Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 81’42
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-1-117-130

Лингвокреативность в дискурсе электронных СМИ: средства и методы

Авторы: Литвишко О.М., Руденко Н.С., Чалая Ю.П.


Получена: 19.01.2022 Принята: 04.02.2022 Опубликована онлайн: 25.03.2022

Резюме: Настоящая статья посвящена анализу средств вербализации категории лингвокреативности в дискурсе электронных СМИ. Ставя перед собой задачу выявления и аналитического описания данных средств, реализуемых при помощи приемов различных уровней языка, авторы статьи указывают на целесообразность использования целого комплекса исследовательских методов, в частности, контент-анализа, описательного метода, семиотического метода, метода классификации, с целью идентификации, анализа, классификации, выделенных в текстах лексических, графических, грамматических и стилистических приемов и выявления наиболее часто используемых средств актуализации линвокреативности в дискурсе электронных СМИ. Приводится обзор подходов к исследованию электронных СМИ, особо подчеркивается их значимость в современном мире как достоверных источников информации. Авторы также указывают на междисциплинарный характер и многогранность категории лингвистической креативности, что подразумевает деятельностный, мыслительный и коммуникативный аспекты. Материалом исследования послужили тексты интернет рассылок, посвященных актуальной теме пандемии коронавируса. В результате проведенного анализа фактического материала авторы приходят к заключению о том, что типичными для дискурса электронных СМИ средствами актуализации категории лингвокреативности являются вербальные и невербальные механизмы создания психоэмоционального эффекта, в частности, лексические, грамматические, стилистические и графические средства; лексические единицы конкретных предметных областей – медицины, телекоммуникационных технологий, используемые в трансформированном значении, что достигается путем применения широкого диапазона стилистических средств выразительности; визуальные элементы, которые помогают выявить имплицитные смыслы и подтексты, заложенные в текстах; лексические девиации, функционирующие в качестве окказионализмов, как дополнительный фактор привлечения внимания к информации, представленной в текстах.

Статья подготовлена по результатам обсуждения доклада на IV Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии и креативность в исследовании и преподавании иностранных языков и культур»

Ключевые слова: грамматические приемы, графические приемы, лексема «коронавирус», лексические приемы, лингвокреативность, медиадискурс, стилистические тропы, электронные СМИ, фейковые рассылки, языковая игра, языковое творчество.

Для цитирования: Литвишко О.М., Руденко Н.С., Чалая Ю.П. Лингвокреативность в дискурсе электронных СМИ: средства и методы Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. №1. С. 117–130.

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

Литвишко О.М.1*, Руденко Н.С.2, Чалая Ю.П.3,
1Пятигорский государственный университет, 
357532, Пятигорск, Российская Федерация, Пр. Калинина, 9;
1ORCID ID: 0000-0001-8430-8501; Researcher ID: ABC-9290-2020;
Scopus Author ID: 57224895519;
2, 3 Севастопольский государственный университет,
299053, Севастополь, Российская Федерация, ул. Университетская, 33;
2ORCID ID: 0000-0002-4612-7619;
3ORCID ID: 0000-0003-3146-429Х;
* e-mail: olitvishko@yandex.ru


Список литературы:
1. Медиапотребление в России-2020. Исследовательский центр «Делойт» в СНГ. Доступно по: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/technology-media-telecommunications/russ.... Ссылка активна на 20.10.2021.
2. Медиапотребление в России-2021. Исследовательский центр «Делойт» в СНГ. Доступно по: https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/technology-media-and-telecommunications/articles/mediaconsumpt.... Ссылка активна на 20.10.2021.
3. Ремчукова Е.Н. Массовый лингвокреатив: преодоление стандарта. Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2013; 2:83-89. 
4. Зыкова И.В. Методологические векторы изучения лингвистической креативности в кинодискурсе. Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива (выпуск 29). 2020; 2:23-36. https://doi.org/10.26170/ufv20-02-02
5. Соколова О.В. Дискурс-«логофаг»: границы лингвокреативности и стереотипности в рекламе. Критика и семиотика. 2020; 1: 114-142. https://doi.org/10.25205/2307-1737-2020-1-114-142 
6. Сотникова Е.С. Лингвокреативность в дискурсе социальной рекламы. Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2021; 2:54-64.
7. Дзюба А.В. Объектно-ориентированная классификация игры слов в рекламе (на материале испанского языка). Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2018; 2(17):107-115. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2018.12 
8. Lantz-Andersson A. Language play in a second language: Social media as contexts for emerging Sociopragmatic competence. Education and Information Technologies. 2018; 23:705–724. https://doi.org/10.1007/s10639-017-9631-0 
9. Зыкова И.В., Киосе М.И. Креативные возможности фразеологии в контрастивном ракурсе: кинодискурс vs дискурс детской литературы. Вестник НГУ. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2021; 3:5-19. https://doi.org/10.25205/1818-7935-2021-19-3-5-19 
10. Абрамова Е.С. Массмедийный дискурс: сущность и особенности. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014; 12(42):17-19.
11. Скороходова Е.Ю. Современное состояние функционально-стилистической системы русского литературного языка. Вопросы филологии. 2007; 1(25):50-54.
12. Палий Т.П., Потеряхина И.Н. Лингвистическая реконструкция конфликта в медиа-дискурсе. Университетские чтения-2018. Материалы научно-метод. чтений ПГУ. Пятигорск: ПГУ. 2018:52-56.
13. Абдуллина Л.Р., Артамонова Е.В. Манипулятивный потенциал цветонаименований в креолизованных текстах рекламы декоративной косметики (на материале французского и русского языков). Научный диалог. 2019; 2:9-21. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2019-2-9-21
14. Моногарова А.Г., Багиян А.Ю. Русскоязычный банк параллельных электронных текстов, содержащих вербальные маркеры манипулятивного воздействия и фактологическую информацию, свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2021621693 от 10.08.2021 г.
15. Гейтс и Сорос отметили 11-летие своего клуба, заразив планету COVID-19. Телеканал Царьград. Доступно по: https://rostov.tsargrad.tv/articles/gejts-i-soros-otmetili-11-letie-svoego-kluba-zaraziv-planetu-cov.... Ссылка активна на 20.10.2021.
16. Иллюминаты. Словари и энциклопедии на Академике. Доступно по: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/938785. Ссылка активна на 20.10.2021.
17. У вас еще есть сомнения??? Социальная сеть Одноклассники.ру. Доступно по: https://vk.com/wall414984245_89801. Ссылка активна на 20.10.2021.
18. Унтилова И.Л. Концепт «Новый мировой порядок» в современной политологии. Общество. Коммуникация. Образование. 2012; 148:114-117.
19. Шашурин С.П. о передаче активов СССР – НАРОДУ! Социальная сеть Одноклассники.ру. Доступно по: https://ok.ru/vstavays/topic/151389451443113. Ссылка активна на 20.10.2021.
20. Омельяненко В.А. Отонимные прагматонимы с национально-культурным компонентом в российской рекламе. Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2018; 3(9):712-728. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2018-9-3-712-728 
21. Палий Т.П., Потеряхина И.Н. Задачи лингвоэкологии в контексте особенностей репрезентации конфликтогенной коммуникации (на материале российских и американских СМИ). Современные исследования социальных проблем. 2018; 3-3(10):221-227.
22. Рассекречены отчеты ВБ и ЦРУ о плановой депопуляции программ Фонда Рокфеллера. Живой Журнал. Доступно по: https://skif1959.livejournal.com/6106917.html. Ссылка активна на 20.10.2021.
23. Психология цвета: значение цветов в дизайне, рекламе и маркетинге. Canva. Доступно по: https://www.canva.com/ru_ru/obuchenie/znachenie-cvetov-kak-primenit-v-dizajne-i-marketinge/. Ссылка активна на 20.10.2021.
24. Путин готовит в России массовое уничтожение людей. Это нужно остановить! Живой Журнал. Доступно по: https://shabdua.livejournal.com/7979874.html. Ссылка активна на 20.10.2021.
25. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Доступно по: https://digital.gov.ru/ru/activity/advisories/7/. Ссылка активна на 20.10.2021. 


Количество показов: 345

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх