Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 811.161.1’42:811.161.1’27
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2021-4-90-103

Политические советские плакаты и современные мультимодальные тексты: когнитивный опыт в процессе восприятия и категоризации действительности

Авторы: Д.Р. Мухаметшина, Ю.Ю. Данилова


Получена: 22.10.2021 Принята: 16.11.2021 Опубликована онлайн: 25.12.2021

Резюме: В статье описываются особенности взаимодействия знаков разных семиотических систем в контексте мультимодальных текстов, которые рассматриваются как особый информационный конструкт и воспринимаются через зрительный канал коммуникации, совмещающий вербальный, графический, иконический, цветовой коды. 
Целью работы стала попытка произвести комплексный анализ мультимодальных политических текстов, где центральным становится образ исторической личности Сталина, что позволит проследить трансформацию восприятия и оценки жизнедеятельности неоднозначного политика в сознании советского и российского человека и, как следствие, лингвосоциума в целом. 
Материалом для исследования послужили советские политические плакаты середины XX в. и современные мультимодальные тексты, общее количество которых составили 53 и 67 примеров соответственно.
Совокупность методов (систематизация и обобщение, сплошной выборки, контекстуальный, интертекстуальный и сравнительный анализы) обусловлена целесообразностью, логикой и исторической ретроспективой исследования.
Это позволило реконструировать так называемое когнитивное прошлое, зафиксированное в историческом сознании: в статье раскрыт образ Сталина в советских плакатах и современных мультимодальных текстах, выявлена специфика восприятия, категоризации и отношения советского/российского общества к своему прошлому и настоящему. Так, образ Сталина на плакатах 1930-1953-х гг. максимально идеализирован и аллегоричен, что обусловлено манипулятивной функцией – пропагандой культа личности: ведущими становятся темы патриотизма, долга и благодеяния и призваны сформировать в массовом сознании устойчивое заведомо положительное представление о светлом коммунистическом будущем всей страны и ее каждого отдельного советского гражданина. В современных мультимодальных текстах находят отражение два диаметрально противоположных взгляда на личность и жизнедеятельность Сталина: с одной стороны, положительный, идеализированный образ политика, его ностальгическое восприятие; с другой – негативное (ироничное) представление «ситуации прошлого», что обусловлено историческим контекстом, культом личности и его развенчанием после смерти вождя. Специфика данных типов текстов во многом обусловлена авторской лингвопрагматической установкой и экстралингвистическими факторами.

Ключевые слова: мультимодальные тексты; политические советские плакаты; современные политические мультимодальные тексты; демотиватор; мем; вербальные коды; графические коды; иконические коды; И.В. Сталин; концетуализация; категоризация.

Для цитирования: Мухаметшина Д.Р., Данилова Ю.Ю. Политические советские плакаты и современные мультимодальные тексты: когнитивный опыт в процессе восприятия и категоризации действительности. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. №4. С. 90–103.

For citation: Mukhametshina D.R., Danilova Yu.Yu. Political Soviet posters and modern multimodal texts: cognitive experience in the process of perception and categorization of reality. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2021, no 4, pp. 90–103 (In Russ.).

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

Д.Р. Мухаметшина1, Ю.Ю. Данилова*2

1,2 Казанский федеральный университет (Елабужский институт),
423604, Елабуга, Республика Татарстан, Российская Федерация, ул. Казанская, 89;
1 ORCID ID: 0000-0002-6801-1481; Researcher ID: E-4035-2017
Scopus Author ID: 57202401329
2 ORCID ID: 0000-0003-0004-5885; Researcher ID: ABH-3745-2020;
Scopus Author ID: 56921918300 (Danilova Yu.Yu.); 56073984100 (Danilova J.J.)
* e-mail: danilovaespu@mail.ru


Список литературы:
1. Ворошилова М.Б. Советский политический плакат и современная рок-обложка. Политическая лингвистика. 2008; 26. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/sovetskiy-politicheskiy-plakat-i-sovremennaya-rok-oblozhka Ссылка активна на: 26.09.2021. 
2. Ворошилова М.Б. Креолизованный текст в политическом дискурсе. Политическая лингвистика. 2007; 23. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/kreolizovannyy-tekst-v-politicheskom-diskurse Ссылка активна на: 26.09.2021. 
3. Ворошилова М.Б. Креолизованный текст: принцип целостности или принцип заменяемости. Политическая лингвистика. 2013; 4(46): 177-183. 
4. Нуриева Д.Р. Советская политическая военная карикатура как поликодовый текст. Политическая лингвистика. 2015; 4(54): 106-111. 
5. Сподарец О.О. Воздействующий потенциал изобразительного ряда в креолизованных текстах политического дискурса СМИ (на материале современного американского политического медиадискурса). Политическая лингвистика. 2015; 4. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/vozdeystvuyuschiy-potentsial-izobrazitelnogo-ryada-v-kreolizovanny... Ссылка активна на: 26.09.2021.
6. Чигаев Д.П. Креолизованная лексема. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2008; 2: 82-85. 
7. Губина Е.А. Вербально-пикториальные гибриды как объект лингвистического исследования: к постановке проблемы. Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2021; 1: 36-47. DOI 10.18522/1995-0640-2021-1-36-47.
8. Калашникова Е.В. Лингвистика изображения в исследованиях современных немецких лингвистов. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2020; 13(842). Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvistika-izobrazheniya-v-issledovaniyah-sovremennyh-nemetskih-l... Ссылка активна на: 26.09.2021.
9. Уварова Е.А. Иконический компонент поликодового медиатекста и его стилистический потенциал. Преподаватель ХХI век. 2020; 2-2. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/ikonicheskiy-komponent-polikodovogo-mediateksta-i-ego-stilistiches... Ссылка активна на: 26.09.2021. 
10. Чернявская В.Е. Визуальность в социокультурной проекции. Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2021; 2(28): 96-109. DOI 10.23951/2312-7899-2021-2-96-109.
11. Чернявская В.Е. Медиальность: опыт осмысления формирующейся парадигмы в лингвистике. Медиалингвистика. 2015; 1(6): 7-14. 
12. Чернявская В.Е. Медиальный поворот в лингвистике: поликодовые и гибридные тексты. Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2013; 2 (23): 122-127.
13. Данилова Ю.Ю., Нуриева Д.Р. Советские плакаты как средство визуально-вербальной политической агитации. Мир науки, культуры, образования. 2015; 2(51): 408-411. 
14. Павлина С.Ю. Политический плакат как поликодовый текст. Политическая лингвистика. 2019; 2(74): 100-106. DOI 10.26170/pl19-02-11.
15. Novospasskaya N.V. The Formation of Polycode Text Theory. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics. 2021; 2: 501-513. DOI 10.22363/2313-2299-2021-12-2-501-513. 
16. Пиш А. Сталин заботится о каждом из нас из Кремля: признательность и благодарность в политических плакатах эпохи сталинизма. Новейшая история России. 2013; 3(8): 37-54.


Количество показов: 341

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх