Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера



Предисловие выпускающего редактора

Авторы: И.А. Кудряшов



Михаил Михайлович Бахтин сформулировал широкий взгляд на жанры как на конкретные историко-динамические феномены: динамическая ориентация является ключом не только к диалогическому пониманию языка (и в более широком смысле знаков), но и к интеграции семиотического посредничества с социально-историческим описанием формирования индивидов и общества. За последние 30 лет так много было сделано важных теоретических наблюдений о жанрах, однако в настоящий момент все еще можно сказать о них что-то новое. Одновременно описание жанров вызывает определенные трудности, поскольку, с одной стороны, обнаруживается множество фактов и критериев, которые могут предопределять это описание, а с другой стороны, жанры характеризуются меняющейся и синкретичной природой.
Исследования, предлагаемые в данном тематическом выпуске журнала, системно отражают сферу современного жанроведения, жанрового подхода к различным типам дискурса и текста не только с позиции теоретического осмысления, но и прагматического подхода, реализующих многообразие и детализацию трактования понятия «жанр» в отечественных и зарубежных филологических традициях. 
Данный выпуск представляет собой коллективную интерпретацию жанров как генерализированных когнитивных механизмов речепорождения, как универсальных способов лингвистического бытия, манифестирующих широкий репертуар социальных и риторических действий, служащих вместе с тем коммуникативными ресурсами для индивидуального словотворчества.
К числу некоторых объединяющих тенденций, которые последовательно прослеживаются во всех публикациях этого тематического выпуска, можно отнести:
многоаспектное описание отдельно взятого жанра как реализации стремления говорящего субъекта к сохранению баланса между контекстуальными ограничениями и творческим выбором; 
осмысление жанра как прагматической и когнитивной основы для коммуникативного взаимодействия говорящего субъекта и его адресата;
выявление взаимосвязи между жанром как абстрактной категорией и дискурсом / текстом как эмпирическим объектом;
анализ конструктивной роли глобального и локального контекста в функционировании исследуемых жанровых образцов; 
глубокое понимание того, что жанры и жанровые конфигурации развиваются как реакция говорящего субъекта на текущие иллокутивные потребности в заданном контексте коммуникации.
Авторами поднимаются значимые эпистемологические и методологические вопросы теории жанров. Исследователи-жанроведы, чьи труды представлены в выпуске, отслеживают закономерности текстопорождения с точки зрения соответствующих социальных и риторических требований. 
Представленные публикации инклюзируют понятие жанра в широкое исследовательское поле, демонстрируя, как дискурс и текст интерпретируются в глобальных и частных профессиональных контекстах, подчиняясь целям и мотивам разноинституционального речепорождения.
В первом разделе данного выпуска «Прагматический компонент высказывания в разножанровых структурах» отстаивается семиотический взгляд на жанры как системы фундаментально сформированные в целенаправленных социальных действиях представителей творческих и профессиональных сфер.
В статье В.А. Борисенко и М.В. Ласковой, открывающей номер журнала, анализируется специфика стимулирующего и реагирующего выдвижения критериев действенности выражаемых мнений в жанре политического интервью, которые впоследствии ратифицируются целевой аудиторией. Авторы приходят к заключению, что разрабатываемая теоретическая модель должна быть действенной одновременно и для анализа текстов, и для анализа жанров. 
М.В. Ерещенко и Е.Н. Клеменова трактуют реакцию несогласия как прагматическую константу жанра неформального интервью в ситуации спонтанного взаимодействия, моделируемой не столько респондентом, сколько адресантом. Описывается связь между эмпирическим диалогическим текстом и жанром, в формате которого структурирован текст, демонстрируется двойная связь принятия конвенций и адаптации текущих иллокутивных потребностей. 
Лингвокультурологический компонент функционирования жанра дипломатических текстов в терминах речевых стратегий этикетного воздействия говорящего субъекта на адресата исследуется Л.Г. Хоревой. В исследовании обосновывается теоретическое суждение о том, что параметры жанра соотносятся с механизмами своей этикетной текстуальной реализации, которые предполагают манипулирование семиолингвистическими ресурсами текста. Устанавливается, что соответствия между этими параметрами и механизмами не являются прямолинейными, поскольку предполагают замалчивание некоторой актуальной информации.
Во втором разделе «Частные технологии жанрообразования» представлены исследования, в которых авторы явно или косвенно оперируют понятием жанрового маркера, которое, в свою очередь, проливает свет на механизмы текстуальной реализации в процессе создания и интерпретации художественных, теологических и публицистических произведений. 
Дифференциальные признаки и лексико-семантическое наполнение нового концепта метавселенная на материале публицистических текстов СМИ затрагивает центральную проблему когнитивной прагматики, связанную с декодированием контекстуальной семантики, выходящей за рамки узуального лингвистического значения. Для понимания журналистского текста такого рода читатель задействует соответствующие прагматические процедуры, фокусируя внимание на атрибутивной и предикативной сочетаемости имени концепта, следовательно, дополняя, обогащая схематические значения текстового произведения (С.М. Богатова).
Подход к глагольным предикатам как к основе дифференциации различных типов описательных текстов, индикаторов референциального смыслопорождающего пространства, представлен в статье Ю.Н. Варфоломеевой. Автор предлагает разграничивать такие семиолингвистические аспекты организации жанров описательного текста, как тематический, композиционный, интенциональный и интерактивный.
Широкий репертуар ключевых средств формирования и поддержания когезионных связей в жанре теологического текста на обширном языковом материале (М.А. Горбунова) позволяет доказать зависимость жанровых структур, обеспечивающих дискурсивный контекст, который в когнитивном плане фокусирует внимание читателя на целостном семантическом содержании текста, от отношений релевантности между текстом и средствами связности.
В третьем разделе «Генристические признаки медиадискурса» представлен цикл публикаций, проявляющих зависимость успешности восприятия текстов СМИ от социальных фактов, создаваемых этими текстами в формате стандартизированных, типизированных и понятных форм. Языковая составляющая жанров СМИ трактуется как система выбора, с помощью которой автор публикации выражает свой профессиональный опыт, выдвигает суждения в конкретных контекстах и взаимодействует с целевой аудиторией.
Образцы такого типа взаимодействия рассмотрены Ф.Б. Акбаевой на примерах текстов жанров нутриционального дискурса, воспроизводимых в СМИ: на стыке текстологических жанровых исследований и лингвистической прагматики интерпретируется императивное воздействие на аудиторию, направленное на достижение целей, которые англоязычная культура преследует в определенных контекстах. Анализируется макротекстуальная организация и релевантные прагматико-коммуникативные аспекты указанного типа дискурса. 
Проявление синкретизма между жанрами новостных и репортажных текстов прослеживается в работе И.А. Кудряшова и А.А. Бурьяновой. Данные жанры трактуются в качестве своеобразной сферы раздора между стабильностью и динамическими изменениями. 
Конфронтационный характер автономного жанра фейка в СМИ обосновывается как социально значимое пространство борьбы за легитимацию конкретных значений и представлений, идеологическая форма контроля и манипулирования реальностью и участниками актуальных дискурсивных событий (Д.И. Ляшенко и В.Ю. Меликян). Исследование проливает свет на жанровую специфику массмедийного повествования в целом.
Акцент на сопоставительном аспекте анализа при выявлении специфики позитивных образов России и США, репрезентированных в СМИ в разных языковых культурах, поставлен в исследовании Д.В. Парамоновой. Аналитические и новостные публикации интерпретируются автором как жанры, существующие только в отношениях между читателем и текстом. Эти отношения представляют собой динамичную деятельность по восприятию образов политических лидеров, конструируемых в СМИ. 
Специфика номинации новых повседневных реалий посредством аббревиации освещена Н.С. Соловьевой и В.В. Катерминой. Аббревиатуры, по мнению авторов, определяют предсказуемые характеристики Интернет-СМИ и формируют идентичность реализуемых в них жанров.
Исследовательское внимание авторского коллектива (М.А. Чигашева, Ж.Д. Егорова, В.В. Беликов) сосредоточивается на специфике формирования переводческой компетенции магистрантов-международников. Авторы анализируют трудности переводческой деятельности будущих дипломатов и журналистов, направленной на повышение осведомленности о связях между контекстуальными особенностями их соответствующими языковыми реализациями.
В четвертом разделе «Жанровая специфика Интернет-коммуникации» рассматривается, как жанры, функционирующие в компьютерно-опосредованном общении, формируют взгляд пользователей на повседневную реальность. При этом жанр понимается как следствие социальных действий пользователей сети Интернет по конструированию ситуаций с опорой на повторяющиеся коммуникативные и культурные контексты.
В статье А.А. Аслановой исследуется фатический потенциал реагирования в жанре блогов. На основе обширного практического материала доказывается мысль М.М. Бахтина о том, что сложноструктурированные и специализированные тексты различных жанров, несмотря на все то, чем они отличаются от реплик в диалоге, по своей природе являются единицами речевого общения того же рода.
Вариативный репертуар стратегий и тактик, актуальных для сетевой коммуникации в условиях пандемии, анализируется С.Н. Бредихиным. Устанавливается, что коммуникативная цель – это критерий, который позволяет сохранить рамки жанра сетевой кризисной коммуникации. 
Вариативные возможности базовой модели речевого жанра вебинара описываются в следующем изыскании (М.Н. Крылова). Жанр трактуется в качестве действенного инструмента познания и формирования когниций о повседневной реальности. Автор предлагает теоретический взгляд на возможности позитивного взаимодействия данного жанра с процессами обучения в целях развития коммуникативной компетенции детей и взрослых. 
Жанровая специфика нового мультимедиального жанра политической email-рассылки в качестве социально-политического инструмента, используемого представителями Республиканской и Демократической партий США в ходе предвыборных кампаний, рассматривается в аспекте базовых лексико-грамматических категорий модальности, темпоральности и персональности (И.П. Спорова). 
В пятом разделе «Жанры мультимодальной коммуникации» дискурс и текст трактуются как мультимодальные феномены, комбинирующие внутреннюю и внешнюю семиотику. Мультимодальные жанровые системы формируются в разнообразных действиях и артефактах, вовлеченных в траектории опосредованной деятельности – не только в производстве, представлении, распространении и приеме сообщений, но и в профессиональной деятельности и социализации говорящего субъекта и его адресата.
В статье О.Д. Прасоловой и С.Ю. Павлиной на материале кинематографического текста исследуется система вербальных и невербальных кодов моделирования модальных смыслов, выявляющих авторские эмоционально-чувственные реакции на стимулы, поступающие из окружающей повседневной реальности. Мультимодальность рассматривается в качестве рутинного измерения жанрового функционирования языка, поскольку высказывания инициируются исключительно в воплощенных, материальных, мультисенсорных и мультисемиотических мирах.
Жанровая специфика виртуальной экскурсии в синхронной или асинхронной онлайн-коммуникации анализируется Л.Ю. Щипициной. Полученные результаты проливают свет на специфику мультимодального Интернет-жанра как синкретизма признаков традиционных жанров и современных цифровых технологий.
Исследование жанров, представленных в публикациях тематического выпуска, осуществляется через совокупность параметров, которые на эмпирическом уровне текста могут принимать дифференцированную форму, составляя то, что определяется как механизмы текстовой реализации. Эти механизмы функционируют в качестве жанровых маркеров в той мере, в какой они позволяют идентифицировать рассматриваемый жанр в ситуации восприятия и интерпретации текста.
Лингвистам и филологам предстоит продолжать с любопытством наблюдать за бесконечным текстовым миром, который нас окружает. И только эта необходимая эмпирическая работа с текстами разных жанров сможет убедительно подтвердить эффективность исследований, представленных в данном тематическом выпуске нашего журнала.

И.А. Кудряшов 

PDF (RUS)

Язык: русский




Количество показов: 398

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх