Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 811.111’373:32
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-3-225-233

Verbal and Non-Verbal Modes to Mark Stance in a Cinematic Text. Использование вербального и невербального кодов для создания модальности в кинематографическом тексте. (In Eng.)

Авторы: О.Д. Прасолова, С.Ю. Павлина


Получена: 18.07.2022 Принята: 11.08.2022 Опубликована онлайн: 25.09.2022

Резюме: В статье представлены результаты эмпирического исследования способов манифестации модальности в кинотексте как семиотически сложном конструкте. Модальность рассматривается как средство, при помощи которого автор выражает свое отношение, чувства и ценностные установки. В современных лингвистических исследованиях акцент делается на том, как модальность маркируется в линейных, монокодовых текстах, построенных на основе естественного языка. В то же самое время ее выражение в полимодальных текстах, основанных на взаимодействии вербального и невербального семиотических кодов, к которым относится кинематографический текст, не получает достаточного освещения. Целью настоящей статьи является определение лингвистических, паралингвистических и невербальных маркеров модальности в кинодиалоге. Материалом послужил фильм “The Man who Knew Infinity”, который исследуется с применением методов стилистического и прагматического анализа, а также с использованием мультимодального дискурс-анализа. Полученные результаты позволяют утверждать, что модальность выражается вербально на лексическом и грамматическом уровнях и поддерживается с помощью просодических и невербальных элементов. Основным языковым средством манифестации объективной модальности выступает морфологическая категория залога, в то время как субъективная модальность эксплицируется главным образом при помощи лексических единиц. В кинотексте синтаксические средства маркирования модальности находят ограниченное применение. Объяснением этому может служить коллоквиальная природа кинодиалога, не предполагающая использования сложных синтаксических конструкций. Полученные результаты позволяют рассмотреть создание модальности в кинематографическом тексте в ракурсе взаимодействия лингвистических, паралингвистических и нелингвистических элементов, включающих мимику и жесты, что может найти свое применение при исследовании модальности применительно к другим видам семиотически осложненных текстов.

Ключевые слова: полимодальный текст, вербальный код, невербальный код, аудиальный и визуальный каналы, модальность, кинотекст, маркеры модальности.

Для цитирования: Прасолова О.Д., Павлина С.Ю. Использование вербального и невербального кодов для создания модальности в кинематографическом тексте. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. № 3. С. 225–233.

For citation: Prasolova O.D., Pavlina S.Yu. Verbal and Non-Verbal Modes to Mark Stance in a Cinematic Text. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2022, no 3, pp. 225–233 (In Engl.).

PDF (ENG)

Язык: русский


Об авторе:

О.Д. Прасолова1, *С.Ю. Павлина2
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, 
603105, Российская Федерация, Нижний Новгород, ул. Минина, 31а;
1ORCID ID: 0000-0001-9304-5918; 2 ORCID ID: 0000-0002-8304-795X
2Scopus Author ID: 57223936963; 
2Web of Science Researcher ID: AAS-6556-2021; 
*e-mail: Pavlina.Svetlana@mail.ru


Список литературы:
1. Слышкин Г.Г., Ефремова М.А. Кинотекст (опыт лингвокультурологического анализа). М.: Водолей Publishers. 2004. 
2. Нелюбина Ю. А. Кинодискурс как объект лингвистического изучения. Челябинский гуманитарий. 2013; 3: 71-73. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/kinodiskurs-kak-obekt-lingvisticheskogo-izucheniya. Ссылка активна на 20.05.2022.
3. Hanich J. 2020. Mise En Esprit: One-Character Films and the Evocation of Sensory Imagination. Paragraph. 43 (3): 249–264. Доступно по: https://doi.org/10.3366/para.2020.0339. Ссылка активна на 25.05.2022
4. Hanich J. Suggestive verbalization in film: on character speech and sensory imagination. New review of film and television studies. 2022. Ahead-of-print, 1-24. Доступно по: https://doi.org/10.1080/17400309.2022.2033067. Ссылка активна на 20.05.2022.
5. Bateman J.A. Hallidayan systemic-functional semiotics and the analysis of the moving audiovisual image. Text &Talk. 2013; 33(4/5): 641-663. Доступно по: https://doi.org/10.1515/text-2013-0029. Ссылка активна на 20.04.2022.
6. Wong M. Multimodal Communication: A social semiotic approach to text and image in print and digital media. Palgrave Pivot. 2019. Доступно по: https://doi.org/10.1007/978-3-030-15428-8. Ссылка активна на 21.05.2022.
7. Van Leeuwen T., Jewitt C. The Handbook of Visual Analysis: Visual Meaning: a Social Semiotic Approach. SAGE Publications. 2004. Доступно по: https://dx.doi.org/10.4135/9780857020062. Ссылка активна на 21.05.2022. Ссылка активна на 20.05.2022.
8. O’Halloran K.L. Multimodal discourse analysis, The Continuum Companion to Discourse Analysis, in: K. Hyland and B. Paltridge (Eds.). Continuum, London and New York. 2011: 120-137. Доступно по: http://multimodal-analysis-lab.org/_docs/pubs14-OHalloran(in%20press%202011)-Multimodal_Discourse_An.... Ссылка активна на 20.04.2022.
9. Kress G. Multimodal discourse analysis, The Routledge Handbook of Discourse Analysis. Routledge. 2011: 35-50. Доступно по: https://www.academia.edu/36763275/Routledge_Handbook_of_Discourse_Analysis. Ссылка активна на 20.05.2022.
10. Леонтович О.А. Западный кинотекст о Сталинградской битве глазами русского зрителя: опыт нарративного анализа. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015; 3(98): 163–171. Доступно по: http://izvestia.vspu.ru/jurnal/346. Ссылка активна на 20.04.2022.
11. Никольская Т.Е., Павлина С.Ю. Национально обусловленные аспекты восприятия поликодового текста. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. 2019; 18 (1): 132-145. Доступно по: https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2019.1.11 Ссылка активна на 12.05.2022.
12. Biber D., Finegan E. Styles of stance in English: Lexical and grammatical marking of evidentiality and affect. Text & Talk. 9(1); 1989: 93-124. Доступно по: https://doi.org/10.1515/text.1.1989.9.1.93. Ссылка активна на 22.05.2022.
13. Hunston S., Thompson J. Evaluation in Text: Authorial Stance and the Construction of Discourse. Oxford: Oxford University Press. 2000.
14. Gray B., Biber D. Current conceptions of stance, Stance and Voice in Written Academic Genres. Palgrave Macmillan. 2012:15-32. Доступно по: https://doi.org/10.1057/9781137030825. Ссылка активна на 20.05.2022. (In Eng.).
15. Падучева Е.В. Материалы для проекта корпусного описания русской грамматики. На правах рукописи. М., 2016. Доступно по:  http://rusgram.ru/Модальность#2. Ссылка активна на 20.04.2022.
16. Бархударов Л.С. Очерки по морфологии современного английского языка. Москва: Высшая школа, 1975. 
17. Palmer F.R. Mood and Modality. Cambridge: Cambridge University Press. 2001. (In Eng.).


Количество показов: 242

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх