Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 81’42:811.11
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-1-42-50

К вопросу об актуализации ключевых концептов англоязычной паремиологической картины мира в научно-популярном деловом дискурсе

Авторы: Натхо О.И., Ширяева Т.А.


Получена: 17.01.2022 Принята: 10.02.2022 Опубликована онлайн: 25.03.2022

Резюме: В статье исследуются базовые концепты паремиологической картины мира носителей английского языка, основные особенности их выражения и когнитивно-дискурсивные характеристики паремиологических единиц английского языка в аспекте их функционирования в научно-популярном деловом дискурсе. Основная цель статьи – выделить базовые концепты и показать их процентную репрезентацию, кроме того самые часто употребляемые (связанные с общими показателями) в контексте научно-популярного делового дискурса паремии, которые реализуют данные концепты. Авторы полагают, что с данными, полученными с помощью определения базовых концептов и паремиологических единиц, выражающих их, когнитивный и языковой потенциалы паремиологического фонда английского языка представляются более точно. В работе представлены основные и значимые конструкции, важные с точки зрения и лексико-семантического группирования паремий и их концептуальной структуры. Авторы описывают шесть базовых лексико-семантических групп и соотносящихся с ними девять ключевых концептов, которые включают и организовывают всю гамму изученных пaрeмиологичeских примеров, частота использования которых наглядно представлена в диаграммах; приведены образцы представления данных ключевых концептов при помощи паремиологических единиц в произведениях англоязычного научно-популярного делового дискурса. В статье приводятся аргументы с когнитивно-дискурсивной, психологической и лингвокультурологической позиций о том, что культура может быть лучше всего представлена такими паремиями, в которых применяются ключевые и самые традиционные для человека или личности (общества) единицы языка и познания. Авторами сделан вывод, что в различных примерах из работ, где используется научно-популярный деловой дискурс, паремиями описываются, по существу, такие же концепты, что и в рамках концептуальной категоризации паремиологической картины мира английского языка. 

Статья подготовлена по результатам обсуждения доклада на IV Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии и креативность в исследовании и преподавании иностранных языков и культур»

Ключевые слова: паремия, концепт, научно-популярный деловой дискурс, англоязычная паремиологическая картина мира, лексико-семантическая группа, лингвокультура.

Для цитирования: Натхо О.И., Ширяева Т.А. К вопросу об актуализации ключевых концептов англоязычной паремиологической картины мира в научно-популярном деловом дискурсе. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. №1. С. 42–50.

For citation: Natkho O.I., Shiryaeva T.A. The Verbalization Issue of the Key Concepts of the English Paremiological Picture of the World in the Popular Science Business Discourse. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2022, no 1, pp. 42–50 (In Engl.). 

PDF (ENG)

Язык: английский


Об авторе:

Натхо О.И.1, *Ширяева Т.А.2
Пятигорский государственный университет,
357532, Пятигорск, пр. Калинина, 9; Российская Федерация, 
1ORCID ID: 0000-0002-9638-7507;
2ORCID ID: 0000-0001-5508-8407; 2Scopus Author ID: 57200450177;
*e-mail: shiryaevat@list.ru 


Список литературы:
1. Талапина М.Б. К вопросу о содержании понятия «картина мира». Международный научно-исследовательский журнал. 2013; 7-4 (14): 45-47.
2. Degaetano-Ortlieb S., Teich E. Toward an optimal code for communication: The case of scientific English. Corpus Linguistics and Linguistic Theory. 2019; 18 (1): 175-207. Доступно по: https://doi.org/10.1515/cllt-2018-0088.
3. Ширяева Т.А., Авшаров А.Г. Cоциокогнитивное моделирование как методологическая основа изучения делового дискурса.   Вопросы  когнитивной лингвистики. 2018; 1 (54): 94-102. Доступно по: https://DOI: 10.20916/1812-3228-2018-1-94-102.
4. Костюшкина Г.М. [и др.]. Концептуализация и категоризация в языке: Монография. Иркутск: Изд-во Иркутского гос. лингв. ун-та, 2006: 3-49.
5. Ярцева К.В. Понятие «картина мира». Адаптивная функция картины мира. Вестник Северного (Арктического) федерального ун-та. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 2010; 4: 87-90.
6. Irimiea S.B. Professional discourse as social practice. European Journal of Interdisciplinary Studies. 2017; 9 (1): 108-119. Доступно по: https://doi.org/10.26417/ejis.v9i1.p108-119.
7. Shiryaeva T.A., Gelyaeva A.I., Alikaev R.S., Huchinaeva D.D., Toguzaeva M.R. A  theory-driven framework for the study of language in business.  XLinguae. 2018; 11(1): 82-90. Доступно по: https://doi.org/10.18355/XL.2018.11.01.08.
8. Алимурадов О.А., Каратышова М.А. Красота в языке: гендерный и прагмалингвистический анализ комплиментарного речевого поведения. Пятигорск: СНЕГ, 2010: 140.
9. Schäfer M.S., Kessler S.H., Fähnrich B. Analyzing science communication through the lens of communication science: Reviewing the empirical evidence. In: A. Leßmöllmann, M. Dascal, Th. Gloning (eds.). Science Communication. Berlin, Boston: De Gruyter Mouton, 2019: 77-104. Доступно по: https://doi.org/10.1515/9783110255522-004.
10. Карасик В.И. О типах дискурса. Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. Волгоград: Перемена, 2000: 5-20.
11. Слышкин Г.Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. М.: Academia, 2000: 128.
12. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Изд. 2-е. М.: ЛКИ, УРСС Эдиториал, 2010: 264.
13. Natkho O.I., Sardalova L.R. Cognitive-discoursive functions of the English language paremiological units. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2020; 1: 59-68. Доступно по: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2020-1-59-68.
14. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983: 32-33.
15. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Академический Проект, 2004: 45-61.


Количество показов: 337

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх