Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 81’42
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-3-92-103

К вопросу о жанровой системе англоязычного массмедийного нутриционального дискурса

Авторы: Ф.Б. Акбаева


Получена: 01.07.2022 Принята: 18.07.2022 Опубликована онлайн: 25.09.2022

Резюме: Статья посвящена анализу жанровой системы массмедийного нутриционального дискурса с особым акцентом на тексты, затрагивающие проблему здорового питания. Актуальность настоящего исследования обусловлена, с одной стороны, значительным ростом и развитием информационных технологий и существенной ролью современных СМИ, оказывающих влияние на все сферы деятельности социума, а с другой – популярностью идей и принципов правильного питания. Целью настоящей статьи выступает рассмотрение специфики жанрового пространства англоязычного массмедийного нутриционального дискурса, а также анализ лингвистических особенностей текстов о здоровом питании. Материалом исследования служат тексты о здоровом питании, опубликованные в англоязычных журналах и размещенные на сайтах соответствующих издательств в сети Интернет. Опираясь на результаты анализа 1500 массмедийных текстов, и, принимая во внимание предмет обсуждения, прагматику сообщений, а также способ репрезентации информации, автор говорит о существовании в пределах массмедийного нутриционального дискурса аналитических и императивных жанров. Аналитические жанры, к которым относятся обзоры (продуктов питания и блюд, методов приготовления и т.д.) и отчеты (результаты научных исследований, экспериментов и т.д.) составляют 43,5% материала выборки, в них присутствует анализ некоего явления, его обоснование и комментарий. В свою очередь, императивные жанры, репрезентируемые инструкциями, прежде всего, кулинарными рецептами, на долю которых приходится 56,5% материала выборки, характеризуются особой природой и содержат четкий алгоритм определенных действий, необходимых к выполнению. Согласно полученным результатам, в аналитических жанрах массмедийного нутриционального дискурса распространены сложные предложения, именные формы и специализированная лексика (термины, профессионализмы и т.д.), в свою очередь, императивные жанры характеризуются частотностью использования глагольных форм, эмоционально-оценочной лексики и экспрессивных средств языка. 

Ключевые слова: массмедийный нутрициональный дискурс, жанровая система, аналитический жанр, императивный жанр, обзор, отчет, инструкция,

Для цитирования: Акбаева Ф.Б. К вопросу о жанровой системе англоязычного массмедийного нутриционального дискурса. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. № 3. С. 92–103.

For citation: Akbaeva F.B. On the Genre System of English Mass Media Nutritional Discourse. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2022, no 3, pp. 92–103 (In Russ.).

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

Ф.Б. Акбаева
Пятигорский государственный университет,
357532, Российская Федерация, Пятигорск, Пр. Калинина, 9;
ORCID ID: 0000-0003-2017-0149


Список литературы:
1. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. Саратов: Златоуст Литагент, 2016. Доступно по: https://massolit.site/book/yazikovoj-vkus-epohi/pre-download?format=pdf&key=. Ссылка активна на 16.08.2022.
2. Кожемякин Е.А. Массовая коммуникация и медиадискурс: к методологии исследования. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010; 12 (83): 13-21. Доступно по: http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/741/1/Kozhemyakin%20E.A.%20Mass%20communication.pdf. Ссылка активна на 16.08.2022.
3. Valkenburg P.M., Beyens I., Meier A., Vanden Abeele M.P. Advancing our understanding of the associations between social media use and well-being. Current Opinion in Psychology. 2022, 47, 101357. https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2022.101357.
4. Rogers M.A., Amer H. Food as we knew it: Food processing as an evolutionary discourse. Trends in Food Science & Technology. 2022, 128: 68-74. https://doi.org/10.1016/j.tifs.2022.07.015.
5. Shevchenko V.D., Shevchenko E.S. Cognitive and pragmatic peculiarities of positive and negative food representation in Russian media discourse. Bulletin of Saint Petersburg University. Language and Literature. 2021, 18 (2): 417-431. https://doi.org/10.21638/spbu09.2021.210.
6. Добросклонская Т.Г. Массмедийный дискурс как объект научного описания. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014; 13(184): 181-187. Доступно по: http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/13372/1/Dobrosklonskaya_Masmediynyy.pdf. Ссылка активна на 16.08.2022.
7. Абрамова Е.С. Массмедийный дискурс: сущность и особенности. Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота; 2014. 12 (42). Ч. I: 17-19. Доступно по: https://www.gramota.net/articles/issn_1997-2911_2014_12-1_02.pdf. Ссылка активна на 16.08.2022.
8. Дубских А.И. Массмедиальный дискурс: определение, характеристики, признаки. Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика. 2014; 1: 131-136. Доступно по: https://ru.booksc.xyz/book/33453599/52c123. Ссылка активна на 16.08.2022.
9. Желтухина М.Р. Политический и массмедиальный дискурсы: воздействие – восприятие – интерпретация. Язык, сознание, коммуникация. 2003; 23: 38-51. Доступно по: https://www.philol.msu.ru/~slavphil/books/jsk_23_05zeltuchina.pdf. Ссылка активна на 16.08.2022.
10. Dodds A., Chamberlain K. The problematic messages of nutritional discourse: a case-based critical media analysis. Appetite. 2017, 108: 42-50. https://doi.org/10.1016/j.appet.2016.09.021
11. Шмелева Т.В. Жанр в современной медиасфере. Жанры речи. М., 2012; 8: 26–37. Доступно по: https://jf.spbu.ru/upload/files/file_1354569984_6705.pdf. Ссылка активна на 16.08.2022.
12. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство. 1986: 250-296. Доступно по: https://bookree.org/reader?file=634954. Ссылка активна на 16.08.2022.
13. Чичерина Н.В. Типология медиатекстов как основа формирования медиаграмотности. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007; 9; 47: 159­166. Доступно по: https://ru.booksc.xyz/book/33560658/592fe9. Ссылка активна на 16.08.2022.
14. Коновалова М.В. К вопросу о понятиях медиатекста и медиадискурса. Филология: научные исследования. 2018; 3: 212-219. https://doi.org/ 10.7256/2454-0749.2018.3.26685. Доступно по: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=26685. Ссылка активна на 16.08.2022.
15. Тертычный А.А. Характер применения жанров в современных печатных СМИ. Вопросы теории и практики журналистики. 2012; 2: 106-112. Доступно по: http://jq.bgu.ru/reader/article.aspx?id=16769. Ссылка активна на 16.08.2022.
16. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. М.: Флинта: Наука. 2008. Доступно по: http://www.ffl.msu.ru/research/publications/dobrosklonskaya/dobrosklonskaya-medialingvistika.pdf. Ссылка активна на 16.08.2022.
17. Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи). М.: Едиториал УРСС; 2005. Доступно по: https://superlinguist.ru/lingvistika-teksta-skachat-knigi-besplatno/dobrosklonskaia-t-g-voprosy-izuc.... Ссылка активна на 16.08.2022.
18. Мосесова М.Э., Ширяева Т.А. Вербализация перформативных единиц в англоязычных текстах международных конвенций: морфологический аспект. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2020, 19, 5: 110-121. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2020.5.10
19. Дускаева Л.Р. Диалогическая природа газетных речевых жанров. СПб.: СПбГУ, 2012. Доступно по: http://medialing.spbu.ru/upload/files/file_1394529248_3919.pdf. Ссылка активна на 16.08.2022.
20. Чудинов А.П. Когнитивно-дискурсивное исследование метафоры в текстах СМИ. Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. М.: МГУ, 2004: 175-197. Доступно по: https://istina.msu.ru/media/courses/course/87e/6f9/22836962/Yazyik_SMI_kak_obekt_Chast_2..pdf. Ссылка активна на 16.08.2022.
21. Милетова Е.В., Чалая Ю.П. Процесс метафоризации в дискурсе СМИ (на материале британской газеты The Guardian). Профессиональная коммуникация: актуальные вопросы лингвистики и методики. 2022; 15: 125-134. Доступно по: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48046650. Ссылка активна на 16.08.2022.
22. Солганик Г.Я. Язык СМИ на современном этапе. Мир русского слова. 2010; 2: 21-24. Доступно по: http://mirs.ropryal.ru/full-text/2010-2.pdf. Ссылка активна на 16.08.2022.


Количество показов: 256

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх