Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 811.611.1+821
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-3-169-182

Прагматическая структура реагирующего сообщения и типология форм обратной связи в блоговом тексте

Авторы: А.А. Асланова


Получена: 12.07.2022 Принята: 04.08.2022 Опубликована онлайн: 25.09.2022

Резюме: В статье проводится лингвистический анализ различных типов обратной связи в соответствии с их прагматической ролью и функциональной нагрузкой в формате блогового взаимодействия собеседников. В контексте блоговой коммуникации диалогические взаимоотношения между отправителями и получателями стимулирующих сообщений, являющиеся предварительным условием обмена мнениями, основаны на планируемой обратной связи респондента. Выявляются различия между явной и неявной обратной связью со стимулирующими сообщениями. Выдвигается рабочая гипотеза о том, что в блоговом общении – по сравнению с устной спонтанной коммуникацией – имплицитная обратная связь играет более конструктивную роль и обладает специфической функциональной нагрузкой в силу отсроченного (асинхронного) реагирования респондента на стимул, реактивной активации средств установления и поддержания фатического контакта с собеседником и субъективной детализации диктального и/или модусного содержания стимулирующего сообщения. Вследствие временного и/или пространственного расстояния между собеседниками, а также наличия множественного респондента, обратная связь предопределяется ожиданиями адресанта относительно планируемого взаимодействия, а не фактом взаимного признания индивидуальных намерений, которые характеризуют устное спонтанное общение. Проецируемый отклик и ментальные репрезентации воображаемого отзывчивого респондента проливают свет на прагматические различия между стимулирующими и реагирующими сообщениями, с помощью которых участники общения планируют продолжить обмен информацией и эмоциями. Определяется репертуар коммуникативных стратегий, которые приобретают сущностное значение в процессе преодоления проблем установления и поддержания обратной связи в компьютерно-опосредованной коммуникации. Обсуждаются актуальные аспекты проектирования интерфейсов блоговых платформ, которые оказывают влияние на прагматические контексты реализации обратной связи. Установлено, что в блоговом взаимодействии при инициации стимулирующего суждения отсутствие обратной связи может быть закономерным явлением, не влияющим на эффективность общения. Данная идея подтверждает выдвинутую гипотезу и намечает перспективы исследования. 

Ключевые слова: обратная связь, эксплицитная и имплицитная форма выражения, стимулирующее и реагирующее сообщение, блоговый текст, коммуникативная стратегия, интерфейс блоговой платформы.

Для цитирования: Асланова А.А. Прагматическая структура реагирующего сообщения и типология форм обратной связи в блоговом тексте. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. № 3. С. 169–182.

For citation: Aslanova A.A. The Pragmatic Structure of the Responsive Message and the Typology of Feedback Forms in the Blog Text. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2022, no 3, pp. 169–182 (In Russ.).

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

А.А. Асланова
 Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),
344002, Российская Федерация, Ростов-на-Дону, Большая Садовая, 69;
ORCID ID: 0000-0003-2515-1430;
Scopus Author ID: 57112398000


Список литературы:
1. Tameryan T.Yu., Zuybina I.A., Chupryna O.G., Borisenko V.A., Yakovenko T.I. Interlanguage Interface: Multilevel Linguocognitive Approach. XLiguae. 3 (15): 134-146. https://doi.org/10.18355/XL.2022.15.03.12.
2. Абросимова Н.Г. Блоговая запись как эгоцентрический тип текста в реальной коммуникации. Гуманитарные и социальные науки. 2018; 6: 68-80. https://doi.org/10.18522/2070-1403-2018-71-6-68-80.
3. Кудряшов И.А., Калашникова А.А. Блог как сфера представления стереотипизированного образа носителя культурно-языковых ценностей. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2015; 3(19): 26-33. Доступно по: https:// cyberleninka.ru/article/n/blog-kak-sfera-predstavleniya-stereopipizirovanogo-obraza-nositelya-kulturno-yazykovych-tsennostey/viewer. Ссылка активна на 12.04.2022.
4. Kovtunenko I.V., Kudryashov I.A. Rhetorical Relations of Concession and Their Pragmatic Role in the Development of Blog Texts. Espacios. 2019; 40, 40: 1–8. Available at: https:// www.revistaespacios.com/a19v40n40/a19v40n40p06.pdf. Accessed April 12, 2022.
5. Лазарева О.П. Когнитивно-дискурсивный подход к анализу компьютерно-опосредованной коммуникации. Когнитивные исследования языка. 2016; 26: 624-627.
6. Бойко А.К., Величко Е.В. Эксплицитная модель оценки в спонтанной диалогической коммуникации. В мире научных открытий. 2015; 5-6 (65): 2025-2032. https://doi.org/10.12731/wsd-2015-5.6-2022-2032.
7. Кудряшов И.А. Диалогическая специфика функционирования косвенных комиссивных актов. Гуманитарные исследования. 2017; 4 (64): 68-77. Доступно по: https://humanities.asu.edu.ru/files/4(69)/68-77.pdf. Ссылка активна на 12.04.2022.
8. Шляховой Д.А. Категория диалогичности в микроблоге (на материале немецкой военной блогосферы). Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019; 3 (136): 211-217. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/ kategoriya-dialogichnosti-v-mikrobloge-na-materiale-nemetskoy-voennoy-blogosfery/viewer. Ссылка активна на 12.04.2022.
9. Бадмаева Н.И. Интерактивность и парасоциальность Интернет-коммуникации. Вестник Бурятского государственного университета. 2014; 10-2: 25-128. Доступно по: https:// https://cyberleninka.ru/article/n/ interaktivnost-i-parasotsialnost-internet-kommunikatsii/viewer. Ссылка активна на 12.04.2022.
10. Бойко А.К. Модели реализации оценки в диалогической коммуникации (на материале современного английского языка): монография / А.К. Бойко. Ростов-на-Дону: ДГТУ; 2016: 144. Доступно по: https:// ntb.donstu.ru/content/201661?ysclid=l3pedklbef. Ссылка активна на 12.04.2022.
11. Былкова С.В., Кудряшов И.А. Диалогическое общение как сфера взаимодействия дискурсивных и грамматических факторов. Общественные науки. 2017; 6: 167-178. Доступно по: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=35162703. Ссылка активна на 12.04.2022.
12. Визигина С.Ю. Особенности самопрезентации в интернет-блогах. Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2015; 1: 107-111. Доступно по: https:// pgu.ru/editions/vestnik/detail.php?SECTION_ID=3248&ELEMENT_ID=98764. Ссылка активна на 12.04.2022.
13. Володина М.С., Ковальчук Н.В. Проблема представления голоса в тексте блога: фреймы, средства выражения, интерсубъективность. Балтийский гуманитарный журнал. 2019; 8; 1 (26): 39-42. https://doi.org/10.26140/bgz3-2019-0801-0007
14. Ковтуненко И.В., Былкова С.В., Кудряшов И.А., Корман Е.А. Сценарии унисонного разворачивания текста в русскоязычной блогосфере. Научный диалог. 2021; 2: 79-94. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-2-79-94
15. Котова Н.С., Кудряшов И.А. Лингвофилософская прагматика VS. когнитивная прагматика: два взгляда на одну и ту же проблему. Когнитивные исследования языка. 2016; 25: 817-823.
16. Тameryan, T. YU., Zheltukhina M.R., Zyubina, I. A., Magomadova T.D., Antonova N.Y., Donskova L.A. Internet Survey as a Mobile Digital Technology for Identifying the Development of Interethnic Processes. Journal of Positive School Psychology. 2022; 6, 2: 1984-1992. Available at: https:// journalppw.com/index.php/jpsp/article/view/1768/1069. Accessed April 12, 2022. 
17. Шаклеин В.М., Ковтуненко И.В. Унисон как проекция фреймовой архитектоники связности в русскоязычных блоговых текстах. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021; 1: 160-171. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2021-1-160-171
18. Kovtunenko I.V., Kurkimbayeva A.M., Kudryashov I.A., Ukolova L.E., Kushvakha K., Kovaleva O.S. Pragmatic Mechanisms for the Implementation of Stimulus and Response in the Blogs. Media Watch. 2020; 11 (3): 458-474. https://doi.org/10.15655/mw_2020_v11i3_202932
19. Shaklein V.M., Kovtunenko I.V. Models of Rhetorical Relations in Russian Blogging as an Indicator of Interlocutors’ Information Behavior. Russian Languages studies. 2021; 19(2): 167-169. https://doi.org/10.22363/2618-8163-2021-19-2-167-179
20. Akay O.M., Kalashnikova A.A., Kalashnikov I.A., Pshenichnaya A.Yu. Pragmatic Level of Language Personality in Social Networks. Current Issues of Linguistics and Didactics: An Interdisciplinary Approach in Humanities (CILDIAH 2017): Precccedings of the 7-th International and Practical Conference. Volgograd: Atlantis Press, 2017: 9-14. https://doi.org/10.2991/cildiah-17.2017.2


Количество показов: 238

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх