Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 82`22:808.5
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-2-143-152

Статистическое представление волатильности научного интереса к категории персуазивности как объекту лингвистических исследований

Авторы: Кислицына Н.Н., Секрет К.А. 


Получена: 04.04.2022 Принята: 27.04.2022 Опубликована онлайн: 25.06.2022

Резюме: В статье представлены результаты исследования категории персуазивности в академических лингвистических трудах. Персуазивность рассматривается в настоящей работе как свойство дискурса, реализующееся посредством вербального воздействия на сознание адресата с целью изменения его мировоззренческих установок. Актуальность исследования обусловлена возрастающим интересом научного сообщества к персуазивному потенциалу дискурса и механизмам вербального воздействия на целевую аудиторию, а также исключительной важностью изучения тактик и стратегий персуазивного воздействия, нацеленных на склонение реципиента информации к разделению точки зрения адресанта. Анализ исследовательских работ показал, что, несмотря на существование различных подходов к трактовке термина «персуазивность» и вытекающих отсюда различий в методических подходах к изучению явления, обозначенного данным термином, универсальный смысл понятия «персуазивность» в лингвистическом аспекте может быть сведен к идее, согласно которой «персуазивность» определяется как манипулятивное использование языковых средств и приемов, направленное на усиление приведенных адресантом аргументов. Цель настоящей работы заключается в выявлении и системном представлении динамики исследования категории персуазивности в научных лингвистических трудах. Исследование проводилось на основе материалов электронной научной библиотеки диссертаций и авторефератов «DisserCat». В результате целенаправленной выборки были каталогизированы и проанализированы 118 диссертационных работ, размещенных в период 2000-2021 гг. и посвященных изучению реализации категории персуазивности в дискурсе. Полученные результаты позволили рассмотреть и обобщить различные подходы к исследованию специфики реализации категории персуазивности в современной лингвистике, определить динамику и векторность интереса к изучаемому явлению. В качестве методов исследования были применены метод целенаправленной выборки, качественный анализ, количественный анализ, контент-анализ, статистическое наблюдение и обработка текстов выборки с последующим визуализированием, осуществленным с помощью программы Microsoft Оffice Excel. Количественно-хронологический анализ отобранных работ, посвященных изучению категории персуазивности, позволяет сделать вывод о том, что интерес к изучению реализации категории персуазивности не только не теряет своей актуальности, но с прогностической точки зрения следует ожидать значительного повышения спроса на проведение научных исследований в данном направлении.

Ключевые слова: категория персуазивности, манипулятивные технологии, дискурс, ментальное взаимодействие.

Для цитирования: Кислицына Н.Н., Секрет К.А. Статистическое представление волатильности научного интереса к категории персуазивности как объекту лингвистических исследований. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. № 2. С. 143–152.

For citation: Kislitsyna N.N., Secret K.A. Statistical Representation of the Volatility of Scientific Interest in the Category of Persuasiveness as a Subject of the Linguistic Research. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2022, no 2, pp. 143–152. (In Russ.).

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

Н.Н. Кислицына 1, К.А. Секрет 2*
1Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского; 
295007, Российская Федерация, Республика Крым, Симферополь, 
пр-т Академика Вернадского, д. 4; 
1ORCID ID: 0000-0001-7360-5770
2Севастопольский государственный университет; 
299053, Российская Федерация, Республика Крым, Севастополь, ул. Университетская, 33; 
2ORCID ID: 0000-0002-6347-273X;
*e-mail: poloskova.v@gmail.com


Список литературы:
1. Baig FZ, Yousaf W, Aazam F, Shamshad S, Fida I, Aslam MZ. Power, ideology and identity in digital literacy: a sociolinguistic study. International Journal of English Linguistics. 2019; 9(2):252-264. https://doi.org/10.5539/ijel.v9n4p252
2. Khalil U, Islam M, Chattha SA, Qazalbash F. Persuasion and Political Discourse: A Critical Discourse Analysis of Imran Khan’s Election Speech (2013). Pakistan Vision. 2017; 18(2):193-210. Доступно по: https://www.academia.edu/36203673/Persuasion_and_Political_Discourse_A_Critical_Discourse_Analysis_o.... Ссылка активна на: 26.05.2022.
3. Cook VJ. Evidence for multicompetence. Language Learning. 1992; 42(4):557-591. https://doi.org/10.1111/j.1467-1770.1992.tb01044.x
4. Atkins M, Brown G. Effective Teaching in Higher Education (1st ed.). London: Routledge; 1988. Доступно по: http://elearning.fit.hcmup.edu.vn/~longld/References%20for%20TeachingMethod&EduTechnology%20.... Ссылка активна на: 25.05.2022.
5. Чернявская В.Е. Дискурс власти и власть дискурса. Проблемы речевого воздействия. М.: Наука; 2014. Доступно по: https://www.studmed.ru/view/chernyavskaya-ve-diskurs-vlasti-i-vlast-diskursa_f9bc9ef93f1.html. Ссылка активна на: 25.05.2022.
6. Aristotle The art of rhetoric. Cambridge, MA: Harvard University Press. 1926. Доступно по: https://lyasse-online.ru/upload/fragments/a4.pdf/352812.a4. pdf. Ссылка активна на: 25.05.2022.
7. Виноградова С.М. Психология массовой коммуникации. М.: Юрайт; 2014. Доступно по: https://urss.ru/PDF/add_ru/178938-1.pdf. Ссылка активна на: 25.05.2022.
8. Голоднов А.В. Лингвопрагматические особенности персуазивной коммуникации (на примере современной немецкоязычной рекламы). Санкт-Петербург; 2003. Доступно по: https://www.dissercat.com/content/lingvopragmaticheskie-osobennosti-persuazivnoi-kommunikatsii-na-pr.... Ссылка активна на: 25.05.2022.
9. Рыбка К.В. Теоретико-методологические основы персуазивности как онтологической категории современного рекламного дискурса. Филологический аспект. 2019; 4(48):144-150. Доступно по: http://catcut.net/JNnB. Ссылка активна на: 25.05.2022. 
10. Хутыз И.П., Колчевская В.А. Персуазивность: специфика феномена в некоторых типах институционального дискурса. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018; 2(80):391-394. https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-2-2.44
11. Желтухина М.Р. Тропологическая суггестивность массмедиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке сми. Волгоград; 2003. Доступно по: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_002371177/. Ссылка активна на: 25.05.2022.
12. Labrador B, Ramon N, Alaiz-Moreton H, Sanjurjo-Gonzalez H. Rhetorical structure and persuasive language in the subgenre of online advertisements. English Specif Purp. 2014; 34:38-47. https://doi.org/10.1016/j.esp.2013.10.002
13. Кислицына Н.Н. Стилистические приемы как инструмент когнитивного моделирования сознания. Балтийский гуманитарный журнал. 2019; 1(26):82-85. https://doi.org/10.26140/bgz3-2019-0801-0019.
14. Perloff RM. The Dynamics of Persuasion: Communication and Attitudes in the 21st Century, Second Edition, Lawrence Erlbaum Associates Publishers. 2003. Доступно по: http://staffnew.uny.ac.id/upload/132310007/pendidikan/e-book-dinamic-persuasive.pdf. Ссылка активна на: 25.05.2022.
15. Romanova ID, Smirnova IV. Persuasive techniques in advertising. Training, Language and Culture. 2019; 3(2):55-70. https://doi.org/10.29366/2019tlc.3.2.4
16. Hong W, Yu Z, Wu L, Pu X. Influencing factors of the persuasiveness of online reviews considering persuasion methods. Electronic Commerce Research and Applications. 2020; 39:100912. https://doi.org/10.1016/j.elerap.2019.100912
17. Кислицына Н.Н. К вопросу о манипулятивных технологиях в новостных блоках в СМИ: лингвистический аспект. 2019; 99-103. Доступно по: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37058485. Ссылка активна на: 25.05.2022.
18. Hatim B, Mason I. Discourse and the translator. London and New York: Lomgman; 1990. Доступно по: https://letra.fflch.usp.br/sites/letra.fflch.usp.br/files/inline-files/discourse%20and%20the%20trans.... Ссылка активна на: 25.05.2022.
19. Petty RE, Cacioppo JT. Issue involvement can increase or decrease persuasion by enhancing message-relevant cognitive responses. Journal of Personality and Social Psychology. 1979; 37(10):1915-1926. https://doi.org/10.1037/0022-3514.37.10.1915
20. Krishnan BC, Dutta S, Jha S. Effectiveness of exaggerated advertised reference prices: the role of decision time pressure. Journal of retailing. 2013; 1(89):105-113. https://doi.org/10.1016/j.jretai.2012.11.001
21. Yi X, Shen X, Lu W., Chan TS, Chung FLK. Persuasion driven influence analysis in online social networks. 2016; 4451-4456. https://doi.org/10.1109/IJCNN.2016.7727782
22. Yang SF. An eye-tracking study of the Elaboration Likelihood Model in online shopping. Electronic commerce research and applications. 2015; 4(14):233-240. https://doi.org/10.1016/j.elerap.2014.11.007


Количество показов: 244

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх