Содержание номера
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-3-196-207
Базовая модель и вариативность речевого жанра вебинара образовательной направленности
Резюме:
Исследование посвящено анализу речевого жанра вебинара, относящегося к образовательной сфере – сфере обучения детей и взрослых. Актуальность исследования обусловлена отсутствием как таковых жанровых исследований вебинаров, проводимых с образовательными целями. Жанр вебинара является высоко востребованным в настоящий момент речевым жанром, сформированным на основе жанра семинара с учётом его использования в интернет-пространстве. Задачами исследования стало выявление базовых и вариативных жанровых черт образовательного вебинара с точки зрения его коммуникативной цели, адресанта и адресата, образа прошлого и образа будущего, диктумного (событийного) содержания, языкового воплощения. В результате построена базовая модель речевого жанра вебинара и отмечена вариативность данной модели. В состав базовой модели включены также используемые в данном речевой жанре речевые стратегии и тактики; выявлена их потенциальная вариативность. Научная новизна исследования состоит в комплексном анализе жанровых особенностей вебинара в прагмалингвистическом аспекте. Данный аспект предполагает анализ речевого жанра в совокупности содержания коммуникации, её целей и задач, социальных ролей коммуникантов, их речевых ожиданий и того, как эти ожидания реализуются в процессе общения. Отмечается, что практически каждый элемент структуры вебинара допускает значительную вариативность, что свидетельствует о постоянном развитии данного жанра, продолжении процесса его становления в современном русском языке. В наименьшей степени вариативны такие элементы модели речевого жанра вебинара, как образ прошлого и образ будущего.
Ключевые слова:
речевой жанр вебинара, базовая модель вебинара, вариативность вебинара, коммуникативная цель, адресант, адресат, речевые стратегии и тактики.
Для цитирования:
Крылова М.Н. Базовая модель и вариативность речевого жанра вебинара образовательной направленности. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. № 3. С. 196–207.
For citation:
Krylova M.N. The Basic Model and Variability of Educational Webinar as a Speech Genre. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2022, no 3, pp. 196–207 (In Russ.).
Язык: русский
Об авторе:
М.Н. Крылова
Азово-Черноморский инженерный институт –
филиал Донского государственного аграрного университета,
347740, Российская Федерация, Ростовская обл., Зерноград, ул. Ленина, 21;
ORCID ID: 0000-0003-0231-4778; Web of Science Researcher ID: Q-3206-2016
Список литературы:
1. Карта слов и выражений русского языка (Современный онлайн-словарь). Доступно по: https://kartaslov.ru. Ссылка активна на 06.08.2022.
2. Luzón M.J. Connecting Genres and Languages in Online Scholarly Communication: An Analysis of Research Group Blogs. Written Communication. 2017; 34(4): 441–471. https://doi.org/10.1177/0741088317726298.
3. Матяшевская А.И. Интернет-лекция как особый жанр. Жанры речи. 2020; 3(27): 238–245. https://doi.org/10.18500/231107402020327238245.
4. Шишикина Е.А. Вебинар как интерактивная педагогическая технология. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015; 2: 300–302. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/vebinar-kak-interaktivnaya-pedagogicheskaya-tehnologiya. Ссылка активна на 14.08.2022.
5. Ваганова О.И., Воронина И.Р., Челнокова Е.А. Вебинар в системе смешанного обучения в университете. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020; 9-4 (33): 52–56. https://doi.org/10.26140/anip-2020-0904-0009.
6. Абрамова Н.С., Ваганова О.И., Булаева М.Н. Интерактивные учебные элементы в электронном обучении. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021; 10-3 (36): 47–49. https://doi.org/10.26140/anip-2021-1003-0009.
7. Лукошевичус Г.А. Опыт преподавания экономических дисциплин в дистанционном обучении. Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2018; 2-3: 167–174. https://doi.org/10.26653/2076-4685-2018-2-3-15.
8. Sheail P. The motif of meeting in digital education. TechTrends. 2015; 59: 37–43. https://doi.org/10.1007/s11528-014-0818-6.
9. Кусяев А.Р. Жанровая модель промо-вебинара. Вестник Челябинского государственного университета. 2015; 27(382): 121–125. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovaya-model-promo-vebinara. Ссылка активна на 14.08.2022.
10. Тленкопачева М.Н. Жанровые особенности англоязычных обучающих вебинаров. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018; 1-1(79): 176–180. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovye-osobennosti-angloyazychnyh-obuchayuschih-vebinarov. Ссылка активна на 14.08.2022.
11. Hammond J.W., Moss P.A., Huynh M.Q., Lagoze C. Research Synthesis Infrastructures: Shaping Knowledge in Education. Review of Research in Education. 2020; 44(1): 1–35. https://doi.org/10.3102/0091732X20907350.
12. McKinney W.P. Assessing the Evidence for the Educational Efficacy of Webinars and Related Internet-Based Instruction. Pedagogy in Health Promotion. 2017; 3(1_suppl): 47–51. https://doi.org/10.1177/2373379917700876.
13. Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. Благовещенск: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. ISBN 5-80157-202-3. Доступно по: https://ru.b-ok.org/ireader/1041045. Ссылка активна на 24.08.2022.
14. Формановская Н.И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход. М.: Русский язык, 2002. ISBN 5-200-03192-3. Доступно по: https://bookree.org/reader?file=1345724. Ссылка активна на 24.08.2022.
15. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра. Жанры речи. 1997; 1: 88–98. Доступно по: https://www.sgu.ru/archive/old.sgu.ru/files/shmeleva_1.doc. Ссылка активна на 14.08.2022.
16. Семененко Л.П. О соотношении понятии «цель высказывания» и «коммуникативная цель». Ученые записки Орловского государственного университета. 2017; 2(75): 170–176. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sootnoshenii-ponyatii-tsel-vyskazyvaniya-i-kommunikativnaya-tsel. Ссылка активна на 14.08.2022.
17. Тленкопачева М.Н. Основные функции модератора как адресата-ретранслятора в англоязычных обучающих вебинарах. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019; 3: 81–87. https://doi.org/10.29025/2079–6021-2019-3-81-87.
Количество показов: 239
ISBN 2619-029X (Online)