Сетевой образовательный дискурс в условиях межкультурной коммуникации
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Сетевой образовательный дискурс в условиях межкультурной коммуникации

УДК 81.42/371.3
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2021-3-87-98

Сетевой образовательный дискурс в условиях межкультурной коммуникации

Авторы: Иванова С.В.


Получена: 23.07.2021 Принята: 17.08.2021 Опубликована онлайн: 25.09.2021

Резюме: Настоящая работа обращается к исследованию репрезентанта образовательного дискурса – сетевого учебного ресурса, предназначенного для международной аудитории обучающихся. Актуальность настоящего исследования продиктована целым рядом значимых для современной лингвистики факторов. Прежде всего, интерес вызывает сам образовательный дискурс в силу его социальной значимости, а также в связи с выходом образовательного дискурса на конструирование реальности и идентичности. Также представляется актуальным использование понятийного и аналитического аппарата дискурсивной лингвистики, что предполагает выделение дискурсивных практик, задействованных при вербализации изучаемого сетевого ресурса. Наконец, весьма важно в настоящее время рассмотрение межкультурного ракурса развертывания образовательного дискурса, что влечет за собой обращение к его лингвокультурной специфике. Исследовательский фокус работы сосредоточен на анализе особенностей сетевого образовательного дискурса в условиях межкультурной коммуникации. Материалом исследования послужила рубрика 6-minute English популярного онлайн-ресурса BBC Learning English. Цель исследования состоит в выявлении дискурсивных доминант данного репрезентанта образовательного дискурса. На основе комплексной методики, которая предполагает использование метода лингвокультурологического декодирования и интерпретации культурологической информации, овнешненной языковыми средствами, нарративного анализа, анализа типов информации текста по И. Р. Гальперину, дефиниционного анализа, представляется возможным определить специфику образовательного онлайн-дискурса в условиях межкультурной коммуникации на предмет идентификации множественных дискурсивных практик. Данные дискурсивные практики (медиатизации, полифоничности, нарративизации, эксплицитной оценочности, рекомендательности, связанной со здоровым образом жизни) вписываются в интердискурсивность, которая прежде всего характеризует современный сетевой образовательный дискурс. В результате проведенного анализа можно постулировать, что в условиях межкультурной коммуникации данный ресурс репрезентирует ориентированную на универсальные ценности аксиологическую картину мира, которая базируется на медийной картине мира и существует как возобновляемый нарратив, конечной целью которого является формирование кросс-культурной идентичности.

Ключевые слова: идентичность, кросс-культурная идентичность, транснациональная идентичность, образовательный дискурс, нарратив, картина мира, аксиологическая картина мира

Для цитирования: Иванова С.В. Сетевой образовательный дискурс в условиях межкультурной коммуникации. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. №3. С. 87–98

For citation: Ivanova S.V. Online Educational Discourse in the Framework of Intercultural Communication. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2021, no 3, pp. 87–98 (In Russ.)

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

Иванова С.В. 

Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, 
196605, Санкт-Петербург, Пушкин, Российская Федерация, Петербургское шоссе, 10; 
ORCID ID: 0000-0002-0127-9934;
Scopus Author ID: 57194882590 
 


Список литературы:
1. Артюхова И.С. Образовательный дискурс как система ценностно-смысловой коммуникации субъектов образовательного процесса Развитие современного образования: теория, методика и практика: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 мая 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016: 56–59. DOI:10.21661/r-80659. Доступно по: https://docplayer.ru/44120271-Obrazovatelnyy-diskurs-kak-sistema-cennostno-smyslovoy-kommunikacii-su.... Ссылка активна на 15.07.2021.
2. Leontovich O.A. “A Mirror in which Everyone Displays their Image”: Identity Construction in Discourse. Russian Journal of Linguistics. 2017; 21 (2): 247—259. DOI: 10.22363/2312-9182-2017-21-2-247-259.
3. Yelenevskaya M. & Protassova E. Teaching languages in multicultural surroundings: New tendencies. Russian Journal of Linguistics. 2021; 25 (2): 546–568. DOI: https://doi.org/10.22363/2687-0088-2021-25-2-546-568
4. 6-minute English. Intermediate level. Доступно по: https://www.bbc.co.uk/learningenglish/english/features/6-minute-english. Ссылка активна на 15.07.2021.
5. Fairclough N. Analysing Discourse. Textual Analysis for Social Research, New York: Routledge, 2003: 288.
6. Иссерс О.С. Люди говорят… Дискурсивные приметы нашего времени. Омск: Изд-во Омск. университета, 2012.
7. Bilá M., Ivanova S. Language, culture and ideology in discursive practices. Russian Journal of Linguistics. 2020; 24 (2): 219-252. DOI: 10.22363/2687-0088-2020-24-2-219-252.
8. Дзялошинский И.М., Пильгун М.А. Деловые коммуникации. Теория и практика. М.: Издательство Юрайт, 2020.
9. Куликова Л.В. Современные дискурсивные практики: границы понятия. Дискурсивные практики современной институциональной коммуникации: монография / под науч. ред. Л. В. Куликовой. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015; 9-11.
10. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. М.: «Языки русской культуры», 1999.
11. Байгожина Д.О., Клушина Н.И., Тахан С.Ш. Медиатизация культуры в дискурсе современных казахстанских медиа. Russian Journal of Linguistics. 2019;23(3);784-801. DOI: 10.22363/2312-9182-2019-23-3-784-801.
12. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002; 477.
13. Булгакова А.А. Топика в литературном процессе. Топика в литературном процессе. Гродно: ГрГУ, 2008.
14. Степанов А.Д. Понятие «топос» — проблема границ. Мир русского слова. 2018;2:41–46.
15. Тюпа В.И. Дискурсивная формация: очерки по компаративной риторике. М.: Юрайт, 2020: 274.
16. Молодыченко Е.Н. Метасемиотические проекты и лайфстайл-медиа: дискурсивные механизмы превращения предметов потребления в ресурсы выражения идентичности. Russian Journal of Linguistics. 2020;24(1): 117-136. DOI: 10.22363/2687-0088-2020-24-1-117-136.
17. Иванова С.В. Стилистика и риторика лайфстайл-дискурса. Дискурс профессиональной коммуникации. 2019;1(2):8-21. DOI: 10.24833/ 2687-0126-2019-1-2-8-21.
18. Zappettini F. Transnationalism as an Index to Construct European Identities: an Analysis of ‘Transeuropean’ Discourses. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. 2017;21(2):260-281. DOI: 10.22363/2312-9182-2017-21-2-260-281.
19. Дубровская Т.В. ‘I was the first westerner, the only English person’: дискурсивное конструирование национальной идентичности. Вестник РУДН. Серия: Лингвистика. 2015;2:25-40.
20. Hryniewicz L., Dewaele J.-M. Exploring the Intercultural Identity of Slovak Roma Schoolchildren in the UK. Russian Journal of Linguistics. 2017;21(2):282–304. DOI: 10.22363/2312-9182-2017-21-2-282-304.
21. Bilá M., Kačmárová A., Vaňková I. The encounter of two cultural identities: The case of social deixis. Russian Journal of Linguistics. 2020;24(2): 344–365. DOI: 10.22363/2687-0088-2020-24-2-344-365.


Количество показов: 748

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх