Историография как предмет концептуально-ценностного анализа (на материале источников о МИШЕЛЕ МОНТЕНЕ)
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Историография как предмет концептуально-ценностного анализа (на материале источников о МИШЕЛЕ МОНТЕНЕ)

УДК 81-112
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2021-3-172-182

Историография как предмет концептуально-ценностного анализа (на материале источников о МИШЕЛЕ МОНТЕНЕ)

Авторы: В.А. Райскина


Получена: 23.07.2021 Принята: 19.08.2021 Опубликована онлайн: 25.09.2021

Резюме: Статья посвящена описанию процедуры и результатов концептуально-ценностного анализа источников, посвященных жизни и творчеству писателя XVI в. и философа-гуманиста Мишеля Монтеня. Целью концептуально-ценностного анализа служит выявление содержательных, онтологических и ценностных смыслов, представленных в сформированном историографическом корпусе. Материалом для анализа послужили тексты на русском, английском, французском, итальянском, немецком и украинском языках, относящиеся к научному и научно-историческому дискурсу вариативной тематики, объединенные персоналией М. Монтеня. Обосновывается введение и применение термина историография персоналии как текстового репертуара, формирующего сбалансированный корпус, который содержит информации об отдельной личности на примере М. Монтеня. 
Концептуальные и аксиологические компоненты рассматриваются на паратекстовом уровне. Проведенный лингвоаксиологический анализ заголовков научных трудов о М. Монтене направлен на выявление средств выражения субъективной оценки и аксиологических доминант в дискурсе современных исследователей в отношении жизни, деятельности и творчества философа эпохи Возрождения. Целью комплексного исследования заголовков, сочетающего лексико-семантический, концептуальный, аксиологический и контент-анализ, является классификация концептов, которые выражают центры научного интереса исследователей М. Монтеня, а также выявление аксиологических доминант исследований. В результате предпринятого анализа детерминированы базовые концептуальные поля – совокупности репрезентантов концептов, объединенных общими признаками. Рекуррентные концепты относятся к полям, которые отличаются высокой вариативностью: философские взгляды; литературное творчество; ценности и антиценности; другие; самоидентичность; интертекстуальность; политика; телесность; обучение и воспитание. Сформированный историографический корпус содержит исследования, направленные на всестороннюю реконструкцию личности, творчества, мышления и деятельности М. Монтеня. Актуальность предпринятого исследования обосновывает концептуальная поливалентность, которая свидетельствует об отсутствии выработанного в кругу ученых единого мнения относительно исследуемой персоналии.

Ключевые слова: оценка, историография, историография персоналии, концептуальный анализ, аксиологический анализ, концептуальное поле, Мишель Монтень

Для цитирования: Райскина В.А. Историография как предмет концептуально-ценностного анализа (на материале источников о МИШЕЛЕ МОНТЕНЕ). Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. №3. С. 172–182

For citation: Rayskina V.A. Historiography as a Subject of Conceptual and Axiological Analysis (Based on Sources about MICHEL MONTAIGNE). Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2021, no 3, pp. 172–182 (In Russ.)

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

В.А. Райскина

Московский городской педагогический университет;
129226, Москва, Российская Федерация, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4;
ORCID ID: 0000-0003-0610-6458;
Researcher ID: X-7555−2018


Список литературы:
1. Беленький И.Л., Наумова Г.Р., Парамонова М.Ю. Историография. БРЭ. Доступно по: https://bigenc.ru/world_history/text/2025312. Ссылка активна на 28.07.2021.2. Радченко О.А. Горизонты нарративной лингвоисториографии в новом столетии. Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. 2018;9(801):25-39.
3. Ростовцев Е.А., Сосницкий Д.А. Направления исследований исторической памяти в России. Вестник СПбГУ. История. 2014;2:106-126.
4. Попова Т.Н. Историография в человеческом измерении. Історіографічні дослідження в Україні. 2012;22:265-292.
5. Рянская Э.М., Яковлева А.М. Способы выражения авторской модальности в историографическом тексте. Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2019;2:73-81. DOI: 10.15593/2224-9389/2019.2.7.
6. Vikulova L.G., Tareva E.G., Gerasimova S.A., Rayskina V.A., Serebrennikova E.F. Retrospective semiometrics of the sign valeur. XLinguae. 2020;13(1):169 -183. DOI: 10.18355/XL.2020.13.01.13.
7. Карасик В.И. Нарративное измерение лингвокультурных ценностей. Язык и культура. 2019;47:59-75. DOI: 10.17223/19996195/47/4.
8. Стрельцова Г.Я. Монтень. Философы Франции: словарь. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив;2016:323-325.
9. Виппер Ю.Б. Монтень. История всемирной литературы: В 8 томах. М.: Наука; 1985;3:270-276. Доступно по: http://svr-lit.ru/svr-lit/vsemirnaya-literatura-france/monten.htm. Ссылка активна на 28.07.2021.
10. Косиков Г.К. Последний гуманист, или Подвижная жизнь истины. Опыты. Избранные главы. М.: Правда; 1991:6-32.
11. Suleimanova O.A., Petrova I.M. Using big data experiments in cognitive and linguo-cultural research in English and Russian. Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2020;13(3):385-393. DOI: 10.17516/1997-1370-0561.
12. Чернявская В.Е. Прошлое как текстовая реальность: методологические возможности лингвистического анализа исторического нарратива. Вестник Томского государственного университета. Филология. 2016;3(41):76-87. DOI: 10.17223/19986645/41/7.
13. Montaigne M.E. Les Essais, d’après l’exemplaire de Bordeaux. The Montaigne project. Available at: https://www.lib.uchicago.edu/efts/ ARTFL/projects/montaigne/. Accessed 28.07.2021. 
14. Дубнякова О.А., Кашина Т.А. Коммуникативно-прагматические особенности личного дневника. Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2017;1(25):42-49.
15. Викулова Л.Г., Серебренникова Е.Ф., Герасимова С.А. Экстенсия концепта identité: от понятия к аксиологеме. Человек и его язык: диахрония и синхрония, новые идеи и подходы. Мат. XIX Междунар. научн. конф. школы-семинара им. Л.М. Скрелиной. Петрозаводск, 2019:206-215.
16. Wiesmann M.-A. Intertextual Labyrinths: Ariadne’s Lament in Montaigne’s ‘Sur Des Vers De Virgile’. Renaissance Quarterly. 2000;53(3):792-820.
17. Викулова Л.Г. Французский литератор XVII века: энциклопедическая доминация, лингвистическая компетенция, коммуникативное лидерство. Древняя и новая Романия. 2016;17:266-278.
18. Должич Е.А., Попова Т.Г. Интертекстуальные связи в испанском научном дискурсе. М.: РУДН, 2012.
19. Райскина В.А. Средства аксиологической концептуализации средневекового рыцарства в научно-историческом дискурсе XX-XXI вв. Филология в контексте коммуникации и современной культуры. Т. 1: мат. Междунар. филол. конгресса. Краснодар, 2020:253-258.


Количество показов: 227

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх