Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 81
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-2-166-176

Языковая способность как фактор коммуникативного поведения в интернет-пространстве: экспериментальное исследование

Авторы: Абдульмянова Д.Р. 


Получена: 26.04.22 Принята: 12.05.22 Опубликована онлайн: 25.06.22

Резюме: В статье рассматривается возможность описания языковой способности как одного из ключевых адаптационных механизмов участника коммуникативного взаимодействия в интернет-коммуникации. Теоретическую базу исследования сформировала аутопоэтическая теория, опора на которую позволяет моделировать интернет-коммуникацию как взаимодействие между участником коммуникативного взаимодействия и его средой. Как представляется, процесс адаптации, его направленность и характер во многом определяются адаптационными механизмами, которые задействует участник коммуникативного поведения, в частности, языковой способностью. Получая стимулы от среды, коммуникант выбирает стратегию ответной реакции в зависимости от выстроенной ею иерархии факторов, затем задействует один или несколько адаптационных механизмов для ее реализации. Языковая способность участника коммуникативного взаимодействия играет значимую роль как в процессе восприятия и понимания исходного сообщения, так и при формулировании ответного речевого действия, ввиду чего представляется релевантным изучить особенности поведения субъектов коммуникативного поведения с заданным уровнем языковой способности и выявить закономерности их коммуникативного поведения. В настоящей статье выдвигается рабочая гипотеза о влиянии языковой способности на восприятие и дальнейшее поведение участников интернет-общения, описывается проведенный эксперимент, направленный на выявление специфики влияния языковой способности на коммуникативное поведение. В экспериментальном исследовании приняли участие русскоязычные билингвы и носители английского языка. В ходе исследования были выявлены некоторые особенности влияния уровня языковой способности на восприятие и понимание исходного сообщения, а также на выбор стратегии для ответной реакции. Выявленные различия представляются культурно-обусловленными, что подтверждает выдвинутую гипотезу и выступает в качестве основания для дальнейшего изучения этого вопроса.


Ключевые слова: теория аутопоэза; коммуникант; коммуникативное поведение; интернет-коммуникация; адаптация; языковая способность; эксперимент.

Для цитирования:  Абдульмянова Д.Р. Языковая способность как фактор коммуникативного поведения в интернет-пространстве: экспериментальное исследование. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. № 2. С. 166–176.

For citation: ndings of Experimental Research. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2022, no 2, pp. 166–176. (In Russ.).

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

Д.Р. Абдульмянова
 Московский городской педагогический университет,
129226, Российская Федерация, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4;
ORCID ID: 0000-0001-8579-7343


Список литературы:
1. Щепилова А.В., Сулейманова О.А., Фомина М.А., Водяницкая А.А. Учет фактора адресата в современном образовательном дискурсе. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2017; 3 (27): 68-82. Доступно по: https://vestnik-filologiya-lingvodidaktika.mgpu.ru/wp-content/uploads/sites/6/2021/09/557.pdf. Ссылка активна на 07.05.2022.
2. Абдульмянова (Газиева) Д.Р. Анализ восприятия целостного коммуникативного события носителями английского и русского языков. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014; 12 (2): 21-26. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-vospriyatiya-tselostnogo-kommunikativnogo-sobytiya-nositely.... Ссылка активна на 07.05.2022.
3. Zheltukhina MR, Biryukova EV, Gerasimova SA. Modern media advertising: effective directions of influence in business and political communication / Man in India. 2017; 97 (14): 207-215. Available at: https://serialsjournals.com/abstract/11584_18.pdf. Accessed May 07, 2022.
4. Pluzhnikova NN, Korableva EV, Bokova TN. Intelligence and technology: The problem of interaction / Inteligencia y tecnología: Un problema de interacción. 2018; 39 (38): 20-27. Available at: http://www.revistaespacios.com/a18v39n38/a18v39n38p20.pdf. Accessed May 07, 2022.
5. Абдульмянова (Газиева) Д.Р. Исследование динамических параметров интернет-коммуникации: языковая способность (по результатам эксперимента). Вестник КемГУ. 2015; 3 (63): 146-151. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-dinamicheskih-parametrov-internet-kommunikatsii-yazyk.... Ссылка активна на 07.05.2022.
6. Дискурс как универсальная матрица вербального взаимодействия: монография / Д.Д. Холодова, Г.Н. Манаенко, С.Н. Плотникова [и др.]; отв. ред. О.А. Сулейманова. М.: Ленанд; 2018: 320. Доступно по: https://search.rsl.ru/ru/record/01009495555. Ссылка активна на 07.05.2022. 
7. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл; 1997: 287. Доступно по: https://search.rsl.ru/ru/record/01002598431. Ссылка активна на 07.05.2022.
8. Chomsky N. Aspects of the theory of syntax. Cambridge, Mass.: M.I.T. Press; 1985: 251. DOI: https://doi.org/10.21236/ad0616323.
9. Lenneberg EH. The biological foundations of language. New York: Wiley; 1967: 489. DOI: https://doi.org/10.1080/21548331.1967.11707799
10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат; 1975: 304. Доступно по: https://search.rsl.ru/ru/record/01007661707. Ссылка активна на 07.05.2022.
11. Лурия А.Р. Язык и сознание. М: Изд-во Моск. ун-та; 1979: 320. DOI: https://doi.org/10.1017/cbo9780511606366.004.
12. Мацкевич К.О. Восприятие и понимание текста на иностранном языке в процессе обучения чтению. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013; 5-1(23): 104-106. Доступно по: https://www.gramota.net/articles/issn_1997-2911_2013_5-1_25.pdf. Ссылка активна на 07.05.2022.
13. Maturana HR. Autopoiesis and Cognition. Dordrecht, Holland: D. Reidel; 1980: 13-90. DOI: https://doi.org/10.1007/978-94-009-8947-4.
14. Современные парадигмы языкознания: монография / В.А. Пищальникова, А.Г. Сонин, М.К. Тимофеева. М.: АСОУ, ИНИОН РАН; 2010: 69. Доступно по: https://search.rsl.ru/ru/record/01004834251. Ссылка активна на 07.05.2022.
15. Ivanova V, Tivyaeva I. Teaching foreign languages in Soviet and present-day Russia: A comparison of two systems. Zbornik Instituta za Pedagoska Istrazivanja. 2015; 47 (2): 305-324. DOI: https://doi.org/10.2298/zipi1502305i
16. Сулейманова О.А., Фомина М.А., Тивьяева И.В. Принципы и методы лингвистических исследований. М.: Языки Народов Мира; 2020: 352. Доступно по: https://search.rsl.ru/ru/record/01005427655. Ссылка активна на 07.05.2022.
17. Абдульмянова И.Р. Формирование профессионального тезауруса личности как цель профессионального образования. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010; 2 (92): 36-39. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnogo-tezaurusa-lichnosti-kak-tsel-profess.... Ссылка активна на 07.05.2022.
18. Parsons T. Theories of society. Foundations of Modern Sociological Theory. New York: Academic Press; 1961: 682. Available at: https://archive.org/details/theoriesofsociet01pars/page/n9/mode/2up. Accessed May 07, 2022.
19. Schwartz SH. Individualism-collectivism: Critique and proposed refinements. Journal of Cross-Cultural Psychology. 1990; 21 (2): 139-157. DOI: https://doi.org/10.1177/0022022190212001


Количество показов: 279

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх