Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 811.112-81-25
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-1-106-116

Лингвокреативность как определяющая черта лингвистической специфики детской речи (на материале немецкого языка)

Авторы: Лебеденко Г.А., Шавкун Н.С., Корин С.


Получена: 21.01.2022 Принята: 10.02.2022 Опубликована онлайн: 25.03.2022

Резюме: Настоящая статья посвящена вопросам исследования феномена лингвокреативности в речи ребенка старшего дошкольного и младшего школьного возраста на материале немецкого языка. Актуальность данного исследования обусловлена повышенным вниманием лингвистов к изучению различных аспектов становления языковой личности, в том числе исследованию лингвокреативности детской речи. Целью статьи является анализ средств актуализации лингвистической креативности в дискурсе ребенка, заключающейся в специфичном использовании средств различных языковых уровней. Материалом исследования послужили речевые примеры, полученные в результате анкетирования и интервьюирования носителей языка, а также материалы корпуса детской спонтанной речи Дортмундского исследовательского центра. Выявлено, что категория лингвокреативности находит отражение на различных уровнях языковой системы в рамках детского дискурса и является ведущей характеристикой речи ребенка старшего дошкольного и младшего школьного возраста. На фонетическом уровне явление лингвокреативности вербализуется посредством использования приемов звуковой игры, слогового речитатива, распевного произнесения слогов. Выявлено, что на лексическом уровне лингвокреативность отражается в нестандартном использовании ребенком различных словообразовательных возможностей языка. Особую функцию выполняет прием языковой игры, как на уровне слова, так и на уровне текста.
Категория лингвокреативности тесно связана с процессом социализации и служит средством выражения самопрезентации ребенка в мире взрослых и сверстников. Дальнейший анализ эмпирического материала дает возможность выявить ряд других приемов различных уровней, на которых актуализируется явление лингвокреативности, а также провести анализ лингвокультурологической специфики детского речетворчества в сравнении с другими языками.

Статья подготовлена по результатам обсуждения доклада на IV Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии и креативность в исследовании и преподавании иностранных языков и культур».

Ключевые слова:  лингвокреатиность, детская речь, дискурс, фонетический уровень, лексический уровень, текстовое речетворчество, языковая игра.

Для цитирования: Лебеденко Г.А., Шавкун Н.С., Корин С. Лингвокреативность как определяющая черта лингвистической специфики детской речи (на материале немецкого языка). Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. №1. С. 106–116.

For citation: Lebedenko G.A., Shavkun N.S., Korin S. Specificity of Linguistic Creativity in Children’s Speech (Based on German Language Material). Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2022, no 1, pp. 106–116 (In Russ.).

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

Лебеденко Г.А.1*, Шавкун Н.С.2, Корин С.3
1, 2, 3 Пятигорский государственный университет; 
357532, Пятигорск, пр. Калинина, 9; Российская Федерация,
1 ORCID ID: 0000-0002-0282-2652;
Web of Science Researcher ID: W-4157-2017;
2 ORCID ID: 0000-0002-6511-7950;
3Германская служба академических обменов,
53175, Бонн, Германия, ул. Аллея Кеннеди, 50,
ORCID ID: 0000-0002-2045-1226;
*e-mail: lebedenko@pgu.ru


Список литературы:
1. Лемяскина Н.А. Жанр фэнтези в языковом сознании младшего школьника. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2020; 1:51-53. Доступно по: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylolog/2020/01/2020-01-12.pdf. Ссылка активна на 10.10.2021. 
2. Тарасенко Е.В. Каузальность синтаксических концептов и речевых актов. Мир науки. Социология, филология, культурология. 2020; 3(11):14-15. Доступно по: https://sfk-mn.ru/PDF/19FLSK320.pdf. Ссылка активна на 8.10.2021.
3. Харченко В.К. «Чужое слово» в динамике детской речи. Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. 2019; 17:200-207. Доступно по: http://journals.uspu.ru/attachments/ article/2340/18.pdf. Ссылка активна на 8.10.2021.
4. Bönsch-Kauke M. Kinderhumor im Schulalltag beobachtet: Wofür brauchen Kinder Humor und worüber lachen sie, wenn sie unter sich sind? TELEVIZION. 2003; 1(16): 18-22.
5. Гридина Т.А. «Через язык открывается дитяти сознание...»: Соотношение вербального и предметного кодов в детской картине мира. Филологический класс. 2018; 2(52):65-70. DOI: https://doi.org/10.26170/fk18-02-11.
6. Shiryaeva T., Arakelova A., Golubovskaya E., Mekeko N. Shaping Values with «You Tube Freedoms»: Linguistic Representation and Axiological Charge of the Popular Science IT-Discourse. Heliyon. 2019; 5(12). DOI: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2019.e02988. Доступно по: https://www.researchgate.net/publication/337816105_Shaping_values_with_YouTube_freedoms_linguistic_r.... Ссылка активна на 10.10.2021.
7. Кононова. Ю.Н. Детский дискурс: аспектология и типология. Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2013; 3:122-125.
8. Багиян А.Ю. Дискурсивные механизмы популяризации элементов научного знания: когниолингвистический аспект (на материале английского языка). Научный диалог. 2017; 6:9-28. DOI: https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-6-9-28
9. Зыкова И.В., Киосе М.И. Креативные возможности фразеологии в контрастивном ракурсе: кинодискурс vs дискурс детской литературы. Вестник НГУ. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2021; 3:5-19. DOI: https://doi.org/10.25205/1818-7935-2021-19-3-5-19 Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnye-vozmozhnosti-frazeologii-v-kontrastivnom-rakurse-kinodi.... Ссылка активна на 15.10.2021.
10. Самигулина Ф.Г., Григорьева Н.О. Детская языковая личность в онтогенезе: моно- и билингвальная специфика. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019; 2:27-35. DOI: https://doi.org/10.29025/2079–6021-2019-2-27-35.
11. Гридина Т. А. Речежанровый потенциал языковой игры в художественной литературе для детей. Филологический класс. 2020; 25(1):73–85. DOI: https://doi.org/10.26170/FK20-01-07.
12. Осокина С.А. «Свое» и «чужое» в детской речи. Вестник Томского государственного университета. Филология. 2018; 55:88-105. DOI: https://doi.org/10.17223/19986645/55/7 Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/svoe-i-chuzhoe-v-detskoy-rechi. Ссылка активна на 24.10.2021. 
13. Амзаракова И.П. Проблемы и перспективы изучения детской речи. Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. 2014; 7:12-16. 
14. Добря М.Я. Динамизм детской речи и его проявление в освоении элокутивных средств ребенком. Мир науки, культуры, образования. 2013; 5(42):284-286.
15. Dortmunder Korpus der spontanen Kindersprache. Teilkorpus Teresa. Essen: Die Blaue Eule; 2008.
16. Du bist drin!: Die schönsten Geschichten aus dem Internet-Erzählwettbewerb. Berlin: Beltz und Gelberg; 2013.


Количество показов: 261

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх