Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 81’373.217(23)
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-1-82-94

Особенности манипулирования в социальной сети “Instagram” (на примере англоязычного презентационного дискурса компании Pfizer)

Авторы: Триус Л.И., Папка Н.В.


Получена: 20.01.2022 Принята: 07.02.2022 Опубликована онлайн: 25.03.2022

Резюме: Исследование посвящено анализу инструментария, используемого в презентационном дискурсе социальных сетей крупных коммерческих компаний и организаций. Целью статьи является анализ жанровых и лексических особенностей англоязычного презентационного онлайн дискурса социальной сети Instagram для манипулирования целевой аудиторией. В качестве материала для анализа были взяты англоязычные тексты публикаций компании Pfizer на официальных страницах компании в социальной сети Instagram. В исследовании использованы метод целевой выборки материала, метод контекстологического описания и описательный метод для выявления и анализа приоритетных способов положительной самопрезентации корпораций. Результаты анализа лингвистических и паралингвистических средств, используемых представителями компании Pfizer в сети Instagram для манипулирования целевой аудиторией, выявили значительные преимущества одновременного использования вербального и невербального компонентов для усиления прагматического эффекта воздействия на реципиента посредством использования креолизованного текста в онлайн коммуникации. Отмечена комплексная природа гипержанра виртуального дискурса сети Интернет (гипертекстовость, интерактивность), способствующая порождению жанров и субжанров, функционирующих в социальной сети нелинейно. Публикуемый компанией Pfizer в сети Instagram англоязычный контент определен авторами как репитиционный (изображение, видео- и аудиоряд повторяют вербальный текст), выделительный (визуальный материал актуализирует определенный аспект), интегративный (картинка дополняет текст в интересах), изобразительно-центрический (изображение занимает главную позицию). Подчеркнута значимость использования нового типа коммуникативного воздействия на реципиента без открытого навязывания товаров и услуг, занимающего лидирующие позиции преимущественно в дискурсе социальных сетей компании Pfizer. На основе исследования выявлен ряд манипулятивных языковых тактик и лексико-стилистических приемов наиболее характерных англоязычному презентационному дискурсу социальной сети Instagram.
Актуализируется значимость широкого использования возможности презентационного дискурса социальных сетей, позволяющего представителям компаний выстраивать с клиентурой доверительные дружеские отношения и формировать особую систему ценностей межличностного взаимодействия с целевой аудиторией посредством эксплуатации возможностей разноуровневой коммуникации сети Instagram: персональной (личностной)/ институционализированной (организационной); вербальной/ невербальной.

Статья подготовлена по результатам обсуждения доклада на IV Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии и креативность в исследовании и преподавании иностранных языков и культур».

Ключевые слова: самопрезентация, манипулирование, презентационный дискурс, онлайн коммуникация, прагматика текста, креолизованный текст.

Для цитирования: Триус Л. И., Папка Н.В. Особенности манипулирования в социальной сети “Instagram” (на примере англоязычного презентационного дискурса компании Pfizer). Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. №1. С. 82–94.

For citation: Trius L., Papka N.V. Some Aspects of Online Discourse Manipulation on Social Media (the case of Instagram English Presentational Discourse of Pfizer Inc.) Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2021, no 1, pp. 82–94 (In Russ./In Engl.). 

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

Триус Л.И.1*, Папка Н.В.2
1Пятигорский государственный университет;
357532, Пятигорск, Российская Федерация, пр. Калинина, д. 9;
1ORCID ID: 0000-0001-5951-3140;
 2 ORCID ID: 0000-0001-5239-7749
*e-mail: lilya_trius@mail.ru


Список литературы:
1. Матвеева Е.О. Имидж социальных ролей в современном рекламном тексте: психолингвистический аспект. Человек в информационном пространстве: сборник научных статей. Под общ. ред. Т.П. Курановой. Ярославль: РИО ЯГПУ; 2019: 119-122. https://elibrary.ru/item.asp?id=38206587.
2. Карпоян С.М. Instagram как особый жанр виртуальной коммуникации. Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2015; 12(54) (III): 84-88. Доступно по: https://www.gramota.net/materials/2/2015/12-3/21.html . Ссылка активна на 23.11.2021.
3. Дементьев В.В. Лингвоэкология через призму речевых жанров: сфера новых «технологических» коммуникаций. Экология языка и коммуникативная практика. 2015; 2: 22-24. https://elibrary.ru/item.asp?id=25147494
4. Лутовинова О.В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса. Волгоград: Перемена; 2009: 477. Доступно по: http://bookre.org/reader?file=1475441&pg=1 . Ссылка активна на 23.11.2021.
5. Горошко Е.И., Жигалина Е.А. Виртуальное Жанроведение: устоявшееся и спорное. Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». 2011; 24 (63). 1 (1): 105-124. https://elibrary.ru/item.asp?id=18963567 .
6. Рязанцева Т.И. Теория и практика работы с гипертекстом (на материале английского языка). М.: Издательский центр «Академия»; 2008: 208. Доступно по: https://academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_21094.pdf . Ссылка активна на 25.10.2021.
7. Bardin L. Le texte et l’image. Communication et langages. 1975; 26: 98-112.
8. Лиштван М.А. О взаимодействии составляющих гетерогенного текста по специальности. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2007;  (9): 172-177. Доступно по: http://eprints.tversu.ru/899/1/%D0%9B%D0%B8%D1%88%D1%82%D0%B2%D0%B0%D0%BD_9(2007).pdf . Ссылка активна на 23.11.2021.
9. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция. Оптимизация речевого воздействия. М.: Наука; 1990: 180-186.
10. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). М.: Издат. центр «Академия»; 2003. Доступно по: https://www.academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_15578.pdf . Ссылка активна на 08.11.2021.
11. Щурина Ю.В. Комические креолизованные тексты в интернет-коммуникации. Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2010; 57: 82-86. https://elibrary.ru/item.asp?id=15119759
12. Горошко Е.И. Гендерные аспекты коммуникаций на примере образовательных практик интернета. Educational Technology & Society. 2008; 11 (2). Доступно по: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v11_i2/html/6.htm . Ссылка активна на 08.10.2021.
13. Стрельцова О.И. Черты презентационного дискурса в Instagram. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020; (13) 8: 145-149. https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.8.28 .
14. Щурина Ю.В. Жанровое своеобразие социальной сети Instagram. Жанры речи. 2016; 1 (13): 156-168. http://10.18500/2311-0740-2016-1-13-156-168 .
15. Магомедова К.М. Специфика коммуникативного дискурса (на материале социальной сети Instagram). Научные исследования в современном мире. Теория и практика. Сборник избранных статей Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. СПб.; 2021: 121-122. https://elibrary.ru/item.asp?id=46418416 .
16. Официальный сайт компании Pfizer Inc. Доступно по: https://www.pfizer.com/about/our-mission . Ссылка активна на 10.10.2021.
17. Атягина А.П. Твиттер как новая дискурсивная практика в сети. Вестник Омского ун-та. 2012; 4 (66): 203-208. https://elibrary.ru/item.asp?id=21004141 .
18. Solis B. The Hashtag Economy. Доступно по: http://www.briansolis.com/2011/06/hashtag-this-theculture-of-social-media-is/ . Ссылка активна на 06.09.2021.
19. Shiryaeva T.A., Gelyaeva A.I., Alikaev R.S., Huchinaeva D.D., Toguzaeva M.R. A theory-driven framework for the study of language in business. XLinguae. 2018; (11) 1: 82-90. Доступно по: https://doi.org/10.18355/XL.2018.11.01.08.

20. Олянич А.В. Презентационный дискурс. Дискурс-Пи: научный журнал. 2015; 3-4 (20-21): 148-150. https://elibrary.ru/item.asp?id=25470117
21. Ухова Л. В. «Продвигающий текст»: понятие, особенности, функции. Верхневолжский филологический вестник. 2018; 3: 71-82. https://doi.org/10.24411/2499-9679-2018-10136.
22. Олянич А.В. Презентационная теория дискурса: монография. Волгоград: Парадигма; 2004: 507. Доступно по: https://www.academia.edu/4359587/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F_%D0%9E... . Ссылка активна на 10.10.2021.
23. Буторина Е.П. Языковые средства и коммуникативные стратегии продвигающих текстов в социальных сетях. Язык и речь в Интернете: личность, общество, коммуникация, культура: сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Под общ. ред. А. В. Должиковой, В. В. Барабаша. М.: РУДН, 2020; (1): 208-219. Доступно по: http://phil.rudn.ru/images/%D0%A2%D0%BE%D0%BC1_%D0%AF%D0%B7%D1%8B%D0%BA%20%D0%B8%20%D1%80%D0%B5%D1%8... . Ссылка активна на 10.10.2021.
24. Иойлева Г.В. Сознание в сфере информатизации общества. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014; 4: 36-41. https://elibrary.ru/item.asp?id=22444346


Количество показов: 353

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх