Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 81’42 +811.111
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-3-142-153

Аналитические и новостные статьи: американская, британская и испанская репрезентация образа государства в сопоставлении

Авторы: Д.В. Парамонова


Получена: 14.07.2022 Принята: 12.08.2022 Опубликована онлайн: 25.09.2022

Резюме: Данная статья посвящена изучению репрезентации образа государства (России и США) в американских, британских и испанских аналитических и новостных статьях в сопоставительном аспекте. Исследование проводится на материале электронных версий статей, отобранных из современных американских («The New York Times», «The Wall Street Journal», «The Washington Post»), британских («The Guardian», «The Independent», «The Times», «Financial Times») и испанских СМИ («El País», «La Vanguardia», «El Mundo») за 2022 г. Цель работы достигается путем применения комплексного метода лексико-семантического и стилистического анализа, интерпретативного анализа, сопоставительного метода. Установлено, что каждое государство стремится к укреплению своего положительного образа в медиапространстве. Часто это происходит за счет целенаправленного принижения и ухудшения в глазах читательской аудитории образа тех государств, которых считают конкурентами, идеологическими противниками или врагами. В работе рассматриваются способы формирования образа государства средствами массовой информации. Нами были выбраны аналитические и новостные статьи, в которых формируются образы двух влиятельных государств России и США в сопоставлении в разных лингвокультурах. Мы рассмотрели образ России и США, опираясь на классификацию В. Славиной и А. Олейникова. В результате исследования было установлено, что в 2022 году мнение американских, британских и испанских СМИ о России и США складывается на основе уже существующих негативных или позитивных установок и напрямую зависит от событий, происходящих в мире. Страны ведут себя довольно непредсказуемо. Общественное мнение – непостоянно, меняются настроения правящих элит, меняется экономическая и внешнеполитическая ситуация в стране, меняется и характер освещения информации в аналитических и новостных статьях СМИ, что не может не оказывать воздействие на общественное мнение. Образ России в аналитических и в новостных статьях представляется нам отрицательным. Образ США, создаваемый американскими, британскими и испанскими СМИ в новостных статьях – нейтральный, отсутствует оценка американской власти и происходящего на территории Америки. В аналитических статьях образ США подвергается критике. Анализ фактического материала показал, что наименьшее количество статей посвящено образу территории и образу народа, а образы политических лидеров – В. Путина и Д. Байдена – основные доминанты формирования образа страны в новостных и аналитических статьях. Научная новизна исследования состоит в изучении репрезентации образов России и США в американских, британских и испанских новостных и аналитических статьях за 2022 год в сопоставительном аспекте. Перспективой исследования является дальнейшее рассмотрение образа Великобритании и России в жанре «интервью» в сопоставительном аспекте.

Ключевые слова: медиадискурс, медиатекст, образ государства, новостная статья, аналитическая статья.

Для цитирования: Парамонова Д.В. Аналитические и новостные статьи: американская, британская и испанская репрезентация образа государства в сопоставлении. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. №3. С. 142–153.

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

Д.В. Парамонова
Московский международный университет,
125040, Российская Федерация, Москва, пр-т Ленинградский, 17;
ORCID ID: 0000-0002-6799-3284;
Web of Science Researcher ID: GOV-5843-2022


Список литературы:
1. Никонова Е.А. Жанр «аналитическая статья» (на примерах текстов качественной прессы). Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019; 2:43-47. https://doi.org/ 10.30853/filnauki.2019.2.9.
2. Стрельцов Б.В. Основы публицистики. Жанры. Университетское. 1990; 240. Доступно по: https://search.rsl.ru/ru/record/01001550455 Ссылка активна на 26.06.2022.
3. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика. М.: Аспект Пресс, 2009:352.
4. Перепеченов А. В. Резюме и новостная статья: техника информативного свертывания. Вестник Московского университета. 2016; 3:39-46. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/rezyume-i-novostnaya-statya-tehnika-informativnogo-svertyvaniya-na... Ссылка активна на 22.06.2022.
5. Швецова М.Г. Роль СМИ в конструировании образа страны. Проблемы истории, филологии, культуры. 2012; 3:288-298. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-smi-v-konstruirovanii-obraza-strany Ссылка активна на 22.06.2022.
6. Гринберг Т.Э. Образ страны или имидж государства: поиск конструктивной модели. М.: Медиаскоп, 2008; 2. Доступно по: http://mediascope.ru/node/252 Ссылка активна на 23.06.2022.
7. Кусов О. Руслан Хасбулатов: России нужен притягательный образ страны-лидера. NEWS.ru. 20.06.2022. Доступно по: https://news.ru/cis/ruslan-hasbulatov/ Ссылка активна на 25.06.2022.
8. Олейников А.С. Приемы формирования медиаобраза России в современных испанских газетах «El Pais» и «El Mundo». Вопросы теории и практики журналистики. 2019; 1:195-205. https://doi.org/10.17150/2308-6203.2019.8(1).
9. Олейников А.С., Славина В.А. Стереотипизация и мифологизация образа России в современных испанских газетах. Литературоведение, журналистика. 2019; 2:273-282. https://doi.org/10.22363/2312-9220-2019-24-2-273-282.
10. Желтухина М.Р. Политический и масс-медиальный дискурсы: воздействие -восприятие-интерпретация. Язык, сознание, коммуникация. 2003; 38-51. Доступно по: http://www.philol.msu.ru/~slavphil/books/jsk_23.pdf Ссылка активна на 20.06.2022. 
11. Желтухина М.Р., Парамонова Д.В. Типы заголовков испанских и английских медиасообщений как индикаторы направленности формирования образа России в сознании адресата. Филология в контексте коммуникации и современной культуры. 2020; 61–69. 
12. Желтухина М.Р. Вербальное медиавоздействие на политическое сознание в кризисной ситуации. Вестник Центра международного образования Московского государственного университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2011; 3: 7-12. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnoe-vozdeystvie-v-mass-media-modelirovanie-straha Ссылка активна на 20.06.2022. 
13. Tameryan TY, Zheltukhina MR, Dobronichenko, Paramonova DV. Winning and failing campaign discourse strategies. International scientific conference «Social and cultural transformations in the context of modern globalism». 2020; 1065-1069. https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.10.05.140.
14. Черкасова Е.Г. Образ России в Испании и российско-испанские отношения на современном этапе. Актуальные проблемы Европы. 2015; 2:177-197. Доступно по: https://www.imemo.ru/publications/info/obraz-rossii-v-ispanii-i-rossiysko-ispanskie-otnosheniya-na-s... Ссылка активна на 25.06.2022.
15. Sauer P. My mother says I am betraying Russia: Putin’s invasion divided the generations. The Guardian. 13.03.2022. Доступно по: https://www.theguardian.com/world/2022/mar/13/my-mother-says-i-am-betraying-russia-putins-invasion-d... Ссылка активна на 26.06.2022.
16. Ignatius D. The U.S.–Russia conflict is heating up – in cyberspace. The Washington Post. 07.06.2022. Доступно по: https://www.washingtonpost.com/opinions/2022/06/07/us-russia-conflict-is-heating-up-cyberspace/ Ссылка активна на 25.06.2022.
17. Crowley M., Wong E. U.S. sanctions aimed at Russia could take a wide toll. The New York Times. 29.01.2022. Доступно по: https://www.nytimes.com/2022/01/29/us/politics/russia-sanctions-economy.html Ссылка активна на 24.06.2022. 
18. Greene R. How sanctions on Russia will alter global payments flows? The Guardian. 04.03.2022. Доступно по: https://carnegieendowment.org/2022/03/04/how-sanctions-on-russia-will-alter-global-payments-flows-pu... Ссылка активна на 23.06.2022.
19. Romei V. How could sanctions against Russia hit European economies? Financial Times. 09.02.2022. Доступно по: https://www.ft.com/content/26d7e3d5-dd06-4117-a889-9a7d6735f920 Ссылка активна на 22.06.2022.
20. Демидов А. Глава Минкульта заявила, что отмена российской культуры за рубежом невозможна. Газета.ru. 13.04.2022. Доступно по: https://www.gazeta.ru/culture/news/2022/04/13/n_17566142.shtml Ссылка активна на 20.06.2022.
21. González-Monjas rechaza una política de cancelación ‘ad hoc’: Hay que defender la parte positive de la cultura rusa. La Vanguardia. 23.06.2022. Доступно по: https://www.lavanguardia.com/local/castilla-leon/20220623/8360716/gonzalez-monjas-rechaza-politica-c... Ссылка активна на 24.06.2022.
22. Dalley J. Is it right to cancel Russian artists? Financial Times. 12.03.2022. Доступно по: https://www.ft.com/content/c5b1a01a-dc5b-41a6-a941-2480d2123fe9 Ссылка активна на 24.06.2022.
23. Zheltukhina MR., Krasavsky NA., Pavlov PV., Ponomarenko EB., Aleshchanova IV. Political Facebook posts using ideological symbols for media image designing of Russia as enemy. International journal of environmental & science education. 2016; 11(18): 12005-12013. Доступно по: http://www.ijese.net/makale/1661.html Ссылка активна на 20.06.2022. 
24. The Guardian. Putin wants to break and silence Navalny. We can’t let him. 15.06.2022. Доступно по: https://www.washingtonpost.com/opinions/2022/06/15/putin-wants-break-silence-navalny-we-cant-let-it-... Ссылка активна на 24.06.2022.
25. Garcia Cuartango P. Las vidas paralelas de Stalin y Putin. ABC. 10.03.2022. Доступно по: https://www.abc.es/internacional/abci-vidas-paralelas-stalin-y-putin-202203100139_noticia.html Ссылка активна на 24.06.2022. 
26. ABC. Occidente pacta mas dinero y armas mientras Putin devasta Ucrania. 20.04.2022. Доступно по: https://www.noticias24horas.com/abc-occidente-pacta-mas-dinero-y-armas-mientras-putin-devasta-ucrani... Ссылка активна на 20.05.2022
27. Sauer P., Roth A. Thousands join anti-war protests in Russia after Ukraine invasion. The Guardian. 24.02.2022. Доступно по: https://www.theguardian.com/world/2022/feb/24/we-dont-want-this-russians-react-to-the-ukraine-invasi... Ссылка активна на 22.06.2022.
28. Zheltukhina MR. Institutional, stereotypical and mythological media markers of modern society. Biosciences biotechnology research Asia. 2015; 12(1): 913-920. https://doi.org/10.13005/ bbra/1740.
29. Холодова Д.Д., Манаенко Г.Н., Плотникова С.Н. [и др.] Дискурс как универсальная матрица вербального взаимодействия. Под ред. О. А. Сулеймановой. – М.: URSS Ленанд; 2018:320. 
30. Chizh NV., Slyshkin GG., Zheltukhina MR., Privalova IV., Kravchenko OA. Concept ‘medical museum’ as a sociocultural phenomenon. International journal of environmental and science education. 2016; 11(17): 10529-10538. Досутпно по: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1120169.pdf Ссылка активна на 20.06.2022.
31. Zheltukhina MR., Vikulova LG., Mikhaylova SV., Borbotko LA., Masalimova AR. Communicative theatre space in the linguistic and pragmatic paradigm. XLinguae Journal. 2017; 2:85-100. https://doi.org/10.18355/XL.2017.10.02.08.


Количество показов: 242

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх