Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 81’42:659.1
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-2-192-205

Роль визуального компонента в создании стилистических фигур речи на плакатах социальной рекламы

Авторы: Анисимова Т.В., Чубай С.А. 


Получена: 13.04.2022 Принята: 28.04.2022 Опубликована онлайн: 25.06.2022

Резюме: Статья посвящена описанию состава средств выразительности, традиционно считавшихся сугубо вербальными, но используемых в социальной рекламе в визуальной и вербально-визуальной форме. Целью работы является установление степени распространенности вербальной и визуальной форм традиционных видов фигур в современной социальной рекламы и описание их роли в реализации замысла автора. Актуальность исследования обусловлена усилением интереса к изучению поликодовых текстов и формированием визуальной стилистики текста. Материалом послужили 4000 плакатов экологической тематики, собранные из различных медиабанков сети Интернет методом сплошной выборки. Авторы приходят к выводу, что только в визуальной форме в экологической рекламе используются контаминация и градация. Контаминация состоит в объединении частей разных изображений в единый образ, не получающий однако общего наименования. Градация строится на контрарных отношениях, с ее помощью показывают в динамике превращение одних предметов или состояний в другие. К вербально-визуальным приемам отнесены антитеза, параллелизм, амфиболия. Антитезы часто строятся на контекстуальных антонимах, конкретизируемых благодаря наличию изображения, причем в некоторых случаях такие антитезы квалифицируются как квазилогические. Параллелизм может быть представлен как вербальными, так и сугубо визуальными формами в виде помещения на один плакат двух похожих по содержанию картинок. С помощью амфиболии слогану придается парадоксальное значение, поскольку визуальный и вербальный ряды вступают в противоречие. Наконец, только в вербальной форме используются эллипсис и анафора. Эллипсис делает текст плаката максимально кратким, энергичным и удобным для быстрого прочтения. Анафора позволяет подчеркнуть тот элемент слогана, который несет основную смысловую нагрузку. Остальные типы стилистических фигур (инверсия, кольцо, хиазм и т.п.) встречаются в экологической социальной рекламе довольно редко и в целом не влияют на характер ее образной системы.


Ключевые слова: социальная реклама, стилистические фигуры, антитеза, контаминация, градация, параллелизм, амфиболия, эллипсис, анафора. 

Для цитирования: Анисимова Т.В., Чубай С.А. Роль визуального компонента в создании стилистических фигур речи на плакатах социальной рекламы. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. № 2. С. 192–205.

For citation: Anisimova T.V., Chubay S.A. Stylistic Devices on Social Advertising Posters: Verbal and Visual Means. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2022, no 2, рр. 192–205. (In Russ.).

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

Т.В. Анисимова1*, С.А. Чубай2
1Калининградский филиал Санкт-Петербургского университета МВД РФ,
236006, Российская Федерация, Калининград, ул. Генерала Галицкого, 30;
ORCID ID: 0000-0003-1654-7783;
2Волгоградский государственный университет,
400062, Волгоград Российская Федерация, Волгоград, пр. Университетский, 100;
ORCID ID: 0000-0002-3660-8267;
*e-mail: atvritor@yandex.ru


Список литературы:
1. Гусев C.C. Наука и метафора. Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1984. ISBN 5-1574694-А. 
2. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.: Петрополис, 1998. ISBN 5-86708-114-1. 
3. Савчук В.В. Философия фотографии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. ISBN 5-288-03569-5.
4. Инишев И.Н. «Иконический поворот» в науках о культуре и обществе. Логос. 2012; 1(85): 184–211. Доступно по: http://www.intelros.ru/pdf/logos/2012_1/6.pdf. Ссылка активна на 16.05. 2022.
5. Смирнова Н.Е. Синтез логико-вербального и визуального мышления в контексте визуального. Гуманитарный вектор. 2020; Т.15: 2:95–103. https://doi.org/10.21209/1996-7853-2020-15-2-95-103. Доступно по: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42736777_86172006.pdf. Ссылка активна на 16.05. 2022.
6. Вознесенский И.С. Визуальный поворот в раскрытии смыслов времени. Власть истории и история власти. 2020; Т.6: 4(22): 572–584. 
7. Pauwels L. Visual Sociology Reframed: An Analytical Synthesis and Discussion of Visual Methods in Social and Cultural Research. Sociological Methods and Research. 2010; 38(4): 545–581. https://doi.org/ 10.1177/0049124110366233.
8. Ленкова Т.А. Комплексная медиаметафора как результат эволюции – от вербальности к визуальности. Инновации. Наука. Образование. 2020; 19: 769–778. Доступно по: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44075991_52954842.pdf. Ссылка активна на 16.05. 2022.
9. Чернявская В.Е. Визуальность в социокультурной проекции. Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2021; № 2(28): 96–109. https://doi.org/10.23951/2312-7899-2021-2-96-109. Доступно по: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_45596348_32321145.pdf. Ссылка активна на 16.05. 2022.
10. Stocchetti M, Kukkonen K. (eds). Images in Use: Towards the Critical Analysis of Visual Communication. Amsterdam/Philadelphia. PA: John Benjamins. 2011. 
11. Добросклонская Т.Г. Методы анализа видео-вербальных текстов. Медиалингвистика. 2016; 2(12): 13–25. 
12. Каменева В.А., Рабкина Н.В., Араева Л.А., Горбачева О.Н. К вопросу о терминологическом аппарате визуальной стилистики текста: визуальные стилистические средства в социальной рекламе. Политическая лингвистика. 2018; 3(69): 96–105. https://doi.org/10.26170/pl18-03-13. Доступно по: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35216083_29823129.pdf. Ссылка активна на 16.05. 2022.
13. Рапуто А.Г. Дескриптивное моделирование образного мышления при репрезентации дидактических объектов. Ученые записки ИИО РАО. М., 2011; Вып. 34: 114–115. 
14. Уварова Е.А. Иконический компонент поликодового медиатекста и его стилистический потенциал. Преподаватель ХХI век. 2020; 2–2: 380–392. https://doi.org/10.31862/2073-9613-2020-2-380-392. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/ikonicheskiy-komponent-polikodovogo-mediateksta-i-ego-stilistiches.... Ссылка активна на 16.05. 2022.
15. Beasley R, Danesi M. Persuasive Signs: the Semiotic of Advertising. Berlin: Moutor de Gruyter, 2002. 
16. Тошович Б. Семантика, стилистика и поэтика графодеривации. Труды института русского языка им. В.В. Виноградова, 2019: 19: 27–35. Доступно по: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41241569_81688210.pdf. Ссылка активна на 16.05. 2022.
17. Волкова А.В., Милованова А.Д., Петрова Е.Н. Особенности социальной экологической рекламы как механизма формирования экологической культуры населения. Успехи современного естествознания, 2020: 7: 83–88. https://doi.org/ 10.17513/use.37436. Доступно по: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_43716888_30818765.pdf. Ссылка активна на 16.05. 2022.
18. Анисимова Т.В., Чубай С.А. Риторика социальной рекламы: монография. Волгоград, 2019. Доступно по: http://scipro.ru/conf/rhetoric.pdf. Ссылка активна на 16.05. 2022.
19. Пекарская И.В. О существующих типологиях стилистических фигур (аналитический обзор). Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. 2017; № 21: 83–95. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/o-suschestvuyuschih-tipologiyah-stilisticheskih-figur-analitichesk.... Ссылка активна на 16.05. 2022.
20. Рацибурская Л.В. Поликодовость в медийном словотворчестве как средство речевого воздействия. Труды института русского языка им. В.В. Виноградова. 2019; № 19: 215–222. Доступно по: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41241597_37262246.pdf. Ссылка активна на 16.05. 2022.
21. Анисимова Т.В., Пригарина Н.К., Чубай С.А. Блендинг как прием повышения эффективности социальной рекламы. Вестник Волгоградского гос. университета. Серия 2: Языкознание. 2022; 1: 30–43. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.22.1.3. Доступно по: https://l.jvolsu.com/index.php/ru/component/attachments/download/2539. Ссылка активна на 16.05. 2022.
22. Корниенко О.А. Игра слов, каламбур, парономазия, амфиболия: к проблеме определения и дифференциации понятий в литературоведческом аспекте. Вісник Одеського національного університету. Філологія. 2013; Т. 18. №1(5): 33–48. Доступно по: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_24100228_61695840.pdf. Ссылка активна на 16.05. 2022.
23. Кулешова А.В. Внутренняя семантика контраста: категориально-логический подход. Вестник Российского нового ун-та. Серия: Человек в современном мире. 2018; № 4: 144–151. https://doi.org/10.25586/RNU.V925X.18.04.P.144. Доступно по: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36731725_36763741.pdf. Ссылка активна на 16.05.2022.
24. Ухова Л.В. Использование риторических фигур в текстах печатной рекламы: к вопросу об эффективности коммуникации. Вестник Ленинградского гос. ун-та им. А.С. Пушкина. 2011; Т. 7. № 4: 96–106. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-ritoricheskih-figur-v-tekstah-pechatnoy-reklamy-k-vop.... Ссылка активна на 16.05. 2022.


Количество показов: 323

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх