2022.
10. Яренчук Е.Э., Козлитина К.А. О некоторых особенностях перевода виртуальных экскурсий. Перевод и межкультурная коммуникация: теория и практика. 2020; 7: 41–47, доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=44003722, ссылка активна на: 27.07.2022.
11. Устюжанина Н.В. Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения. Наука и перспективы. 2017; 2, доступно по: http://nip.esrae.ru/ru/14-r115, ссылка активна на: 27.07.2022.
12. Воронина Д.К. Межкультурные виртуальные производственные туры как лингво-профессиональная составляющая обучения иностранному языку студентов технических специальностей. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022; 22(1): 85–89. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-1-85-89, доступно по: https://phpp.sgu.ru/ru/articles/mezhkulturnye-virtualnye-proizvodstvennye-tury-kak-lingvo-profession..., ссылка активна на: 27.07.2022.
13. Karadimitriou C. From real to virtual: nature tourism insights. International Journal of Spa and Wellness. 2020; 2 (2): 65–77. https://doi.org/10.1080/24721735.2020.1770982, доступно по: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/24721735.2020.1770982, ссылка активна на: 27.07.2022.
14. Yung R., Khoo-Lattimore C., Prayag G., Surovaya E. Around the world in less than a day: virtual reality, destination image and perceived destination choice risk in family tourism. Tourism Recreation Research. 2021; 46 (1): 3–18. https://doi.org/10.1080/02508281.2020.1788351, доступно по: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/02508281.2020.1788351, ссылка активна на: 27.07.2022.
15. Repo R., Pesonen J. Identifying the Main Service Elements for Customer-Oriented Live Guided Virtual Tours. Information and Communication Technologies in Tourism. Cham (Switzerland): Springer International Publishing, 2022: 213–225. https://doi.org/10.1007/978-3-030-94751-4_19, доступно по: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-030-94751-4_19, ссылка активна на: 27.07.2022.
16. Бахвалова Л.Е. Сравнительный анализ экскурсионной речи в режиме «автор – адресат». Ярославский педагогический вестник. 2011; 2 (1): 199–204, доступно по: http://vestnik.yspu.org/releases/2011_2g/44.pdf, ссылка активна на: 27.07.2022.
17. Янсон Т.А. Контактная экскурсия: речевой жанр vs коммуникативное событие. Жанры речи. 2021; 1 (29): 34–40. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2021-1-29-34-40, доступно по: https://zhanry-rechi.sgu.ru/ru/articles/kontaktnaya-ekskursiya-rechevoy-zhanr-vs-kommunikativnoe-sob..., ссылка активна на: 27.07.2022.
18. Лиханов М.В. Взаимодействие субдискурсов экскурсионного дискурса (на материале жанров путеводителя и экскурсии). Вестник Томского государственного университета. 2017; 415: 12–16. https://doi.org/10.17223/15617793/415/2, доступно по: http://journals.tsu.ru/uploads/import/1542/files/415_012.pdf, ссылка активна на: 27.07.2022.
19. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра. Жанры речи. 1997; 1: 88–98, доступно по: https://www.sgu.ru/archive/old.sgu.ru/files/shmeleva_1.doc, ссылка активна на: 27.07.2022.
20. Щипицина Л.Ю. Жанры компьютерно-опосредованной коммуникации. Архангельск: Поморский университет, 2009. ISBN 978-5-88086-872-8. 
21. Зоидзе Э.А. Диалогичность текстов-репрезентантов книгоиздательского интернет-дискурса (на примере сайта издательской группы «Азбука-Аттикус»). Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. № 2. С. 177–191. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-2-177-191, доступно по: http://philjournal.ru/vypuski/arkhiv-nomerov/section.php?ELEMENT_ID=2270, ссылка активна на: 25.07.2022.
22. da Silva L.G., Neto E.G. de A., Francisco R., Barbosa J.L. V., Silva L.A., Leithardt V. R.Q. Ulearnenglish: An open ubiquitous system for assisting in learning english vocabulary. Electronics (Switzerland). 2021; 10(14): 1692. https://doi.org/10.3390/electronics10141692, доступно по: https://www.mdpi.com/2079-9292/10/14/1692/pdf?version=1626342022, ссылка активна на: 25.07.2022.


Количество показов: 273

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх