Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 81’373.43
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-1-207-217

Функционирование прецедентных феноменов советского происхождения в англоязычной массовой коммуникации

Авторы: Е.В. Дзюба, Ю.В. Рогозинникова


Получена: 21.01.2022 Принята: 10.02.2022 Опубликована онлайн: 25.03.2022

Резюме: В статье рассматриваются технологии и механизмы создания поликодового англоязычного текста рекламного характера посредством включения в него прецедентных феноменов советского происхождения. Цель работы — анализ прецедентных феноменов советского происхождения в англоязычных поликодовых текстах с лингвоаксиологической, лингвопрагматической и отчасти лингвокогнитивной точек зрения, а также с позиции текстовой организации. Определяется специфика вербальных и невербальных элементов, участвующих в создании поликодовых текстов в разных жанрах коммерческой рекламы товаров массового потребления и политической рекламы / антирекламы (политический плакат). На примере двух англоязычных поликодовых текстов с прецедентными образами и вербальными идеологемами советского происхождения продемонстрирована методика комплексного анализа поликодового рекламного текста. Отмечаются функции включения прецедентного образа советского происхождения в поликодовый текст, рассчитанный на массовую аудиторию. Подчеркивается аксиологическая семантика сниженности и ироничности, обусловленные крайне критическим отношением к коммунистической идеологии в англоязычном пространстве. Формулируется вывод о специфике употребления образов советского происхождения в текстах разных дискурсов. В рекламном поликодовом тексте прецеденты позволяют привлечь внимание к товару (аттрактивная функция) и внушить идею доступности товара массам (сигнализирующая функция). Одновременно наблюдается обесценивание культовых в советскую эпоху идеологем, снижение коммунистических символов до образов гастрономической, кулинарной сферы. В политическом плакате присутствие прецедентных «советизмов» и идеологем служит средством формирования идеологического контекста для политика (сигнализирующая функция) и выражения определенного оценочно заряженного отношения к политическому деятелю (аксиологическая функция). Определяются механизмы формирования поликодовых текстов с включением прецедентных феноменов советского происхождения, обусловленные спецификой их функционирования в разных сферах массовой коммуникации.

Ключевые слова: массовая коммуникация, прецедентный феномен, коммерческая реклама, политическая реклама, политическая антиреклама, политический плакат, англоязычный поликодовый текст, политоним, аксиология советизмов в массовой коммуникации.

Для цитирования:  Дзюба Е.В., Рогозинникова Ю.В. Функционирование прецедентных феноменов советского происхождения в англоязычной массовой коммуникации. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. №1. С. 207–217.

For citation: Dzyuba E.V., Rogozinnikova Yu.V. Functioning of Precedent Phenomena of Soviet Origin in English Mass-Communication. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2021, no 1, pp. 207–217 (In Russ.).

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

Е.В. Дзюба1*, Ю.В. Рогозинникова2
1Уральский государственный педагогический университет; 
620017, Екатеринбург, Российская Федерация, ул. Космонавтов, 26;
ORCID ID1: 0000-0002-3833-516X;
Scopus Author ID1: 56998786000;
2Государственный аграрный университет Северного Зауралья; 
625041, Тюмень, Российская Федерация, ул. Республики, 7;
ORCID ID2: 0000-0002-6942-8430;
*e-mail: ev_dziuba@uspu.me


Список литературы:
1. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. КомКнига; 2010. 264. ISBN 9/8-5-382-01071-7.
2. Захаренко И.В. Прецедентное имя и прецедентное высказывание как символы прецедентных феноменов. Филология; 1997. 82-103.
3. Назарова Р.З. К вопросу о людической функции прецедентных феноменов. Вестник Саратовского университета. 2017;17-1:29-32.
4. Стародубова О.Ю. Прецедентный феномен как лингвистический механизм диалога культур. Диалог культур и цивилизаций. 2019.327-333.
5. Красных В.В. Система прецедентных феноменов в контексте современных исследований. Язык, сознание, коммуникация. 1997;6-12.
6. Высоцкая И.В. Спорные вопросы теории прецедентности. Критика и семиотика. 2013;1(18):117-137.
7. Мардиева Л.А. Механизмы воздействия прецедентных визуальных феноменов на сознание читателей. Филология и культура. 2012;1(27):42-48.
8. Шкредова М.И. Проблема разграничения понятий «Советизмы», «Идеологемы» и «Интернационализмы». Russian Journal of Education and Psychology. 2013;3(23):26. Доступно по: https://doi.org/10.12731/2218-7405-2013-3-29.
9. Никифорова А.М. Цвет как элемент «Визуальной политики». Политическая лингвистика. 2011;4:236–240.
10. Кудрина Н.А. Прецедентное знание как основа научной концептуализации. Когнитивные исследования языка. 2011;8:206-208 
11. Душенко К.В. Красное и белое: Из истории политического языка. Под общ. ред. О. В. Кулешовой. М.: ИНИОН РАН; 2018. 307. ISBN 978-5-248-00879-7.
12. Мартов Л. Красное знамя в России: Очерк истории рус. рабочего движения. Доступно по: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/54167-martov-l-krasnoe-znamya-v-rossii-ocherk-istorii-russkogo-rabocheg...
13. Купина Н.А. Тоталитарный язык: Словарь и речевые реакции. Изд-во Урал, ун-та. ЗУУНЦ; 1995. 144. ISBN 9785752505119.
14. Дмитриева А.В. Роль прецедентных имен в трансляции антиценностей в текстах российской политической рекламы. Политическая лингвистика. 2021;3(87):74–86. Доступно по: https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_03_07.
15. Аникаева А.А. Конструктивизм как концепция стилеобразования в дизайне печатной рекламы. Вестник Костромского государственного университета. 2011;2:146–150.
16. Соколова О.В. Влияние супрематизма и конструктивизма на структуру плаката в рекламе и PR. Критика и семиотика. 2014;2:202–219.
17. Wilcox R. A., Whitham E. M. The Symbol of Modern Medicine: Why One Snake is More than Two. Annals of Internal Medicine. 2003;138(8).673-677. Доступно по: https://doi.org/10.7326/0003-4819-138-8-2000304150-00016
18. Friedlandr W. J. The Dolden Wand of Medicine: A History of the Caduceus Symbol in Medicine. Greenwood Press; 1992. ISBN 0-313-28023-1. OCLC 24246627.
19. Зубарева А.В. Онимы в интернет-коммуникации: новые явления и функции. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021; 1: 120-136. Доступно по: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2021-1-120-136.
20. Мухаметшина Д.Р., Данилова Ю.Ю. Политические советские плакаты и современные мультимодальные тексты: когнитивный опыт в процессе восприятия и категоризации действительности. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021;4:90-103. Доступно по: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2021-4-90-103
21. Дмитриева А.В. Прецедентные имена инокультурных реалий в дискурсе российской политической рекламы. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021;1;32-47. Доступно по: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2021-1-32-47.


Количество показов: 228

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх